Организационные методы

Эти методы скорее следует именовать подходами, так как они представляют собой не столько конкретный способ исследования, сколько процедурную стратегию. Выбор того или иного способа организации исследования предопределяется его задачами. А выбранный подход, в свою очередь, сам определяет набор и порядок применения конкретных методов сбора данных об объекте и предмете изучения.

Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объекта изучения в некоторый момент времени.

Лонгитюдный метод – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта.Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.

Комплексный метод (подход) предполагает организацию комплексного исследования какого-либо объекта.

Эмпирические методы

1.8.2.1 Основные методы

Наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях. Наблюдение – метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Виды наблюдений:

I. В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду (позиция наблюдателя):

ü включенное;

ü стороннее.

II. По характеру взаимодействий с объектом:

ü скрытое;

ü открытое.

III. В зависимости от объекта наблюдений:

ü внешнее (объективное наблюдение);

ü интроспекцию.

IV. Относительно времени исследования:

ü однократное;

ü периодическое;

ü лонгитюдное.

V. По полноте восприятия наблюдение может быть:

ü сплошным;

ü выборочным.

VI. По характеру регистрации данных наблюдение подраз­деляют на:

ü констатирующее;

ü оценивающее.

VII. По степени стандартизированности процедур выделяют:

ü неформализованное (свободное, поисковое);

ü формализованное (структурированное, стандартизированное).

VIII. По форме записи:

ü фотографическое;

ü обобщенное;

ü интерпретационное.

Типичные ошибки наблюдения.

1. Гало-эффект.

2. Эффект снисхождения.

3. Ошибка центральной тенденции.

4. Ошибка корреляции.

5. Ошибка контраста.

6. Ошибка первого впечатления.

 

Эксперимент.

Д. Кэмпбелл определяет эксперимент как исследование, в котором осуществляется манипулирование переменными и наблюдаются эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные, и считает его средством проверки каузальных гипотез, т.е. гипотез о причинно-следственных связях. Д. Гудвин трактует понятие эксперимента более широко. Он называет экспериментом процедуру исследования, при которой одни факторы остаются постоянными, другие изменяются, и фиксируется некий результат.

Существует множество взглядов на дифференциацию экспериментальных методик и значительное число обозначающих их терминов. Если обобщить результаты в этой области, то совокупность основных разновидностей эксперимента можно представить в следующем виде:

I. По действительности проведения и полноте процедуры:

1. Реальный (конкретный).

2. Мысленный (абстрактный):

а) идеальный;

б) бесконечный;

в) безупречный.

II. По цели эксперимента:

1. Исследовательский.

2. Диагностический (обследовательский).

3. Демонстрационный.

III. По уровню исследования:

1. Предварительный (разведывательный).

2. Основной.

3. Контрольный.

IV. По типу воздействия на испытуемого:

1. Внутренний.

2. Внешний.

V. По степени вмешательства экспериментаторов жизнедеятельность испытуемого (по типу экспериментальной ситуации):

А. Классическая группировка

1. Лабораторный (искусственный).

2. Естественный (полевой).

3. Формирующий.

Б. Неординарная группировка:

1. Эксперимент, дублирующий реальность.

2. Эксперимент, улучшающий реальность.

VI. По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную:

1. Спровоцированный эксперимент.

2. Эксперимент, на который ссылаются.

VII. По количеству независимых переменных:

1. Однофакторный (двумерный).

2. Многофакторный (многомерный).

VIII. По числу испытуемых:

1. Индивидуальный.

2. Групповой.

IX. По способу выявления связей между переменными (по процедуре варьирования экспериментальной ситуации):

1. Интрапроцедурный (внутри).

2. Интерпроцедурный (между).

3. Кросс-процедурный (пересечение).

X. По типу изменения независимой переменной:

1. Количественный.

2. Качественный.

Однако при всем многообразии к основным традиционно относят следующих три вида эксперимента:

1) лабораторный;

2) естественный;

3) формирующий.

1.8.2.2 Вспомогательные методы

Это методы, использование которых возможно в любом эмпирическом исследовании независимо от специфики изучаемой психологической реальности. Конкретные особенности объекта, предмета, целей и условий исследования не сказываются на основных принципах этих методов, а лишь влияют на их процессуальную сторону, что ведет к выбору той или иной разновидности метода (методики). Кразряду вспомогательных методов чаще всего относятся: тестирование (предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально – психологических различий); беседа (получения информации в ходе устного непосредственного общения); интервью (метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов); анкетирование (процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков); социометрия (метод исследования межличностных взаимоотношений в группе); моделирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: