Структура методической системы формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Формирование элементарных математических представлений это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников осуществляется с помощью научно обоснованной методической системы.

Одна из первых моделей методической системы обучения математике была предложена Анатолием Михайловичем Пышкало (23 мая 1919 –2 апреля 2000 года, Москва). Ее основные элементы - цели, содержание, методы, формы и средства обучения математике – теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловливают друг друга.

Ведущим и определяющим среди элементов системы являются цели обучения. Целями обучения определяется такой компонент методической системы как содержание обучения. Изменение целей обучения существенным образом сказывается и на остальных элементах методической системы: методах, средствах и организационных формах обучения.

Эту систему можно представить в виде следующей схемы («Звезда» А.М. Пышкало).

 

 

 

 

В тот период развития методической науки (60-е годы) это было, несомненно, шагом вперед. Анализ этой модели с современных позиций показывает, что она определяет в основном предметно-ориентированную модель обучения.

Все компоненты методической системы, разработанной А.М. Пышкало - цели, содержание, методы, формы и средства обучения - входят и в современную систему формирования математических представлений у дошкольников. В настоящее время к исходным положениям, определяющим специфику методической системы, относят также структуру личности ребенка, закономерности ее развития. Это связано с новой образовательной программой, в центре внимания которой – ребенок, его саморазвитие.

Таким образом, современная методическая система формирования элементарных математических представлений у дошкольников включает в себя следующие компоненты: целостную структуру личности и закономерности ее развития; цели математического образования; математическое содержание и методы, средства, формы обучения, которые для краткости можно объединить в один компонент, названный «технология обучения».

Содержание математического образования должно быть направлено на достижение основной цели развития личности ребенка средствами математики, т.е. оно должно быть гуманитарно-ориентированным.

Все компоненты методической системы находятся в сложных нелинейных связях:

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: