Сегодня, к сожалению, подобная специфика не учитывается и получается, что во всех учебных заведениях студентов обучают чуть ли не по одним и тем же программам, не делая различий, готовят ли они государственных и муниципальных служащих, кадры для частного бизнеса, инженера или руководителя производства. Если посмотреть в целом на корпус чиновников, то статистика неплохая. Большинство (более 70 %) государственных служащих имеют высшее образование. Много специалистов более высокой квалификации – кандидатов и докторов наук. Однако, к сожалению, далеко не у всех имеется специальная подготовка, в том числе в системе государственного и муниципального управления. Образовательная система не позволяет обеспечить повышение квалификации всех государственных служащих в сроки, установленные законодательством. В борьбе с этим некоторые ВУЗы (такие как МГУУ ПМ, АНХ (бывш. РАГС) совершенствует учебные планы таким образом, чтобы они отвечали запросам практики, работали на реализацию концепции реформирования государственной службы.
|
|
Государственная кадровая политика призвана способствовать полнейшему раскрытию возможностей и способностей каждого человека в социально-профессиональной среде в соответствии с его квалификацией, независимо от пола, возраста, национальности, социального положения, вероисповедания и места жительства. Стремясь к этой цели, государство осуществляет формирование механизмов востребования кадрового потенциала общества по следующим направлениям:
• создание надлежащих условий набора кадров преимущественно экономическими методами;
• защита общества и граждан от непрофессионалов;
• исключение условий дискриминации различных социальных групп и граждан.
государство обеспечивает формирование механизмов защиты общества от непрофессиональных действий граждан, занятых в управлении. Это достигается системой мер, среди которых важное место занимают:
• разработка эффективных норм и ограничений (правовых, организационных, экономических) по обеспечению деятельности, требующей специальной подготовки;
• усиление открытости, конкуренции и рыночной мотивации в сферах профессиональной деятельности;
• установление системы ответственности должностных лиц и кадровых служб за действия (или бездействие), допустивших участие в профессиональных видах деятельности граждан, не имеющих соответствующей квалификации;
• развитие партнерских отношений между государственными структурами и профессиональными сообществами по вопросам занятости граждан в профессиональных видах деятельности.
Эффективная работа в этом направлении обеспечивается комплексом кадровых технологий, установлением квалификационных требований, полномочий и ответственности звеньев управления по регулированию кадровых процессов и кадровых отношений в государственном управлении. В частности, это выражается в комплексе систем, определяющих:
|
|
• ограничение на занятие видами деятельности, опасными и вредными для здоровья человека по полу, возрасту, состоянию здоровья;
• гарантии и льготы для лиц, занятых в профессиональных видах деятельности (пенсионное обеспечение, социальное страхование и др.);
• компенсационные выплаты (доплаты, надбавки и др.);
• ответственность работодателя за несоблюдение установленных государством требований по защите интересов работников.
С этой целью государство обеспечивает защиту общества от непрофессиональных действий граждан, занятых в управлении, это достигается системой мер, среди которых важное место занимают:
· разработка эффективных норм и ограничений (правовых, организационных, экономических) по обеспечению деятельности, требующей специальной подготовки;
· усиление открытости, конкуренции и рыночной мотивации в сферах профессиональной деятельности;
· установление системы ответственности должностных лиц и кадровых служб за действия (или бездействие), допустивших участие в профессиональных видах деятельности граждан, не имеющих соответствующей квалификации;
· развитие партнерских отношений между государственными структурами и профессиональными сообществами по вопросам занятости граждан в видах профессиональной деятельности.
Эффективная работа в этом направлении обеспечивается комплексом кадровых технологий, установлением квалификационных требований, полномочий и ответственности звеньев управления по регулированию кадровых процессов и кадровых отношений в государственном управлении.
С целью защиты общества от непрофессионализма государство осуществляет следующее:
· совместно с профессиональными сообществами организует систему квалификационных экзаменов, особенно в сферах деятельности, связанных с воспитанием детей, образовательной и медицинской практикой;
· усиливает систему контроля за реализацией государственных образовательных стандартов, систему лицензирования и аккредитации учебных заведений, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов;
· определяет квалификационные требования к уровню овладения профессиональным опытом и вводит систему контроля уровня знаний для наукоемких и опасных видов профессиональной деятельности;
· создает систему государственных профессиональных отличий и наград;
· устанавливает группы профессий, требующих особой подготовки, и определение для них безопасных условий осуществления профессиональной деятельности;
· определяет степень ответственности должностных лиц (административной, гражданской, уголовной) в случае, если непрофессиональная деятельность подведомственного им персонала привела к социально значимым негативным последствиям.