Свободомыслие народников

 Продолжателями традиции свободомыслия были народники — М. А. Бакунин (1814 — 1876), П. Л. Лавров (1823—1900) и др. Они сосредоточили свое внимание на социально-историческом понимании религии. П. Л. Лавров стремился «найти в истории общества те обстоятельства, которые породили ... ложное верование» (Лавров П.Л. Собр. соч. Пг., 1917. Сер. V. Вып. 1. С. 29), противопоставить теологическому объяснению истории «вмешательством богов» рационалистический анализ зависимости человеческих судеб, социальных коллизий от пронизывающих «быт» противоречий. М. А. Бакунин писал: «Мы дол­жны постараться понять историческое происхождение идеи Бога, пре­емственность причин, развивших и породивших эту идею в сознании людей» (Бакунин М.А. Избр. соч. Пб.; М., 1922. Т. II. С. 142).

По его мнению, нищета и невежество народа, его материальные страдания и неслыханные притеснения всякого рода, претерпеваемые им всякий день, являются теми социальными причинами, которые способствуют проникновению религии во все сферы общественной и личной жизни. Религиозные представления — явление еще более практическое, чем теоретическое, а именно не столько заблуждение ума, сколько протест самой жизни, воли и страсти против невыносимой жизненной тесноты (См.: Утопический социализм в России. Хрестоматия. М., 1985. С. 407- 408). И человек стремится найти выход из этого положения. «Но для этого, — отмечал М. А. Бакунин, — у него есть лишь три средства, из коих два мнимых и одно действительное. Два первых это — кабак и церковь... Третье — социальная.революция» (Бакунин М.А. Избр. соч. Пб.; М., 1922. Т. II. С. 137). Как в церкви, так и в кабаке народ забывает хоть на минуту свой голод, свой гнет, свое унижение, старается успокоить память о своей ежед­невной беде один раз в безумной вере, а в другой раз — в вине. Одно опьянение стоит другого (См.: Утопический социализм в России. С. 408). Социальную функцию религии М. А. Бакунин видел в возможности ее использования социальными верхами. Вопрос о преодолении религии у народников был тесно связан с вопросом о революции, тем самым критика религии и пропаганда атеизма становились у них отраслями политической деятельности. Правда, само понимание «религиозного вопроса» в его соотношении с конкретными задачами политической борьбы было у них различным. П. Л. Лавров видел задачу атеистической работы в народе в формировании научного мировоззрения, а М. А. Бакунин считал, что [288] главной задачей борьбы с религией является радикальное упразднение церкви как союзника государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: