Методические рекомендации по выполнению СРМ

Методические указания для магистрантов

УМКД «Педагогика» предназначен для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий по курсу «Педагогика». В соответствии с учебным планом данный курс изучается магистрантами в первом семестре и рассчитан на 150 часов, 30 из них отводится на аудиторную работу (15 часов – лекции, 30 часов – семинарские занятия) и 90 часов запланировано на осуществление самостоятельной работы.

В УМКД приводится краткое изложение тем, теоретический материал, который представлен в виде лекций, для более углубленного изучения которых следует читать использованный преподавателем список литературы. Лекции помогут Вам сориентироваться в современных психологических теориях, разделах, уяснить их сущность, ознакомиться с теоретическими и практическими проблемами психологии, осознать закономерности социально-психологических явлений.

 С целью закрепления теоретического материала проводятся семинарские занятия, в которых определены тема и цели занятия, даны методические рекомендации, которые помогут Вам сориентироваться в вопросах организации самостоятельной работы по изучению дисциплины «Педагогика».

Практический семинар разбит на две части. В теоретический части Вы можете проверить степень своей подготовленности, ответив на вопросы для промежуточного контроля и сформулировав устно или письменно определения основных понятий темы. В практической части Вам предлагается применить полученные знания на практике, выполнив конкретные задания. Практические задания должны выполняться осознанно, с этой целью каждое задание сопровождается указанием конкретных целей, которые являются своеобразной подсказкой: для чего, с какой целью Вы выполняете то или иное задание. В качестве индивидуальной работы с магистрантом преподаватель может дать Вам некоторые задания на дом для лучшего усвоения материала (например, ответить на вопросы или же самостоятельно подготовить фрагмент изученной темы). Кроме этого, Вы будете проводить часть семинарского занятия при условии, что Вы заранее обговорите с ним тему выступления и согласуете свой подготовленный материал с материалом преподавателя.

В течение семестра Вы должны на 7 и 14 неделях выполнить тестовые задания рубежного контроля, который будет составлен в соответствии с изученным материалом. Задания для тестового контроляимеют целью оказание помощи в организации самостоятельной работы по изучению основных тем учебной дисциплины «Педагогика» и позволят Вам осуществлять самоконтроль как в процессе работы над отдельными темами курса (текущий контроль), так и в ходе подготовки к экзамену (итоговый контроль). Кроме этого, ответы на поставленные вопросы помогут Вам не только зафиксировать степень успешности, но и выявить пробелы в освоении теоретического содержания курса.

Вопросы скомпонованы в соответствии с разделами учебной программы. В варианте промежуточного контрольного тестирования Вам будут предъявлены 10-15 вопросов.

Оценка результатов тестирования осуществляется следующим образом:

80% правильных ответов - «отлично»;

70% правильных ответов - «хорошо»;

50% правильных ответов - «удовлетворительно»;

менее 50% правильных ответов - «неудовлетворительно».

Средний показатель рубежного контроля (оценка первого рубежного контроля + оценка второго рубежного контроля поделенные на 2) будет учитываться в общем рейтинге оценок.

Методические рекомендации по выполнению СРМ

Изучение педагогики предусматривает самостоятельную работу магистрантов. Основной целью организации самостоятельной работы является систематизация и активизация знаний, полученных Вами на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Следовательно, в течение семестра Вам предстоит выполнить и сдать на проверку преподавателю три самостоятельные работы. Первую работу по СРМ Вы должны сдать на 5 неделе, вторую – на 10, а третью – на 14 неделе. Оценка р аботы, сданной не в срок, будет занижена на два балла. Средняя оценка по итогам СРМ также идет в общий рейтинг оценок. Все задания будут составлены таким образом, что скачать ответы и решения из Интернета не представится возможным, то есть задания нацелены на самостоятельное выполнение. При проверке заданий преподавателем будут отмечены работы тех магистрантов, которые могут выдавать нестандартные решения, умеют критически мыслить, не боятся высказывать свое мнение, вопреки общепринятому. Такие ответы свидетельствуют об оригинальности и самодостаточности магистранта как личности, умеющего логически подвести преподавателя к принятию своего решения. Однако это не означает, что каждый неправильно выданный ответ должен расцениваться преподавателем как нестандартный, оригинальный. Ответы должны быть подчинены, подчеркиваем, определенной логике и подкрепляться вескими аргументами и доказательствами с использованием источников.

Подчеркнем, что все задания последующих СРМ будут по содержанию сложнее предыдущих: например, в СРМ 2 при решении педагогических ситуаций не будет подсказывающих и наводящих вопросов, т.е. ситуацию надо проанализировать, а затем  самостоятельно решить и предложить рекомендации по устранению проблемы. В СРМ 3 – следует подготовить презентацию по указанным темам на профессиональном уровне, так как Ваша презентация покажет, умеете ли Вы как педагог самостоятельно работать с литературой, подбирать нужный учебный материал, располагать  его в правильной последовательности, указав при этом цель задания, обобщать материал, подчеркивать важные моменты, делать четкие выводы и т.д. Каждая презентация должна быть рассчитана по времени (с учетом проговаривания отдельных слайдов, Вашего рассказа, комментария и пр.)  на 100 минут, т.е. материала презентации должно хватить до конца занятия. Кроме этого, предполагается лучшие презентации или ее фрагменты в дальнейшем использовать на лекции или семинарском занятии.

Самостоятельная учебная работа может быть успешной, если Вы будете нацелены на получение новых и полезных лично для себя знаний. При наличии такого мотива самостоятельная учеба перестает быть тяжким бременем, а приносит ощущение морального удовлетворения, которое человек испытывает, когда он занят творческим трудом.

Выполнение самостоятельной работы требует от Вас умения логически последовательного изложения материала, умения давать четкие и ясные ответы на поставленные вопросы, умения работать с теоретическими источниками, анализировать информацию и выделять главные мысли, строить целостный образизучаемого объекта и выражать (передавать) его содержание в виде эссе, презентации, сообщения, схем, таблиц.

Поясним, что представляет собой эссе, учебная презентация, краткое сообщение, представим требования по их выполнению.

Эссе – сочинение небольшого объема и свободной композиции, представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения связанные с ними.

Написание эссе - прием обучения, предполагающий активность и креативность студента в выполнении поставленной преподавателем задачи. Эссе позволяет магистранту включиться в процесс самооценки, рефлексии достигнутых результатов. Эссе, как правило, бывает посвящено какому-то спорному, дискуссионному положению, явлению, событию. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему.

 Таким образом, эссе – это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Логика изложения материала должна отражать ви́дение автором специфики исследуемой проблемы.

Как правило, эссе состоит из четырех частей, отвечающим следующим требованиям:

1. Краткое содержание, в котором: определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы или один тезис; краткое описание структуры и логики развития материала; формулировка основных выводов.

2. Основная часть содержит основные положения и аргументацию.

3. Заключение, в котором представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования

4. Список использованных источников.

Эссе как жанр отличается от курсовых и других видов реферативных работ.

Признаки эссе:

1. Особый, оригинальный способ представления текста (обобщение или детализация; метаморфизация и субъектизация содержательного плана), что оправдано осведомленностью автора и его личной ориентированностью в вопросах темы.

2. Открытость автора, свобода в оценках и комментариях.

3. Свободная форма записи, допускающая соединение различных жанровых вариантов (письма к самому себе, обращения к читателям и приглашения к совместным размышлениям, публичного покаяния, психологического этюда или критического разбора и т.п.) в рамках одного высказывания.

4. Разговорность письменного текста, что обеспечивает особую непринужденность, естественного тона рассуждения, не претендующего на определяющую трактовку предмета высказывания.

Учебная презентация (лат. «praesento» - передаю, вручаю, или англ. «to present» - представлять что-либо) - это набор слайдов, содержащих информацию по данной теме, которая сопровождается комментариями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: