Эти методы скорее следует именовать подходами, так как они представляют собой не столько конкретный способ исследования, сколько процедурную стратегию. Выбор того или иного способа организации исследования предопределяется его задачами. А выбранный подход, в свою очередь, сам определяет набор и порядок применения конкретных методов сбора данных об объекте и предмете изучения.
Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объекта изучения в некоторый момент времени.
Лонгитюдный метод – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта.Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.
Комплексный метод (подход) предполагает организацию комплексного исследования какого-либо объекта.
Эмпирические методы
1.8.2.1 Основные методы
Наблюдение.
Наблюдение – это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях. Наблюдение – метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.
|
|
Виды наблюдений:
I. В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду (позиция наблюдателя):
ü включенное;
ü стороннее.
II. По характеру взаимодействий с объектом:
ü скрытое;
ü открытое.
III. В зависимости от объекта наблюдений:
ü внешнее (объективное наблюдение);
ü интроспекцию.
IV. Относительно времени исследования:
ü однократное;
ü периодическое;
ü лонгитюдное.
V. По полноте восприятия наблюдение может быть:
ü сплошным;
ü выборочным.
VI. По характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на:
ü констатирующее;
ü оценивающее.
VII. По степени стандартизированности процедур выделяют:
ü неформализованное (свободное, поисковое);
ü формализованное (структурированное, стандартизированное).
VIII. По форме записи:
ü фотографическое;
ü обобщенное;
ü интерпретационное.
Типичные ошибки наблюдения.
1. Гало-эффект.
2. Эффект снисхождения.
3. Ошибка центральной тенденции.
4. Ошибка корреляции.
5. Ошибка контраста.
6. Ошибка первого впечатления.
Эксперимент.
Д. Кэмпбелл определяет эксперимент как исследование, в котором осуществляется манипулирование переменными и наблюдаются эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные, и считает его средством проверки каузальных гипотез, т.е. гипотез о причинно-следственных связях. Д. Гудвин трактует понятие эксперимента более широко. Он называет экспериментом процедуру исследования, при которой одни факторы остаются постоянными, другие изменяются, и фиксируется некий результат.
|
|
Существует множество взглядов на дифференциацию экспериментальных методик и значительное число обозначающих их терминов. Если обобщить результаты в этой области, то совокупность основных разновидностей эксперимента можно представить в следующем виде:
I. По действительности проведения и полноте процедуры:
1. Реальный (конкретный).
2. Мысленный (абстрактный):
а) идеальный;
б) бесконечный;
в) безупречный.
II. По цели эксперимента:
1. Исследовательский.
2. Диагностический (обследовательский).
3. Демонстрационный.
III. По уровню исследования:
1. Предварительный (разведывательный).
2. Основной.
3. Контрольный.
IV. По типу воздействия на испытуемого:
1. Внутренний.
2. Внешний.
V. По степени вмешательства экспериментаторов жизнедеятельность испытуемого (по типу экспериментальной ситуации):
А. Классическая группировка
1. Лабораторный (искусственный).
2. Естественный (полевой).
3. Формирующий.
Б. Неординарная группировка:
1. Эксперимент, дублирующий реальность.
2. Эксперимент, улучшающий реальность.
VI. По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную:
1. Спровоцированный эксперимент.
2. Эксперимент, на который ссылаются.
VII. По количеству независимых переменных:
1. Однофакторный (двумерный).
2. Многофакторный (многомерный).
VIII. По числу испытуемых:
1. Индивидуальный.
2. Групповой.
IX. По способу выявления связей между переменными (по процедуре варьирования экспериментальной ситуации):
1. Интрапроцедурный (внутри).
2. Интерпроцедурный (между).
3. Кросс-процедурный (пересечение).
X. По типу изменения независимой переменной:
1. Количественный.
2. Качественный.
Однако при всем многообразии к основным традиционно относят следующих три вида эксперимента:
1) лабораторный;
2) естественный;
3) формирующий.
1.8.2.2 Вспомогательные методы
Это методы, использование которых возможно в любом эмпирическом исследовании независимо от специфики изучаемой психологической реальности. Конкретные особенности объекта, предмета, целей и условий исследования не сказываются на основных принципах этих методов, а лишь влияют на их процессуальную сторону, что ведет к выбору той или иной разновидности метода (методики). Кразряду вспомогательных методов чаще всего относятся: тестирование (предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально – психологических различий); беседа (получения информации в ходе устного непосредственного общения); интервью (метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов); анкетирование (процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков); социометрия (метод исследования межличностных взаимоотношений в группе); моделирование.