Пример занятия в форме игры-путешествия на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга

В этой части курсовой работы мы рассмотрим особенности организации игр-путешествий на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга.

В качестве примера мы охарактеризуем два внеурочных мероприятия, которые мы реализовали в ходе прохождения практики «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» на 2 курсе обучения в колледже.

Тема первого занятия: «Прогулка по каналу Грибоедова».

Целью данного занятия было познакомить обучающихся с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга, находящихся на набережной канала Грибоедова в форме игры-путешествия.

В процессе игры нами использовались: презентация, коллаж, мозаики

В начале игры нами использовано стихотворения с помощью которого ученики смогли определить тему данного занятия. 

Прекрасен Грибоедовский канал,

Особенно у Львинного моста.

 Для разных поколений нежных пар

Здесь самые счастливые места.

Они, под ручки медленно идя,     

Приходят к Храму Спаса на крови,

И верят в то, что сбудется мечта

О вечной и единственной Любви.

Обучающимся необходимо было догадаться о каком канале идет речь и какие достопримечательности «скрылись» в этом стихотворении.

На этом этапе мероприятия были созданы предпосылки для формирования следующих познавательных УУД:  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

7. Проверять информацию, используя дополнительные источники;

8. Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

На следующем этапе была работа с маршрутными листами. Акцентировалось внимание ребят на том, что они сегодня будут не одни, а в компании с котом Тимофеем (его изображение было на маршрутных листах).

Далее обучающиеся делились на группы, в которых выполняли задания на разных этапах игры. За каждое верно выполненное задание группа получала медаль с изображением храма «Спас-на-Крови» - символа канала Грибоедова. Группа, набравшая большее количество медалей одерживала победу в игре.

На первом этапе игры организовывалась работа с картой – необходимо было помочь коту Тимофею, который заблудился на Невском проспекте, найти кратчайший путь до канала Грибоедова, на котором он очень хотел погулять. Обучающиеся работали с картой и отмечали краткий путь по которому, можно было попасть к каналу (на всех трех маршрутных листах кот находился в разных точках Невского проспекта).

На этом этапе мероприятия были созданы предпосылки для формирования следующих познавательных УУД: применять таблицы, схемы, модели для получения информации

Далее учитель акцентировал внимание обучающихся на названии канала, на котором они находятся. Учитель рассказывает о том, что раньше этот канал имел другие названия. Много лет назад на месте канала протекала речка, которую так и прозвали «Кривуша» (ученикам предлагалось отгадать почему она так называлась?)

При Екатерине 2 канал переименовали. А название его мы сможем отгадать только пройдя испытание. Учитель предлагает помочь коту Тимофею расшифровать название канала (на презентации отображался следующий шифр: ЕсмКАоТсмЕюжРяИсНИНыдхСтКаоИЙ. (ответ «Екатерининский», в честь императрицы Екатерины второй).

9. На этом этапе мероприятия были созданы предпосылки для формирования следующих познавательных УУД: осуществлять поиск информации, используя дополнительную информацию;

Далее группы опять работали по маршрутным листам: кот Тимофей очень удивился, когда увидел большое количество мостов, переброшенных через мост и захотел узнать точное количество мостов переброшенных через канал. Обучающиеся за 1 минуту, работая по маршрутным листам должны были точно подсчитать количество мостов (21 мост).

На этом этапе мероприятия были созданы предпосылки для формирования следующих познавательных УУД: применять таблицы, схемы, модели для получения информации

Следующее задания в процессе игры-путешествия заключалось в следующем: коту Тимофею очень понравился один мост. Он прочитал на маршрутном листе, что он называется Банковский. Коту очень понравились скульптуры существ, которые находятся на мосту, но он никак не мог понять кто это. Группам предлагалось отгадать название существ из стихотворения:

Давай с тобой, на Банковском мосту,

Возьмемся за ажурные перила.

Пускай грифоны крыльями взмахнут,

Потянут вверх с чудовищною силой.

Грифоны вновь займут свои места,

В зубах сжимая кованные цепи,

И станут ждать влюбленных у моста,

Чтоб их поднять туда, где звезды светят.

(Степан Кадашников)

    Важно было не только назвать существ (грифоны), но и (по фотографии представленной на слайде) понять что это за существа (на кого похожи?) (полуорел-полулев). Ученикам предлагается поразмыслить над тем, почему именно на Банковском мосту помещены грифоны? (они являются стражниками кладов и сокровищ, поэтому их и выбрали в качестве украшения у здания банк).

На этом этапе мероприятия были созданы предпосылки для формирования следующих познавательных УУД: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

На следующем этапе игры учитель говорит о том, что также на канале Грибоедова находиться одно из самых неповторимых зданий Санкт-Петербурга (группам необходимо найти его на маршрутных листах), ставшее одной из его визитных карточек (и которое изображено на ваших медалях). Обучающимся предлагается отгадать название здания, заполнив пропуски в названии: С_ _ с на К_ _ ВИ. (Спас-на-Крови). Кот Тимофей очень заинтересовался названием храма. Группам предлагается придумать легенду о происхождении названия и представить ее.

На этом этапе мероприятия были созданы предпосылки для формирования следующих познавательных УУД:: применять таблицы, схемы, модели для получения информации, презентовать подготовленную информацию в наглядном или вербальном виде;

    На следующей этапе игры учитель приглашает обучающихся посетить храм (показывается видеофрагмент документального фильма), а потом полюбоваться его внешним видом. Он обращает внимание на то, что снаружи храма можно рассмотреть мозаичные гербы русских городов и предлагает помочь коту Тимофею найти герб нашего города и собрать его. (Детям предлагается несколько различных гербов из которых они должны найти герб Петербурга и собрать его (для этого подготавливается мозаика из плотного картона).

На этом этапе мероприятия были созданы предпосылки для формирования следующих познавательных УУД: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

На последнем этапе игры ученикам предлагается побыть фотографами и сделаем необыкновенно красивые фотографии видов канала. Группам раздаются листы и предлагается изобразить Храм или банковский мост любыми материалами (гуашь, акварель, карандаши, восковые мелки). После этого группы представляют свои рисунки.

На этом этапе мероприятия были созданы предпосылки для развития следующих познавательных УУД: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); презентовать подготовленную информацию в наглядном или вербальном виде;

В конце занятия кот Тимофей благодарил группы и дарит им медали за участие в игре.

Таким образом, рассмотрев пример внеклассного мероприятия в форме игры-путешествия, мы выявили, что подобная форма проведения занятий является эффективным средством обучения, способствующим развитию познавательных УУД, отражающих методы познания окружающего мира. Мы увидели, что давая различные задания, включая игровые и проблемные элементы в содержание игры-путешествия, создаются условия для формирования разных универсальных учебных действий (различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, моделирование), выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения), осуществлять поиск информации, используя дополнительные источники; применять таблицы, схемы, модели для получения информации (через работу с картами и маршрутными листами; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде).

Можно сделать вывод о том, что организация игры-путешествия во внеурочной деятельности на занятиях (в том числе по истории и культуре Санкт-Петербурга) является одним из необходимых условий овладения обучащимися методами познания окружающего мира. Они учатся работать с информацией (в том числе в знаково-символическом виде), выделять из нее главное, презентовать ее, использовать дополнительные источники для получения информации. Эти умения помогут обучающимся работать с информационными источниками на более сложном уровне на следующих этапах обучения в школе.

 



Заключение

 

Целью нашего исследования было выявить педагогические условия организации игры-путешествия, способствующие освоению обучающимися методов познания окружающего мира на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга.

Решая первую задачу исследования мы выяснили, что эта группа познавательных универсальных учебных действий является одной из наиболее важных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают формирование у младшего школьника умения работать с информацией, перерабатывать, анализировать и пользоваться ею в зависимости от поставленной учебной задачи.

Современный ФГОС НОО подчеркивает, что успешность процесса развития познавательных умений невозможна без освоения обучающимися методами познания окружающего мира т.к. без выбора верного направления работы с информацией, доступных способов изучения окружающего мира невозможно дальнейшее успешное решение учебной задачи.

Неслучайно, что к планируемым результатам формирования познавательных УУД в начальной школе относят действия младших школьников, отражающие методы познания окружающего мира.

К этой группе познавательных универсальных действий относят следующие умения:

· различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

· выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

· анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

· фиксировать их результаты;

· воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

· проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

· применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

· презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Решая вторую задачу исследования мы выяснили, что освоение младшим школьниками методов познания окружающего мира напрямую связано с особенностями развития познавательной сферы обучающихся в этом возрасте (постепенный переход от непроизвольности к произвольности восприятия, внимания, памяти, направленность на запоминание наглядной информации, переход от наглядного к словесно-логическому мышлению, преимущественное развитие способностей к анализу информации по сравнению с ее синтезом, совершенствование способов классификации и сравнения, направленность на выделение в предлагаемом материале не только внешних, но и внутренних связей).

Перечисленные особенности развития познавательной сферы учитель начальных классов должен учитывать при использовании различных средств обучения с целью освоения младшими школьниками методов познания окружающего мира.

Решая третью задачу курсовой работы мы определили, что одним из таких средств обучения являются игры-путешествия, которые учитель может проводить не только в процессе урочной и на внеурочной деятельности.

Использование такой формы занятий позволяет: интегрировать основное и дополнительное образование; максимально учитывать индивидуальные возможности, интересы и образовательные запросы каждого ребёнка; развивать индивидуальность ребёнка; развивать активность, самостоятельность, поисковые и исследовательские умения младших школьников.

Игра-путешествие проводится поэтапно (подготовительный этап, проведение игры, рефлексия). В процессе игры используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач

Таким образом, мы выяснили, что игра-путешествие является одной из эффективных форм обучения, которую можно использовать в условиях внеурочной деятельности. Мы считаем, что организация подобных игр на внеурочных занятиях способствует формированию следующих познавательных универсальных учебных действий, отражающих методы познания окружающего мира:

Рассмотрев пример внеклассного мероприятия в форме игры-путешествия («Путешествие по каналу Грибоедова»), мы выявили, что подобная форма проведения занятий является эффективным средством обучения, способствующим развитию познавательных УУД, отражающих методы познания окружающего мира. Мы увидели, что давая различные задания, включая игровые и проблемные элементы в содержание игры-путешествия, создаются условия для формирования разных универсальных учебных действий (различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, моделирование), выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения), осуществлять поиск информации, используя дополнительные источники; применять таблицы, схемы, модели для получения информации (через работу с картами и маршрутными листами; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде).

Можно сделать вывод о том, что организация игры-путешествия во внеурочной деятельности на занятиях (в том числе по истории и культуре Санкт-Петербурга) является одним из необходимых условий овладения обучащимися методами познания окружающего мира. Они учатся работать с информацией (в том числе в знаково-символическом виде), выделять из нее главное, презентовать ее, использовать дополнительные источники для получения информации. Эти умения помогут обучающимся работать с информационными источниками на более сложном уровне на следующих этапах обучения в школе.

        

 


Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики, книги 1-8. - М., 2016

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

3. Бордовская Н В Психология и педагогика.  – М.: Издательский дом "Питер", 2011.  

4.  Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Автореферат диссертации. - Ижевск, 2010.

5. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: пособие по истории города. – СПб.: КОРОНА-ПРИНТ, 2012. – 336 с.

6. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа – 2008  педагогического взаимодей-ствия. - М.: Профит Стайл, 2007.

7. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захватанна И.З., Шейко Н.Г. Санкт-Петербург. Страницы жизни края. - СПб., СМИО Пресс. 2006

8., Ермолаева Л.К.; Лебедева, И.М Чудесный город. Петербургская тетрадь. – СПб: Норинт, 2013.

9. Макарова Н.Н. Игра-путешествие  в младших классах //Начальная школа. - 2008. - №7.

10. Михайлова И.М. Формирование познавательных умений младших школьников с использованием наглядности. - Псков, 2015.

11. Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 113-116.

12.  Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010.

13. https://author24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriya_vospitaniya/metodika_organizacii_i_provedeniya_igry-puteshestviya/

14. https://psyera.ru/3000/razvitie-poznavatelnyh-processov-mladshih shkolnikov

15. http://www.psyidentity.ru/dixos-34-1.html

16. https://uchebnikionline.com/psihologia/vikova_psihologiya_savchin_mv/rozvitok_movlennya_molodshogo_shkolyara.htm

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: