Просвещение в Германии

Свободомыслие в Германии XVIII в. испытало на себе влияние французских просветителей — П. Бейля, Вольтера, П. Гольбаха, а также пантеистического учения Б. Спинозы. В XVIII в. известными критиками церкви и религии Германии были Г.Э. Лессинг (1729—1781), поэт и публицист Ф.Шиллер (1759— 1805), а также ученый историк, филолог, фольклорист И. Г. Гердер (1744 — 1803). Его книга «Идеи к философии истории человечества» — компендиум знаний того времени не только о происхождении Земли, ее положении во Вселенной, о ее растительном и животном мире, о происхождении и сущности человека, о взаимосвязи с «матерью-природой», но и о религиозных верованиях народов Земли — китайцев, тибетцев, индусов, египтян, вавилонян, [275] персов, греков, римлян, евреев и т. д. Идея развития от низших ступеней 'к высшим по естественным законам распространяется и на историю человечества, на его культуру, науку, религию.

И. Г. Гердер полагал, что общество движется к высшему состоянию, которое он назвал гуманностью; это — цель человеческой природы. Гердер, основываясь на знании истории религий, искал причины ее происхождения в самой природе человека. Религия возникла в результате того, что человек почувствовал действие сил природы; то, что предстает перед человеком, оживляет воображение. Разбирая религию евреев, он заметил, что «еврейские сочинения» давали доступные ответы о сотворении мира, происхождении зла, но ложное их толкование причинило ущерб обществу: много жестоких учений возникло из рассказа о яблоке и змие; естествоиспытатели прицепляли все феномены строения земли к сорока дням потопа; историки привязывали все населяющие землю народы к одному богоизбранному народу. Рассматривая возникновение христианства, Гер­дер связывает его со все большим обнищанием еврейского народа, который держался за образ мессии; «откровения» были созданы в это время «до крайности напряженной фантазией». Гердер обращает внимание на двойственную роль христианства: оно учило людей верить в одного Бога и потому превращало народы в братьев, и оно же прев­ращало народы в рабов, «навязывая им цепи и рабское иго»: «Могучие христианские народы жестоко трепали друг друга, а каждый из них внутри полнился раздорами» (Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 554).

Свободомыслие в Америке

 В XVIII в. в Америке шла борьба английских колоний за независимость от метрополии. По­скольку англиканская церковь оправдывала колониализм, в Америке стали распространяться пуританские секты; вместе с тем появилось немало людей, выступавших против религиозного фанатизма с позиций просвещенного разума. В среде протестантизма появляются либералы, разделяющие деистические представления. Ярким пред­ставителем американского Просвещения был Б. Франклин (1706 — 1790), политик, естествоиспытатель и философ. Б. Франклин, как и все американские просветители, был деистом. Он говорил, что человек — часть великого механизма вселенной, а его поведение зависит от него самого. Мораль, проповедуемая Б. Франклином, в основе была свободной от религии. Он выступал против того, чтобы включать в конституцию США статью, требующую исповедания веры от членов конгресса. Самой лучшей службой Богу он считал творение добра другим его (Бога) детям. Франклин был последовательным антиклерикалом, выступал против преследований инакомыслящих, проповедовал веротерпимость.

Один из вождей американского народа в борьбе за независимость, автор «Декларации независимости» (1776) Т. Джефферсон (1743— [276] 1826) публично выступал за отделение церкви от государства и религиозную свободу. Разум и свободное исследование — вот единственно действенная сила против заблуждений, считал он. Т. Джефферсон показал негативные последствия принудительного введения христианства: миллионы людей после введения христианства были сожжены, замучены, оштрафованы, брошены в тюрьмы. Резуль­татом принуждения было то, что «половина мира была объявлена ду­раками, а другая половина оказалась лицемерами...» (Цит. по: Гольдберг Н.М. Свободомыслие и атеизм в США (XVIII-XIX вв.). М.; Л., 1965. С. 68).

Т.Пейн (1737—1809), активный участник войны за независимость Америки и затем — Французской революции, критику религии связывал с пропагандой и использованием современного ему естествознания. В сочинении «Век разума» он показал несостоятельность учения христианства о тайнах, чудесах и пророчествах, полагая их вымыслами, использованными для обмана человечества. Пейн стоит за создание новой истинной религии, «...которая не была вымышлена и божественное происхождение которой очевидно, есть чистый и простой деизм. Он должен быть первым и, вероятно, будет последним, во что верит человек» (Американские просветители. М., 1989. Т. 2. С. 178). Он делает вывод, что человек может открыть Бога лишь с помощью своего разума. Он анализировал одну книгу Библии за другой и пришел к выводу об их человеческом происхождении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: