Необходимо рассмотреть те методы исследования целевой аудиторией, которые мы использовали в нашей работе. Это анкетирование и экспертное интервью.
Анкетирование
Анкетирование — это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирование является наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса.
Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками. В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности — выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.
В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное и заочное анкетирование. Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения. Личный опрос может носить групповой и индивидуальный характер. Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя.
По способу вручения анкет респондентам различают почтовое, прессовое и раздаточное анкетирование.
Мы в исследовании используем, в основном, выборочное, личное раздаточное анкетирование.
Экспертное интервью
Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически (на пленку)[6].
По Катлипу «интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:
а) вопросов без ответов при нем практически не бывает;
б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;
в) имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой»[7].
· Экспертное интервью – это разновидность глубинного интервью, целью которого является получение компетентных оценок экспертов[8].
· Глубинное интервью – непринужденная беседа интервьюера и опрашиваемого, в которой первый выступает как профессиональный исследователь, имитирующего равноправного собеседника. Такие интервью длятся долго – от 1,5 до 2,5 часов. Допустимы повторные встречи для уточнения некоторых вопросов[9].
Метод интервью применяется для получения большой по объёму и исчерпывающей информации, и предоставляет исследователям качественную информацию. В этом случае интервьюер должен не просто уметь задавать вопросы, но и хорошо владеть информацией, которая обязательно должна быть достоверной.
[1] Установка по Узнадзе: http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_01_02_55.htm. Дата обращения: 30.10.2011
[2] Журавлёв А.Л., Соснин В.А., Красников М.А.: Социальная психология. М.: 2006, с.- 62
[3] Журавлёв А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Там же. с.- 61
[4] Журавлёв А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Там же. с.- 66
[5] Журавлёв А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Там же. с.- 66
[6] Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003. Электронная версия с сайта vopona.ru: http://www.vopona.com/684-strategiya-sociologicheskogo-issledovaniya-yadov.html
[7] Катлип, Скотт, М., Сентер, Ален, Х., Брум, Глен, М. «Паблик рилейшенз. Теория и практика». М., 2003, с.-295
[8] Экспертное интервью как инструмент маркетинга http://www.irn.ru/articles/27308.html. Дата обращения: 30.10.2011
[9] Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология – СПб., 2004, с.-40