В) Средства педагогического взаимодействия преподавателя и обучаемых

 

    Создаваемые преподавателем методические средства педагогического взаимодействия с обучаемыми должны обеспечивать воспроизведение основных дидактических параметров учебного предмета. Это значит, что в качестве источника формирования средств обучения должны выступать:

а) способы профессиональной деятельности специалиста-выпускника;

б) научное знание, в достаточной степени обеспечивающее данную деятельность;

в) учебное знание, позволяющее успешно решать учебные задачи. Перевод содержания учебного предмета на методический уровень предполагает дополнение этого содержания еще двумя компонентами:

г) личная педагогическая позиция преподавателя по изучаемым вопросам;

д) содержание жизненного опыта обучаемых.

    Каждый из приведенных здесь факторов может быть в свою очередь представлен системой специальных методических средств, способных послужить основой для дальнейшей педагогической деятельности преподавателя. Рассмотрим каждое из этих средств более подробно.

· Способы профессиональной деятельности. Любая тема, включенная в процесс подготовки специалиста с необходимостью должна содержать те виды или способы профессиональной деятельности, которые она призвана обеспечить. Наиболее простое средство представления этих способов деятельности - обращение к нормативным документам, регламентирующим деятельность специалиста. В качестве таковых прежде всего выступают директивы, наставления и инструкции. Будучи представленными в ходе занятия они сами по себе достаточно много значат для воспроизведения деятельностной составляющей образования.

    Однако в таких описаниях сосредоточено в основном функциональное содержание деятельности специалиста. В то же время процесс преподавания носит как правило предметный характер. Поэтому преподавателю необходимо провести дополнительный анализ профессиональной деятельности по соотнесению функционального и предметного подхода.

    Для этого целесообразно построить своеобразную матрицу, в которой по вертикали будут представлены те элементы функциональных обязанностей, подготовку к которым предполагается осуществить в ходе данного занятия. В свою очередь по горизонтали должны быть представлены те компоненты структуры научного знания: объект, предмет, критерии, методы, "норма", способы воздействия, которые предполагается ввести на данном занятии для научного обеспечения данных способов профессиональной деятельности. В качестве примера может быть рассмотрена подобная схема научного обеспечения деятельности по изучению обучаемых (см. схему 25):

 

Объект научного исследования Объект воздей-ствия Предметное знание Критерии и показатели Методы исследова-ния Норма (исследо-вательская) Способы воздейст-вия
студенты          
 коллектив          

 

 Схема 25. Способ представления соотношения объекта деятельности и предмета изучения в учебном процессе.

В этом случае, каждой познавательной задаче соответствует определенная система психологического знания. Например - определение наличного уровня психологической готовности к учебной деятельности предполагает обращение к теории психологической подготовки; решение задачи по выявлению лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости предполагает обращение к теории психологического здоровья; всестороннее изучение индивидуально- психологических особенностей военнослужащих с целью выявления лиц, склонных к нарушению дисциплинарных норм предполагает обращение к теории отклоняющегося поведения.

    Помимо своего нормативного описания деятельность специалиста-выпускника может быть представлена через опыт еереализации конкретным представителем данного вида деятельности. В качестве таких описаний могут быть использованы тексты газетных и журнальных публикаций о лучших представителях данной специальности, в которых достаточно подробно раскрываются наиболее эффективные способы профессиональной деятельности. Тем самым преподаватель предлагает обучаемым для дальнейшего анализа определенные ситуации.      

    Выделяют три типа таких ситуаций:

- ситуация-иллюстрация (с помощью конкретного случая демонстрируется тот или иной способ решения профессионально значимой задачи);

- ситуация-оценка (излагается конкретный пример действий специалиста и определенное оценочное суждение о качестве используемого им способа решения);

- ситуация-проблема (дается описание конкретного случая как основания для выделения затруднений в деятельности специалиста и возможных путей по их преодолению).

    Еще одно средство представления деятельности - это демонстрация результатов деятельности. Так, для представления воспитательной деятельности командира может быть использована встреча обучаемых с бывшими воинами, которые могли бы поделиться своими впечатлениями о том, что делал их непосредственный начальник для их воспитания и перевоспитания. В качестве продукта деятельности командира могут быть представлены также различные документы, разрабатываемые им в целях обеспечения руководства и взаимодействия с подчиненными.

 

· Научное знание. Наиболее распространенным заблуждением является представление о том, что научное содержание занятий обеспечивается за счет использования учебников и учебных пособий. Дело в том, что учебники не являются "представителями" научного знания в полном смысле этого слова. Учебник - это прежде всего дидактическое средство, в котором научное содержание уже препарировано в интересах определенной дидактической системы. Поэтому, когда мы говорим о научной составляющей методических средств, то имеем в виду науку как таковую. Основными источниками таких "научных" средств являются:

- монографические издания, в которых представлены основные достижения науки по рассматриваемым на занятии вопросам;

- энциклопедии и словари, в которых представлена основная понятийная база данной отрасли науки;

- научные статьи из периодических научных изданий, в которых зафиксированы последние достижения научной мысли по интересующему нас вопросу;

- исследовательские средства и методики, овладение которыми входит в цель занятия;

- мемуарная и публицистическая литература по проблемам данной науки.

Рассмотрим средства представления каждого из названных источников содержания обучения более подробно.

         Монографические издания. Монография, по определению, это научный труд, посвященный углубленному рассмотрению одной темы, ограниченного круга вопросов. По сложившейся традиции основные результаты научной работы представляются именно в виде монографических описаний. Поэтому об уровне научной разработанности любого вопроса можно и нужно судитьпрежде всего по количеству и качеству имеющихся в науке монографий. В учебном процессе эта сторона содержания обучения может быть представлена прежде всего в виде основных монографических изданий по данному вопросу.

    Поскольку непосредственное изучение монографий как правило не входит в содержание обучения, то знакомство с этими изданиями носит скорее мировоззренческий характер. Это нужно для того, чтобы сформировать у обучаемых уверенность в научности того содержания, которое ему предлагается, расширить его научный кругозор, сформировать интерес для дальнейших занятий психологией.

    Непосредственное знакомство обучаемых с монографиями как правило представляет определенные трудности, связанные с необходимостью их поиска в библиотеке и большим объемом печатного текста. Поэтому в ходе занятия преподаватель как правило должен сориентировать обучаемых в содержании основных на его взгляд источников. Хорошо, когда эти монографии могут быть представлены преподавателем для непосредственного восприятия обучаемыми.

    В этом плане очень полезной может оказаться выставка литературы, на которой могут находиться и данные монографии. Процесс непосредственной демонстрации книг целесообразно дополнить представлением обучаемым:

а) информации об авторе данной монографии, дополненной демонстрацией его портрета и краткой биографической справкой;

б) специально подготовленной структурно-логической схемы издания, в которой должны быть раскрыты следующие аспекты:

n основные элементы внутреннего строения монографии (разделы, главы, параграфы и др.);

n основные понятийные средства разработанные и вводимые самим автором для рассмотрения данного вопроса;

n логическая взаимосвязь данной работы со всеми другими монографиями. Данный материал наиболее эффективно воспринимается обучаемыми в том случае, если он соответствующим образом графически оформлен в виде блок-схемы.

    Введение в учебный процесс монографической литературы позволяет представить в учебном процессе реальный уровень научной разработки того или иного направления. Однако при этом возникают определенные терминологические трудности, связанные с тем, что каждый автор монографии дает как правило свою интерпретацию основных понятий. Поэтому, наряду с авторскими позициями целесообразно представить в учебном процессе наиболее универсальные подходы к понимаю тех или иных понятий и категорий. Для этого преподавателю необходимо обратиться к имеющимся словарям по данной науке и выбрать оттуда те формулировки и подходы, которые являются на данный момент наиболее общеупотребительными.

         Энциклопедии и словари. Служат основным источником понятийных средств, вводимых преподавателем в ходе изучения определенной темы. В процессе преподавания психологии в качестве такого источника могут быть использованы следующие издания:

n Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990.

n Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993;

n Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998.

и др.

    Для введения основных понятий в ходе учебного занятия преподавателю целесообразно каждое из них представить на отдельной карточке, где по возможности зафиксировать:

- история возникновения данного понятия, кто впервые ввел его в научный оборот;

- основные этапы его развития в научной истории и основные ученые, внесшие свой вклад в его разработку;

- современное содержание этого понятия (по словарю);

- возможные ограничения в применении данного понятия и связь с другими, близкими по смыслу.

         Научные статьи. Предназначены как правило для представления широкой научной общественности результатов последних по времени научных исследований. При выборе публикаций, раскрывающих содержание данной темы наиболее целесообразно ориентироваться на общность того "объекта", который рассматривается в статье и который является объектом изучения в ходе занятия. Дело в том, что в научных статьях описываются как правило результаты конкретных психологических исследований. Такое описание имеет "объект-предметную" структуру. Соответственно, и полученные авторами статьи результаты применимы прежде всего к тем элементам объективной реальности, которые выступали в качестве объекта исследования. Соответственно и в ходе занятия наиболее целесообразно привлекать такой исследовательский материал, который наиболее полно раскрывает с позиций данной науки особенности интересующего нас объекта. Поэтому, если в ходе занятия речь идет,например, о взаимоотношениях в коллективе, то целесообразно привлекать исследовательский материал, в котором именно воинское подразделение выступает в качестве объекта психологического исследования.

    Ценным источником такого исследовательского материала выступают диссертационные работы в сфере психологии. Отсутствие научных периодических изданий делает их чуть ли не единственным источником современной психологической научной мысли. Тем более, что в каждой из них достаточно четко прописаны объект и предмет исследования, полученные научные результаты и практические рекомендации. Поскольку сами тексты диссертаций имеют ограниченное хождение, то основным источником сведений о проведенных диссертационных исследованиях могли бы стать их авторефераты. Но для этого хорошо бы ввести в практику работы диссертационного совета обязательную рассылку авторефератов во все учебные заведения страны, в которых осуществляется преподавание курса психологии. Это во многом компенсировало бы отсутствие военно-психологического журнала, не вызывая существенных материальных затрат со стороны соответствующих структур.

    Помимо психологических исследований источником исследовательского материала могут служить журнальные публикации в периодической научной печати. Сегодня круг периодических психологических изданий значительно расширился и включает следующие журналы и сборники:

- Вопросы психологии - издание Российской Академии образования;

- Психологический журнал - издание Российской Академии наук;

- Иностранная психология - издание Института Психологии Российской Академии наук

- Вестник МГУ. Серия 14. Психология - издание Московского Государственного университета;

- Московский Психотерапевтический Журнал - издание Психологического колледжа;

- Российский Психоаналитический Вестник - издание Российской Психоаналитической Ассоциации;

- Архетип - издание Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации;

- Мир психологии

- Психологическая наука и образование

и другие периодические издания.

    Использование таких исследовательских материалов в учебном процессе предполагает прежде всего демонстрацию степени проявления того психического явления, о котором идет речь. Для этого преподавателю необходимо прежде всего извлечь из текста статьи конкретные результаты применения той или иной методики исследования. Как правило их представление в тексте носит графический характер, что значительно облегчает процесс знакомства с ними для обучаемых. Для обучаемых представление данного материала может быть осуществлено по данной схеме:

* объект исследования и его место в структуре воинской деятельности и управления;

* проблема исследования и ее значение для управленческих кадров;

* критерии исследования и методы выявления показателей;

* полученные в ходе исследования результаты и их соотношение с ранее выявленной (нормативно заданной);

* предлагаемые методы и средства воздействия на ситуацию в интересах восстановления нормы.

         Исследовательские средства и методики. Помимо своих результатов наука в процессе обучения может быть представлена и своими методическими средствами сбора и обработки эмпирического материала. В этом случае обучаемому необходимо создать все необходимые условия для достаточно детального знакомства с предназначением и возможностями той или другой методики. Целесообразно представить:

- историю создания данной методики и ее авторов;

- основной круг показателей, которые она призвана выявлять,

- стимульный материал, используемый для взаимодействия с испытуемым;

- средства регистрации действий испытуемого;

- "ключи" к тестовым опросникам;

- средства статистической обработки полученных "сырых" результатов;

- нормативные данные, полученные при адаптации данной методики в ходе предыдущих исследований.

         Мемуарная и публицистическая литература. Помимо чисто научных средств в ходе занятия могут быть использованы и средства научной публицистики и мемуарной литературы. Это связано с тем, что в каждой предметной науке помимо "точного" знания содержится некая "философия науки", закрепленная прежде всего:

а) в высказываниях наиболее ярких представителей данной науки по наиболее общим мировоззренческим вопросам (отношение к миру);

б) в жизненном опыте самих ученых, закрепленном в биографических описаниях их современников или исследователей (отношение к другим);

в) в самооценках ученых, представителей других социокультурных ролей, закрепленных в автобиографических описаниях, эпистолярном наследии и других источниках (отношение к себе).

    Выявленные таким образом фрагменты духовной культуры фиксируются на карточках и используются в ходе занятия как элементы предъявляемого преподавателем содержания. Это особенно важно делать в том случае, когда на занятии речь идет о нерешенных еще проблемах науки. В этом случае на первый план выходит анализ исторических тенденций развития, который не может быть полным без учета личностного аспекта. И тогда биографии ученых становятся тем методическим материалом, с помощью которого преподаватель вводит обучаемых в "живую" ткань научного познания. Помимо чисто образовательных целей при этом во многом достигаются и воспитательные цели учебного занятия.

 

· Учебное знание по предмету. Для того, чтобы быть успешной деятельность педагога по представлению содержания учебного предмета с необходимостью должна опираться на систему уже существующих специальных дидактических средств, включающих:

- учебники и учебно-методические пособия,

- сборники задач и упражнений по данному предмету;

- хрестоматии и тексты;

- альбомы схем и атласы;

- собрание наглядных пособий и таблиц;

- обучающие программы для ЭВМ.

         Учебники и учебно-методические пособия. Преимущество учебников перед монографической литературой состоит в том, что в качестве основания для структурирования материала в них используется не структура науки, а структура учебного процесса. Соответственно, каждый новый раздел учебника - это соответственно новая тема изучения в учебном процессе. Поскольку учебная литература является наиболее доступной для обучаемых, то преподаватель в ходе занятия не обязан воспроизводить ее содержание в полном объеме. Его главная задача сводится к ориентировке курсанта в структуре и содержании учебной литературы и в постановке конкретной задачи на самостоятельную работу курсантов в часы самостоятельной подготовки.

    За все время преподавания психологии в учебных заведениях централизованным образом было издано всего несколько учебников. Среди них:

         Сборники задач и упражнений. Задачные средства представления содержания обучения помимо образовательной функции позволяют успешно реализовывать развивающую функцию обучения. Для этого в каждой учебной дисциплине имеется достаточно широкий спектр учебных заданий и упражнений, представленных, как правило в соответствующих изданиях. Так, например:

- Практикум по общей психологии. - М.: Просвещение, 1990;

- Практикум по общей и экспериментальной психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987;

и др.

    Задача преподавателя состоит не столько в разработке задачного материала, сколько в обеспечении адекватности привлекаемых задач целям занятия и уровню дидактической готовности обучаемых. В этой связи преподавателю важно суметь заранее определить возможности той или иной задачи по управлению когнитивной деятельностью обучаемых.

Практика преподавания психологии позволила накопить определенный арсенал задачных средств, достаточно широко апробированных в учебном процессе. Например, можно назвать такие издания как:

- Денисов В.И., Хальзов В.И. Сборник задач по психологии. - Ленинград, 1981;

    Все это позволило М.Ф. Овчару (см. его: Активизация познавательной деятельности курсантов средствами проблемных заданий. Дис.... канд. пед. наук. - М.,1985.) разработать обобщенную классификацию проблемных заданий по военной психологии (см. схему 26).

 

Видовой признак Проблемные задания
1. Изучение теоретических положений курса Ознакомительные задачи-иллюстрации; интригующие задачи; проблемные вопросы; ограниченные познавательные задачи; поисковые задачи; логические задания; исследовательские задания (индивидуальные и групповые) на самоподготовку.
2. Отработка практических действий Творческие упражнения: собственно творческие упражнения; проблемно-познавательные задачи; игровые ситуации(ознакомительные), ролевые упражнения; проблемогенные (безвопросные) задачи; практические задания -поручения; деловая педагогическая игра.
3. Закрепление знаний, навыков и умений Вводные и разминочные задачи и упражнения для совместного решения; самостоятельные упражнения и задачи; практические задания по обучению и воспитанию воинов.

 

Схема 26. Классификация проблемных заданий по военной психологии.

    Однако, представленные в этой классификации задачи носят в какой-то мере случайный характер и не позволяют говорить о целостной стратегии задачного обеспечения процесса развития мышления обучаемых. Кроме того, рассматриваемые задачи были предназначены в основном для подготовки, что значительно влияло на деятельностный аспект заданий. И, наконец, в указанных сборниках психологическая наука представлена довольно односторонне, что связано, прежде всего с существовавшей в недавнем прошлом монополией одного научного направления на рассмотрение всех психологических проблем. Все это свидетельствует о том, что перед преподавателями психологии в процессе поиска и разработки задачных средств представления содержания стоят сложные и во многом еще нерешенные проблемы.

         Хрестоматии и тексты научных работ. Существует довольно полная система хрестоматийного материала по большинству разделов психологии. Поэтому, практически по каждой теме можно найти собранные по тематическому и хронологическому принципу в специальные сборники статьи, призванные прежде всего обеспечить обучаемому возможность для углубленного логико-генетического анализа происхождения тех или иных научных знаний. И кроме того, они значительно облегчают обучаемым доступ к научной литературе. Из наиболее распространенных сборников текстов можно назвать следующие:

- Психология индивидуальных различий. Тексты.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982;

- Психология личности. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982;

- Психология эмоций. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984;

- Хрестоматия по вниманию. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976;

- Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.:Изд-воМоск. ун-та, 1979;

- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981;

- Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975;

- Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987;

    Включение хрестоматийного материала в содержание обучения предполагает как правило введение определенного основания для структурирования обучаемыми выделенных преподавателем работ. Наиболее распространенными являются:

    - понятийно-генетический, при котором прослеживается возникновение и развитие определенной системы научных понятий, представленных в работах ряда авторов;

    - сравнительно-хронологический, при котором прослеживается многообразие подходов различных авторов к одной и той же проблеме в один и тот же хронологический период;

    - индивидуально-динамический, при котором прослеживается динамика научных взглядов одного отдельно взятого автора по основным вопросам научного творчества на протяжении всей его научной биографии.

    Особенность работы с хрестоматийным материалом состоит также и в том, что для работы с ним обучаемым требуется: а) наличие у каждого слушателя текстов изучаемых работ; б) наличие у всех обучаемых времени для чтения, осмысления и переструктурирования указанного материала. Поэтому в ходе плановых занятий преподаватель, как правило, только указывает на необходимость работы с хрестоматиями, а непосредственная работа с ними разворачивается уже в часы самостоятельной работы.

         Альбомы схем и атласы по психологии предлагают учебный материал, призванный повысить логическое структурирование темы и обеспечить графическую наглядность материала. В качестве источника такого материала преподавателем психологии могут быть использованы следующие пособия:

n Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

n Ж.Годфруа. Что такое психология: в 2 т. - М.: Мир, 1992.

n Бархаев Б.П. Дидактический материал для самостоятельной работы по психологии. Выпуск I. Психология как наука: структура, категории, принципы. - Таллинн, 1985. - 61 с.

n Бархаев Б.П. Дидактический материал для самостоятельной работы курсантов по психологии. Выпуск II. Психология как учебный предмет: структура, модули и модели. - Таллинн, 1988. - 110 с.

    Отличительной особенностью данных дидактических средств является аналоговый характер отношения с изучаемыми психологическими знаниями. При этом преподаватель должен очень точно отдавать себе отчет в том, что стоит за той или иной схемой или иллюстрацией. Так, большинство схем представленных в Атласе по психологии представляют собой по сути дела "граф", т.е. графическую структуру призванную выразить характер логических отношений между понятиями. Схемы подобного рода с успехом могут отображать понятийный состав учебного материала и характер отношений между объемом понятий и их содержанием.

    Еще один способ изобразительной наглядности в психологии - графические и художественные иллюстрации, фотографии и репродукции. Они предназначены в основном для конкретизации представлений об изучаемых явлениях и лицах, их изучавших. В этом плане большой интерес представляет иллюстративный материал, представленный в книге Ж.Годфруа «Что такое психология».

    В дидактических материалах Б.П.Бархаева по военной психологии преобладают модельные формы представления учебного материала. Это позволяет осуществлять более глубокое проникновение в сущность психической реальности, поддерживать у курсантов и слушателей научный интерес, вырабатывать теоретическое мышление.

Преподавателю в каждом конкретном случае необходимо подбирать соответствующий материал из атласов и альбомов схем не только по его соответствию названию темы, но и с учетом его адекватности используемому уровню рассмотрения темы: на уровне явления или на уровне понятий. 

Интересным представляется соединение средств иллюстративной наглядности с возможностями модельного представления мира. В этом случае на фотографии, отражающие типичные ситуации деятельности военнослужащих «накладываются» схематизированные модели, контуры которых совпадают с моделируемыми объектами. Особенно эффективно это может быть реализовано с использованием возможностей компьютерной графики, в частности, демонстрационной компьютерной программы PowerPoint. Вариант такой демонстрационной программы применительно к содержанию первой главы учебника «Психология и педагогика профессиональной деятельности» разработал слушатель И.Б.Субботин.

Систематическое использование в учебном процессе обучающих программ для ПЭВМ предполагает соответствующую обеспеченность учебного процесса компьютерной техникой. В этом случае обучающие программы создаются преподавателями совместно со специалистами программного обеспечения и представляют собой в основном определенным образом структурированные порции текста с возможностью систематического машинного контроля успешности усвоения этого материала.

 

* Личная педагогическая позиция преподавателя. Преподаватель, осуществляя педагогическую деятельность, с одной стороны, всегда выполняет определенный заказ на подготовку специалиста. Для этого он реализует в ходе занятия заданную систему научно-методических средств разработанных и предложенных ему извне. С другой стороны, его деятельность всегда носит личностный характер и он имеет определенные права на переструктурирование и дополнение содержания обучения исходя из своей педагогической позиции. Это может проявляться в создании и включении в учебный процесс следующих методических средств представления содержания обучения:

- личный опыт деятельности в роли специалиста, которого готовит учебное заведение;

- научные результаты, полученные преподавателем в ходе самостоятельной исследовательской работы;

- дидактические средства наглядности и раздаточный материал, разработанный самим преподавателем;

- ценностное отношение преподавателя к рассматриваемой теме и затрагиваемым в ней проблемам.

              При этом преподаватель ни в коем случае не должен абсолютизировать свое отношение к теме и подменять им объективный процесс преподавания учебной дисциплины. Самым надежным средством от такого перекоса акцентов в деятельности преподавателя служат организационные мероприятия, предполагающие предварительное обсуждение плана проведения занятия со своими коллегами по предметно-методической группе, а также практика взаимных посещений занятий другими преподавателями кафедры.

* Содержание жизненного опыта обучаемых. Обучаемые входят в учебный процесс в качестве его активных участников и поэтому также могут создавать определенные средства включения своего содержания в учебный процесс. Таковыми в ходе изучения психологии могут выступать:

- личный опыт по переживанию определенных психических явлений, который может стать основой психологических фактов и в таком виде быть использованным в ходе учебного занятия;

- обобщения практики осуществления определенных деятельностных функций входящих в состав будущей профессиональной деятельности актуализируемые им в ходе занятия;

- материалы проведенных учебных исследований с применением определенных методических средств рекомендованных преподавателем;

- дидактические средства в виде самостоятельно разработанных конспектов научной и учебной литературы, докладов и сообщений;

- отношение к процессу изучения данной темы представляемое в ходе занятия в виде вопросов из аудитории и оценочных суждений.

Все эти средства самостоятельно создаются курсантами и с той или иной степенью вероятности вводятся в методическую ткань учебного занятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: