Культура Римской империи I-II веков

гл.итог:созд.качественно.новой средизем.культуры.Оим.располагал ресурсами к разв.культуры.В империи появ. прослойка,кот.можно назв.интелл-ю..Система ценностей вкл:город.быт,уровень благосостояния,гордость за великую державу.

Суть «средиземноморского характера»: в том, что Рим оказал огромное культурное влияние на завоёванные территории, лишь на Востоке (Парфия, Боспор, Армения) была своя высокая культура, а в остальном – Рим распространитель античной культуры. => новые герои могут быть из Испании, Галлии, Африки, Рим варваризируется.

Архитектура. Колизей (80 г.) при Тите. Каменные мостовые, акведуки, канализации, причём даже в самой глуши. В Риме – Форум Траяна, Алтарь Мира Августа. Термы Септимия Севера и Каракаллы.

ИЗО. Популярны росписи на стенах домов и вилл. Там и краски, и мозаика. Обычные сюжеты – античная мифология, но есть и бытовые. На Палатине сохранилась комнатка с росписью, принадлежавшая Ливии (2ой жене Августа). Особо – МОДА на портретность, отсюда – массовое производство скульптур => падение качества. Каждый мечтает увековечить своё рыло.

Игры. Заезды на колесницах, рубилово гладиаторов. Туники 4 цветов (белый, красный, синий, зелёный) => отсюда принцип борьбы. Партии болельщиков. Театр был, но мало, его не очень любили, пожалуй, до Плавта => считают его недостойным развлечением для римлянина.

Наука. Те, кто победнее: частные учителя набирают группы у себя дома. Побогаче: сам нанимаешь себе умника, и он тебя учит. Часто это вольноотпущенник. Модно быть образованным. А просто в школе: от 7 до 12 – халявная развлекуха, 12 до 16 – «грамматика», с 16 – «риторика». Вообще наука: в Александрии Мусейон, в Афинах – философская школа. Известнейшие труды: «География» Страбона, «Естественная история» Плиния Секунда, Птолемей отказался от гелиоцентризма Аристарха Самосского, и воцарился геоцентризм. Стоики в Риме – Сенека, позже даже Марк Аврелий. Ведущий скептик – Лукиан. («Диалоги богов», «Диалоги в царстве мёртвых»).

Литер-а:Золотой век(44-14 АВгуст),серебр.-дин.Юлиев-клавдиев,бронз-Вергилий,гораций.ПОРизведения Горация заказывал сам Август.

Вергилий. Начал с подражаний Феокриту и его идиллиям, пишет эклоги – «пастушеские песни», про то как круто на свежем воздухе. В 4ой эклоге прославляет приход Августа (в Средние века в этом видели предчувствие мессии – Христа). Другая крупная вещь – поэма о земледелии (аки «Труды и дни») – «Георгики». Понятно, важнее всего «Энеида», она до конца им не написана, раньше умер. Странствия Энея (сына героя Анхиза и Афродиты) по Италии. Эней уже был известен как родоначальник рода Юлиев. Проводится в жизнь крайне популярная тогда идея преемства римского государства от греческого. Это – венец латинской поэзии, образец. Не случайно, потом Данте именно Вергилия выбирает в экскурсоводы по аду.

Гораций. Сын вольноотпущенника (очень характерный пример – часто преуспевали в искусствах из-за новых социальных запросов – получил хорошее образование). Был военным трибуном армии Брута и Кассия. Его образец – Алкей (не случайно в Ad Melpomenem говорит о переводе на латынь греческих стихов). Автор кучи од – любовь-дружба, подлиз Августу etc. Естественно, «Памятник» (потом у Державина, Пушкина, Фета, Ломоносова etc.). Сатиры, критика общественных нравов – это Эпод. + стихотворения в жанре «Посланий» к конкретным людям. Король ритмического стиха («Корабль» - образец, строчки воспроизводят своим размером и ударениями движение бури)

 

 

Возникновение христианства.

Основой основ всех наших знаний о реннехристианск периоде явл канонические книги Нового Завета, в состав Н.З. вошли 27 произв различного хар-ра. Среди них 4 Евангелия,они приписываются ближ ученикам Иисуса Христа-Матфею и Иоанну.

В науке до сих пор продолжаются ожесточенные споры по всем вопросам происхождения христианства. Ключевой является проблема историчности или легендарности Иисуса Христа как основателя новой религии. Еще в 19 в. сформировались 2 научные школы-мифологическая и историческая.Мифологическая- признавала образ Иисуса Хр мифическим, Историческ шк- придерживалась того взгляда, что в осн евангельских рассказов лежит реальное историческое содержание. Особым направлением в изучении раннего христианства, в том числе и его происхождения, стала марксистская школа.

+ Зародившись в перв полов 1 в. н.э. на территории маленькой римск провинции Палестины как одна из местн иудейск сект, главой и сонователем которой мог быть исторический Иисус, проповедовавший идеи покояния, близкого конца мира, божественного суда, добра и любви к людям, новое вероучение стало распространяться среди низших и обездоленных слоев населения Вост Средиземн и к сер 1 в. проникло в Рим. Распространен христ происходило через миссионерскую деятельность фанатичных последователей основателя нов религии(Петр, Иоанн,Павел) Эта религия пала на подготовленную почву, т.к. Рим переживал тяжелейший кризис соц/культ. В обществе зрело сопротивление господств образу жизни со стороны-рабов,крестьян,ремесленников, рождалась внутренняя неудовлетворенность образованных людей, выражавш в критике бездуховного потребления,бесчеловечной жестокости, трагическое расслоение мира преуспевающего богатства и мира духовного опустошения.Позднее эта новая религия включила в состав своего культа целый ряд греко-римских религиозн идей. К концу 1 в. христ окончательно выделилось из ряда религий.

+ Культ- первые люди Адам и Ева; небыла зла и преступлений,жили безмятежной жизнью…..

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: