Вооруженных Сил Российской Федерации

Воспитание военнослужащих — это целенаправленная и планомер­ная деятельность государства и общества, ведомственных, обществен­ных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания современной военной организации государства, обеспечения готов­ности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в ин­тересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Воспитание военнослужащих осуществляется на основе Конститу­ции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства обороны.

Воспитание военнослужащих осуществляется на основе много­вековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонацио­нального российского государства, общечеловеческих ценностей, луч­ших образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества.

Воспитание военнослужащих является приоритетным направлени­ем служебной деятельности должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирова­ние и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Достижение данной цели включает комплексное решение следующих задач:

с офицерами:

формирование готовности беспрекословно выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчи­ненным;

развитие чувства офицерского долга, чести, гордости за профессию офицера и службу в Вооруженных Силах;

развитие мотивации к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;

повышение уровня педагогической культуры, формирование лич­ной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;

формирование личной ответственности за выполнение должност­ных обязанностей;

с прапорщиками (мичманами):

формирование личной ответственности за беспрекословное вы­полнение приказов командиров (начальников), воинского долга, тре­бований уставов Вооруженных Сил;

развитие стремления к повышению профессионализма, компе­тентности и личной примерности в исполнении должностных обя­занностей, педагогического мастерства, заботливого отношения к под­чиненным;

формирование бережного отношения к сохранности государственного имущества;

привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания;

с солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:

формирование готовности к защите Родины, верности Военной присяге, готовности беспрекословно выполнить приказ командира (начальника);

формирование гордости за службу в Вооруженных Силах, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение про­фессионального мастерства;

развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;

формирование уважительного отношения к командирам (началь­никам), войскового товарищества и войскового братства;

с сержантами и старшинами, солдатами, матросами, проходящими военную службу по контракту:

формирование готовности к беспрекословному выполнению при­каза, положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

формирование высокой дисциплинированности и личной ответст­венности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;

формирование уважительного отношения к командирам (началь­никам), войскового товарищества и войскового братства;

с военнослужащими-женщинами:

формирование готовности к беспрекословному выполнению при­каза командиров (начальников), положительной мотивации и осоз­нанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

развитие гордости за избранную специальность, высоких морально-нравственных качеств, трудолюбия и умения работать в воинском коллективе;

формирование ответственности за исполнение должностных обязан­ностей, повышение профессионального мастерства.

Центральными элементами системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации*(* Далее в тексте настоящей Концепции для краткости, если не оговорено особо, система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Феде­рации будет именоваться системой воспитания) являются субъекты и объекты.

Субъектами воспитания выступают:

государство;

органы местного самоуправления;

средства массовой информации;

семьи и близкие родственники военнослужащих;

командиры и начальники всех степеней;

штабы, службы, другие органы военного управления;

органы воспитательной работы**(** Далее в тексте настоящей Концепции, если не оговорено особо, субъекты воспитания, представленные должностными лицами, для краткости будут имено­ваться воспитатель, офицер-воспитатель, военный воспитатель);

воинские коллективы;

военные учреждения культуры;

общественные организации в воинских частях.

Объектами воспитания являются:

проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы;

проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, женщины-военнослужащие;

суворовцы, нахимовцы, кадеты, воспитанники, а также воспи­танники воинских частей и военных оркестров;

воинские коллективы.

Взаимодействие субъектов и объектов воспитания в воспитательном процессе выступает как целостная система. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответ­ствующие своему уровню.

Содержание воспитательной работы на всех уровнях воспитания оп­ределяется государственной политикой в духовно-нравственной сфере об­щества.

На социальном (социально-культурном) уровне основные аспекты жизнедеятельности общества, Вооруженных Сил, обладающие огром­ным воспитательным потенциалом, являются объектом общественно-государственного управления, в том числе и целенаправленного управления в интересах укрепления морального духа граждан в целом и военнослужащих в частности.

На этом уровне первым и важным субъектом воспитания выступает государство. Государство осуществляет консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, ведомственных, об­щественных и иных организаций по решению широкого комплекса проблем воспитания на основе программных методов и единой го­сударственной политики.

На институциональном уровне вопросы воспитания решаются орга­низациями, специально созданными или имеющими функции воспи­тания, для решения воспитательных задач (воинские части, военные образовательные учреждения высшего, профессионального образования Вооруженных Сил (далее именуются — военно-учебные заведения), культурно-досуговые учреждения и т. п.).

На социально-психологическом уровне в качестве субъекта воспи­тания выступают воинские коллективы, женсоветы и другие общест­венные организации.

На межличностном уровне воспитание рассматривается как прак­тика межличностного взаимодействия субъекта и объекта системы воспитания.

На интраперсональном уровне субъектом воспитания выступает сам объект (самовоспитание). Настоящее воспитание то, которое переходит на самовоспитание.

Повышению эффективности системы воспитания военнослужа­щих способствуют:

наличие государственных подходов к государственно-патриоти­ческому воспитанию граждан Российской Федерации, основанных на развитии традиционных российских ценностей, таких как патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность;

объединение усилий средств массовой информации, ведомственных, общественных и иных организаций в интересах государственно-патрио­тического воспитания граждан России;

осуществление целенаправленной государственной социальной по­литики в отношении военнослужащих и членов их семей;

соответствующее современным требованиям кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса в войсках;

совершенствование системы подготовки субъектов воспитания;

оптимизация организационно-штатной структуры органов воспи­тательной работы, уточнение их функций и задач;

повышение личной ответственности командиров (начальников) за воспитание подчиненных, совершенствование стиля их педагогиче­ской деятельности.

II. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил понимается совокупность основных видов и направлений воспитания:

государственно-патриотического, воинского, нравственного, право­вого, экономического, эстетического, физического и экологического.

Государственно-патриотическое воспитание — оказание воздейст­вия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного ак­тивно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспе­чением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Основными направлениями государственно-патриотического вос­питания военнослужащих являются: формирование активной граж­данской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эф­фективно решать государственные задачи в мирное и военное время;

наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе герои­ческих традиций народов России и Вооруженных Сил; творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий; совершенствование интернационального воспитания во­еннослужащих в духе дружбы народов Российской Федерации.

Воинское воспитание — процесс систематического и целеустремлен­ного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества.

 

Основными направлениями воинского воспитания являются: со­здание условий и мотивации роста профессионализма военнослужащих в процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования; обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам;

моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса; поддержание строгого уставного по­рядка в организации службы войск, быта и повседневной деятель­ности в воинских частях (подразделениях); создание условий по обеспе­чению безопасности военной службы; обеспечение личной примерно­сти должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга; использование в воспитательных целях системы во­инских традиций и ритуалов.

Нравственное воспитание — оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих в целях формирования у них необ­ходимых духовно-нравственных черт и качеств.

Основными направлениями нравственного воспитания являются:

вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику;

разъяснение военнослужащим социальной значимости военной служ­бы; стимулирование потребности военнослужащих в моральном са­мосовершенствовании; применение воспитательных влияний в соот­ветствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужа­щих; целенаправленная организация нравственно-значимой деятель­ности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть;

изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей военнослужащих, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в воинских коллек­тивах; использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.

Правовое воспитание — целеустремленное и систематическое влия­ние на сознание, чувства и психологию военнослужащих в целях формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и при­вычек активного правомерного поведения.

Основными направлениями правового воспитания являются: ор­ганизация правовой пропаганды; повышение теоретической и мето­дической подготовки военнослужащих по правовым вопросам; моби­лизация воинских коллективов и войсковой общественности на активное участие в правовоспитательном процессе; обобщение и распространение передового опыта правового воспитания; контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики; организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей.

Экономическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения долж­ностных обязанностей.

Основными направлениями экономического воспитания военно­служащих являются: создание условий для успешного развития эко­номических отношений в Вооруженных Силах; формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального исполь­зования материально-технических и учебно-методических средств;

использование в воспитательной работе с военнослужащими эконо­мических стимулов; создание в воинских частях школ экономических знаний для военнослужащих в целях проведения экономического всербуча; пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности воинской части (подразделения); обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.

Эстетическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.

Основными направлениями эстетического воспитания военно­служащих являются: формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности; привитие эстетичесхого отношения к военной форме одежды; повышение эстетического содержания воинских ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве; знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных худож­ников, писателей, композиторов и поэтов; приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Физическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для вы­полнения боевых (учебно-боевых и иных) задач.

Основными направлениями физического воспитания военно­служащих являются: организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих в соответствии с задачами видов Вооруженных Сил и родов войск Вооруженных Сил; проведение спортивно-массовых мероприятий; организация активного досуга лич­ного состава в выходные и праздничные дни; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений.

Экологическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.

Основными направлениями экологического воспитания военно­служащих являются: разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвра­щения; вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы; осуществление экологического обучения военно­служащих.

Основные виды и направления воспитания военнослужащих взаи­мообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания вос­питания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей.

III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воспитание военнослужащих осуществляется с использованием пе­дагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаи­мосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач.

В воспитании военнослужащих используются следующие основные группы методов:

методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биогра­фический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, пись­менные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы;

методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение;

методы профилактики и перевоспитания личного состава: переучи­вание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежела­тельных контактов», критика и самокритика, самоисправление.

Эффективность и качество решения воспитательных задач зависят от научно-методической подготовки воспитателей и их педагогической культуры. В практической воспитательной работе это проявляется в знании закономерностей и противоречий воспитательного процесса и владении вытекающими из них принципами.

Основными принципами, обязательными для всех воспитателей, являются: гуманистическая направленность и целеустремленность вос­питательного процесса; организация воспитания в процессе воинской деятельности, ратного труда; сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней; организация воспитания в коллективе и через коллектив; индивидуальный и диф­ференциальный подход к объекту воспитания; согласованность и пре­емственность в воспитании; комплексный и оптимальный подход; опо­ра на положительное в воспитании.

Особенность реализации принципов состоит в систематическом и полном выполнении их требований.

Важную роль в системе воспитания играют воспитательные средства, к которым относятся: моральное и материальное стимулирование, формирование педагогической среды и другие.

Методы, принципы и средства воспитания реализуются в таких основных формах воспитательной работы, как индивидуальные и коллек­тивные беседы, различные виды информирования военнослужащих, лекции, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания с различ­ными категориями военнослужащих, пропаганда передового опыта, научно-практические конференции, тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы, встречи с ветеранами Великой Отечест­венной войны, боевых действий, военной службы, государственной службы и труда, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, проведение дней воинской славы России (дней мужества, призывника и т. д.) с показом вооружения и техники, жизни и быта личного состава, работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности, занятия в музеях, комнатах (каютах) боевой славы воинских частей и соединений, осуществление рекламы службы в Во­оруженных Силах.

Применение методов, принципов, средств и форм воспитания военнослужащих осуществляется комплексно и позволяет обеспечить качественное функционирование системы воспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности.

 

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воспитание военнослужащих Вооруженных Сил в современных условиях реализуется в практической воспитательной работе главно­командующих, командующих, командиров (начальников), штабов, органов воспитательной работы и должностных лиц Вооруженных Сил, организуемой в едином контексте с решением задач боевой и моби­лизационной готовности, боевой подготовки, службы войск, повсе­дневной деятельности войск в соответствии с регламентирующими эти виды жизнедеятельности нормативными документами.

Воспитательная работа представляет собой комплекс информа­ционно-пропагандистских, индивидуально-психологических, право­вых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на форми­рование у военнослужащих необходимых морально-боевых качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность дей­ствий всех субъектов воспитания.

В содержательном плане система воспитательной работы включает в себя следующие составляющие:

информационно-воспитательную работу;

работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины;

военно-социальную работу;

психологическую работу;

культурно-досуговую работу.

Для успешного проведения воспитательной работы в Вооружен­ных Силах необходимы:

систематическое изучение морально-психологического состояния войск;

своевременное принятие соответствующего решения по комплекс­ному воздействию на субъект воспитания и постановка задач по его реализации;

осуществление мониторинга социально-экономического положе­ния военнослужащих и их морально-психологического состояния;

оказание помощи субъектам воспитания всех уровней со стороны соответствующих главнокомандующих, командующих, командиров (начальников), вышестоящих органов воспитательной работы;

организация и осуществление непрерывного морально-психологи­ческого (и информационного - приказ МО 555-05 – исключить) обеспечения                                  мероприятий строительства и развития Вооруженных Сил;

совершенствование состава и структуры, форм и методов работы органов военного управления, сил и средств морально-психологического (и информационного - приказ МО 555-05 – исключить) обеспечения в ходе выполнения боевых задач, оперативной и боевой подготовки, образовательного процесса в вузах;

повседневное исследование, выявление и активное предупрежде­ние негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях военно­служащих;

организация взаимодействия органов военного управления с ор­ганами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах воспитания военнослужащих;

эффективное научно-методическое сопровождение функциони­рования и развития системы воспитания, морально-психологического (и информационного - приказ МО 555-05 – исключить) обеспечения;

совершенствование и внедрение в практику воспитательной ра­боты новых образцов и систем технических средств воспитания;

организация эффективного контроля за организацией воспита­тельной работы, оценка состояния объекта воспитания согласно при­нятым критериям.

Приоритетными направлениями совершенствования воспитательной работы являются:

приведение системы воспитания, морально-психологического и информационного обеспечения Вооруженных Сил в соответствие с требованиями современного этапа и перспектив государственного и военного строительства в Российской Федерации;

целенаправленная работа по укреплению морально-психологиче­ского состояния и воинской дисциплины военнослужащих, создание условий для поддержания психического здоровья военнослужащих;

совершенствование военно-социальной работы, правового воспи­тания, культурно-досуговой работы, системы военно-социологических исследований, совершенствование обеспечения войск техническими средствами воспитания, научное и методическое обеспечение воспи­тательной работы;

развитие средств массовой информации Вооруженных Сил;

совершенствование системы морально-психологического обеспе­чения боевой и мобилизационной готовности, подготовки и примене­ния Вооруженных Сил;

расширение связей с общественными и религиозными объедине­ниями в интересах воспитания военнослужащих;

совершенствование состава и системы управления органами вос­питательной работы, системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, подбора и расстановки кад­ров органов воспитательной работы и информационных структур.

Организация воспитания военнослужащих включает в себя:

определение объекта воспитания;

оценку воспитательной ситуации;

уяснение субъектом воспитания целей и задач воспитания;

планирование воспитательной работы;

осуществление прогноза результатов воспитательного воздействия;

подбор, расстановку кадров;

постановку задач воспитателям;

организацию управления системой воспитания;

определение оптимальных средств, приемов, методов и форм ре­шения воспитательных задач;

изучение особенностей воспитуемых и условий воспитания в ходе воспитательного процесса с учетом уровня организации боевой под­готовки, морально-психологического состояния, воинской дисцип­лины и социально-правовой защищенности военнослужащих;

организацию контроля и коррекцию исходных установок воспи­тания;

закрепление положительного опыта;

оценку результатов воспитания.

Эффективность воспитания военнослужащих во многом зависит от качества управления системой воспитания.

Управление системой воспитания направлено на обеспечение ее оп­тимального функционирования и достижение желаемых целей воспи­тания. Это достигается:

глубоким уяснением субъектами воспитания целей воспитатель­ной работы;

изучением исходного состояния управляемой системы воспитания;

четким планированием воспитательной работы;

продуманной постановкой задач;

подбором, обучением, расстановкой кадров, организацией строгого спроса за состояние воспитательной работы на порученном участке;

вооружением воспитателей всех уровней передовой методикой использования форм, методов и видов воспитательной работы с учетом категорий личного состава;

научной организацией труда воспитателей;

оценкой состояния и действенности воспитательной работы;

систематическим контролем и корректированием воспитательных воздействий.

 

V. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современный этап военного строительства предъявляет новые требования к кадровому обеспечению воспитательной работы с учетом потребностей войск, практики учебно-методического и научного обеспечения системы воспитания.

Основными направлениями совершенствования кадрового обеспечения воспитательной работы являются:

сохранение высокопрофессионального, подготовленного ядра кад­ров органов воспитательной работы;

поддержание необходимого уровня укомплектованности воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, в воспитательных структурах;

формирование качественно нового поколения командиров (на­чальников) как военных воспитателей;

сохранение военно-научного и педагогического потенциала рос­сийской военной школы социально-экономических и гуманитарных наук.

В военно-учебных заведениях необходимо предусмотреть наряду с преподаванием педагогики и психологии изучение теории и прак­тики воспитательной работы.

Для решения данных задач необходимо построение модели кад­рового обеспечения воспитательной работы в целях создания совре­менной системы подготовки высокопрофессиональных должност­ных лиц для организации воспитательной работы в воинских частях (подразделениях) с учетом современных требований и финансово-экономических возможностей государства.

Принципами кадрового обеспечения воспитательной работы являют­ся: научный подход к кадровому обеспечению воспитательной рабо­ты; системность и последовательность кадрового обеспечения; связь кадрового обеспечения с потребностью воспитательных структур;

мобильность кадрового обеспечения воспитательной работы и другие.

Основными направлениями разработки и реализации модели кадро­вого обеспечения являются:

определение количественных и качественных параметров кадро­вого заказа на подготовку военнослужащих для органов воспитатель­ной работы;

оптимизация и реорганизация сети и организационно-штатной структуры военно-учебных заведений и военных кафедр и факультетов при государственных, муниципальных или имеющих государствен­ную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

совершенствование организации, содержания и методического обеспечения образовательного процесса в военно-учебных заведениях по подготовке военнослужащих к воспитательной деятельности;

повышение эффективности послевузовского образования офице­ров органов воспитательной работы;

улучшение профессионального отбора и развитие довузовской под­готовки;

совершенствование федерального законодательства в области под­готовки военных кадров.

Организация кадрового обеспечения воспитательной работы носит многоуровневый характер и включает:

с предназначением на первую воинскую должность, подлежащую за­мещению офицерами, в органах воспитательной работы — военную подготовку на военных сборах по программам подготовки офицеров запаса; военную подготовку на военных кафедрах и факультетах при государственных, муниципальных или имеющих государственную ак­кредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специ­альностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования; сокращенную военную подготовку на курсах младших лейтенантов при военно-учебных заведениях (учеб­ных центрах) по программам ускоренной профессиональной подго­товки; среднюю военно-специальную подготовку в военно-учебных заведениях по военным профессиональным образовательным програм­мам (средней военно-специальной подготовки и образовательным программам среднего профессионального образования по родственной (смежной) гражданской специальности); полную военно-специальную подготовку в военно-учебных заведениях по военным образователь­ным профессиональным программам (полной военно-специальной подготовки и образовательным программам высшего профессио­нального образования по родственной (смежной) гражданской спе­циальности);

с предназначением, как правило, на воинские должности заместите­лей командиров полков (бригад) по воспитательной работе, им равные и вышестоящие должности органов воспитательной работы — высшую военную оперативно-тактическую подготовку в военно-учебных заве­дениях (как правило, в военных академиях, Военном университете) по военным образовательным программам дополнительного профес­сионального образования на базе имеющейся полной военно-специальной подготовки по соответствующим военно-учетным специаль­ностям;

с предназначением, как правило, на воинские должности руководящего состава органов воспитательной работы — высшую военную оперативно-стратегическую подготовку в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на базе имеющейся высшей военной оперативно-тактической подготовки.

В системе кадрового обеспечения особое внимание целесообразно уделить укомплектованности должностей офицеров-воспитателей первичного звена (рота—батальон), воинских частей (кораблей) соеди­нений постоянной готовности, а также выполняющих боевые, миро" творческие и другие специальные задачи.                              

VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Эффективность воспитания следует понимать как достижение пла­нируемого уровня воспитанности военнослужащих в установленные воспитательным процессом сроки. Уровень воспитанности военно­служащих и воинских коллективов определяется на основе объектив­ных критериев (показателей) путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о новых качествах военнослужащих, воинских коллективов, полученных в результате воспитательного воз­действия.

При оценке эффективности воспитания военнослужащих Вооруженных Сил учитываются оценка воспитательной работы должностных лиц и оценка морально-психологического состояния военнослужащих.

Основными критериями эффективности воспитательной работы вы­ступают:

степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса:

представление воспитателя о системе и конечных целях воспитания;

умение воспитателя ставить конкретные воспитательные задачи, исходя из целей, и добиваться желаемого результата; преемственность задач воспитания; направленность планирования и характер воспитатель­ных мероприятий; умение анализировать и оценивать достижение целей;

степень развития личностных качеств воспитателя: наличие и степень развития психолого-педагогической культуры, педагогического мас­терства и педагогической этики; степень личной дисциплинирован­ности; наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию;

степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания: ис­пользование воспитательного воздействия занятий по боевой и об­щественно-государственной подготовке, правильной организации повседневной деятельности воинской части (подразделения);

степень дифференциации и индивидуализации воспитательной дея­тельности: знание психофизиологических особенностей личности; зна­ние национальных черт и традиций личного состава; учет условий и результатов воспитания до службы в армии и во время ее; оказание конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи;

степень развития коллективистских начал в воинских частях (под­разделениях): наличие инициативы снизу; подготовленность младших командиров к проведению воспитательной работы с подчиненными;

направленность актива; развитость самодеятельных начал у военно­служащих; контроль за выполнением общественных заданий и поручений и другое;

степень сплочения воинских коллективов; отношение военнослу­жащего к коллективу и воинского коллектива к военнослужащему;

коллективная оценка поступков и проступков военнослужащих; степень взаимопомощи в коллективе; степень сформированности общественного мнения, традиций, обычаев; занимаемое место военнослужащего в коллективе;

степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в вос­питательном процессе: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспи­тательной работы; использование воспитательного потенциала общест­венных организаций и родителей военнослужащих; взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации; лич­ные контакты с самими военнослужащими и другое;

степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания:

соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения;

уважение к личному и коллективному мнению; степень педагогического сотрудничества и сотворчества; доминирующая тональность во взаимо­отношениях; гуманизация военно-служебных взаимоотношений и другое;

степень воспитательного аспекта в организации различных видов во­инской деятельности военнослужащих, обеспечивающих развитие ак­тивности и творчества субъектов воспитания: создание условий для формирования приоритетов и мотивов сознательной воинской дея­тельности; степень вовлечения всех военнослужащих в совместную, коллективную деятельность; осуществление периодической сменяемости видов воинской деятельности; стимулирование инициативы и творчества и другое;

степень рационального использования времени, отводимого на вос­питание: способность выделить главное в воспитательной работе; умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания; не­допущение шаблонов в воспитательной работе; участие командиров (начальников), должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней в воспитательной работе; достижение поставленных воспитательных целей в установленные сроки.

Оценивая вышеназванные критерии, можно с достаточной степенью достоверности охарактеризовать эффективность воспитательной работы, при этом необходимо проанализировать и установить:

а) в информационно-воспитательной работе;

являются ли занятия по общественно-государственной подготовке (гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в военно-учебных заведениях) основной формой информационно-воспитательной работы для военнослужащих;

в какой степени удается формировать у обучаемых научное ми­ровоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения;

наличие системы взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой ин­формации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных и психологических качеств, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, готовности выполнить воинский долг, стрем­ления в совершенстве овладеть военными знаниями и навыками;

качество проведения конкретных мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы, авторитета Вооруженных Сил, объективность информации о примерах мужества и героизма военно­служащих;

организацию проведения воинских ритуалов и мероприятий, по­священных дням воинской славы (победным дням) России, традициям вооруженной защиты Отечества, памятным датам в истории вида Вооруженных Сил, рода войск Вооруженных Сил, военно-учебного заведения;

соответствие тематики текущего информирования информацион­ным потребностям военнослужащих;

участие руководящего состава в информировании подчиненных;

наличие в распорядке дня времени для ежедневного просмотра и прослушивания информационных программ российского радио и те­левидения;

организацию подписки на периодические печатные издания, ре­гулярность их получения и распространение в воинской части (подразделении), военно-учебном заведении;

отражение в стенной печати наглядной агитации военной и госу­дарственной символики России, боевых традиций, отечественной военной истории, опыта обучения и воспитания военнослужащих.

Состояние информационно-воспитательной работы оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»;

б) в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины:

эффективность работы должностных лиц воинской части (подраз­деления), военно-учебного заведения по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, объективность в оценке состояния воинской дисциплины;

деятельность командования по сохранению жизни и здоровья во­еннослужащих, недопущению совершения правонарушений в отно­шении местного населения, профилактике преступлений, связанных с хранением и сбытом наркотических средств, а также употребления наркотиков и спиртных напитков;

наличие практической помощи должностным лицам воинской ча­сти (подразделения), военно-учебного заведения в поддержании пра­вопорядка, укреплении воинской дисциплины, проведении анализа состояния воинской дисциплины и правопорядка, вскрытии причин происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, подготовки выводов и предложений по их профилактике.

Состояние работы по укреплению правопорядка и воинской дис­циплины оценивается в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Фе­дерации «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»;

в) в военно-социальной работе:

является ли военно-социальная работа составной частью воспита­тельной работы и степень ее соответствия законодательству Российской Федерации, правовым актам Министерства обороны по социальным вопросам;

деятельность командования воинской части (подразделения), во­енно-учебного заведения по обеспечению прав, гарантий и льгот во­еннослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

организацию изучения социальных процессов среди военнослу­жащих воинской части (подразделения), военно-учебного заведения, выработку предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участие должностных лиц воспитательной работы в их реализации;

проведение работы по разъяснению правовых актов Министерства обороны по социальным вопросам, правовому воспитанию военно­служащих;

своевременность рассмотрения жалоб и предложений;

проведение юридических консультаций и оказание адресной по­мощи в случае нарушения социальных прав военнослужащих.

Кроме того, проверяется наличие должностей и укомплектован­ность органов воспитательной работы специалистами военно-социаль­ной работы.

Целью оценки состояния военно-социальной работы является оп­ределение уровня реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей воинской части (подраз­деления), военно-учебного заведения.

Состояние военно-социальной работы оценивается "удовлетворительно» или «неудовлетворительно»;

г) в психологической работе:

влияние психологической работы на формирование морально-психологической устойчивости и готовности военнослужащих к вы­полнению задач в любых условиях обстановки, высокой мотивации к овладению воинской специальностью (профессией), поддержание здо­рового морально-психологического климата в воинской части (под­разделении), военно-учебном заведении;

психологический анализ служебной деятельности, учебно-воспи­тательного процесса и выработку мер по повышению их эффектив­ности;

изучение индивидуально-психологических особенностей военно­служащих, социально-психологических процессов в воинских коллек­тивах и прогнозирование их развития;

организацию психологической помощи и психологической реаби­литации военнослужащих, получивших психическую травму;

психологическую профилактику нарушений воинской дисцип­лины, девиантного поведения;

организацию мероприятий психологического обеспечения карауль­ной и внутренней служб;

методическое обеспечение занятий по боевой подготовке в инте­ресах формирования психологической устойчивости военнослу­жащих;

наличие подразделений психологической помощи и реабилита­ции, укомплектованность специалистами психологической работы и эффективность их деятельности.

Психологическая работа оценивается «удовлетворительно» или «не­удовлетворительно»;

д) в культурно-досуговой работе:

организацию и эффективность работы по формированию эстети­ческими, художественными средствами нравственно-этических и культурных качеств, воспитанию военнослужащих в духе патриотизма, верности Военной присяге, воинскому долгу, беззаветной преданно­сти своему народу и Отечеству;

наличие материально-технической базы культурно-досуговой ра­боты (клуба, библиотеки, музея, читального зала) и ее использование в культурном обслуживании военнослужащих;

систему взаимодействия военных учреждений культуры со сред­ствами массовой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах культурно-досугового обслужива­ния военнослужащих;

уровень работы по приобщению военнослужащих и членов их семей к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям, самодеятельному творчеству, организацию полноценного досуга курсантов и слушателей в целях поддержания на должном уров­не их физического и морально-психологического состояния;

периодичность демонстрации художественных фильмов, их репертуарно-тематическую направленность в интересах воспитания военно­служащих, посещение театров, музеев, концертных залов, стадионов, других культурно-зрелищных и спортивных учреждений;

обеспеченность воинской части (подразделения), военно-учебного заведения техническими средствами воспитания, оборудованием по закрепленной номенклатуре, применение технических средств воспи­тания в воспитательном процессе;

правильность расходования денежных средств, выделенных на про­ведение воспитательной работы по соответствующим статьям сметы Министерства обороны.

Состояние культурно-досуговой работы оценивается «удовлетво­рительно» или «неудовлетворительно».

Морально-психологическое состояние военнослужащих — это состоя­ние психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллектива (формирования) в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся в боевой (служебной) активности военнослужащих, их готовности к боевым действиям.

Морально-психологическое состояние военнослужащих опреде­ляется и оценивается по специальным методикам.

Основные параметры и методики оценки морально-психологи­ческого состояния военнослужащих как в мирное, так и в военное время включены в проект наставления по морально-психологическо­му обеспечению и проходят апробацию в войсках.

Морально-психологическое состояние военнослужащих оценива­ется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации «удовлетво­рительно» или «неудовлетворительно».

При разработке настоящей Концепции был использован имею­щийся отечественный опыт по проблемам воспитания военнослужа­щих. Концепция ориентирована на дальнейшее совершенствование научных положений и практических подходов к системе воспитания военнослужащих с учетом требований современного этапа строительства и развития Вооруженных Сил.

 

Начальник Главного управления

воспитательной работы

Вооруженных Сил Российской Федерации

генерал-полковник

                                                   Н.Резник


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: