Показатели для сравнения
| Характеристика традиционной
методической системы
| Характеристика современной
методической системы
|
Системообразующие факторы:
цели и результаты
| Формирование педагогического мастерства, редуцируемого к совершенствованию знаний, умений педагогов
| Создание условий для реализации личностных функций педагога, для повышения уровня его профессионально-личностного саморазвития, готовности к инновациям (к освоению новых и разработке авторских программ и технологий), созданию индивидуально-авторской педагогической или методической системы
|
Социально-педагогические условия функционирования:
| Социальные, географические, месторасположение школы (городская или сельская)
| Культурные, национальные, экономические, социальные, географические, особенности социально-демографического состава учащихся
|
а) общие
| Воспитательные возможности микрорайона
| Материально-организационные ресурсы школы, особенности социума
|
б) специфичные
| Особенности традиционной методической системы
| Особенности современной методической системы
|
в) временные
| Особенности традиционной методической системы
| Особенности современной методической системы
|
Структурные компоненты
| Вертикальная организационная структура
| Горизонтальная (линейная или циклическая) структура
|
.Система управления:
а) управляющая система
| Объект управления
| Уровневая модель методического процесса
Равноправный, активный субъект в структуре со- и самоуправления.
|
б) управляемая система (педагогический коллектив)
| Объект управления
| Представлена временными творческими коллективами, творческими микрогруппами, научно-методическими объединениями и другими творческими подразделениями.
|
Содержание (приоритетные направления) методической деятельности
| Традиционные направления:
дидактическое, частнометодическое, воспитательное
| Приоритет технологического, психологического направлений на базе традиционных: дидактического, частнометодического и воспитательного
|
Средства
| Информационные, методические
| Применение комплекса современных, в том числе технических средств
|
Формы
| Однообразие организационных форм.
Преобладание фронтальных форм.
Неоптимальность, т. е. несоответствие форм содержанию, этапу методической работы
| Многообразие форм, в том числе интерактивных.
Оптимальное сочетание индивидуальных, групповых, коллективных и фронтальных форм методической работы.
Высокий уровень технологичности
|
Методы
| Доминирование методов контроля, принуждения; диагностики, развития и коррекции
| Преобладание методов самоконтроля, стимулирования; убеждения; самодиагностики, саморазвития и самокоррекции
|
Функциональные компоненты
| Базовые компоненты:
планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование
| Наряду с базовыми компонентами – новые функции: педагогический анализ, целеполагание, прогнозирование, проектирование, программирование, стимулирование и др.
|
Цель
| Формирование педагогического мастерства, редуцируемого к совершенствованию знаний, умений и навыков
| Создание условий для реализации личностных функций педагога, для повышения уровня его профессионального саморазвития, готовности к инновациям (к освоению новых программ и технологий), созданию индивидуальной педагогической – методической, воспитательной, дидактической – системы
|
Содержание (приоритетные направления в методической работе)
| 1. Дидактическое (вопросы обучения)
2. Воспитательное (проблемы воспитания)
3. Частно-методическое (вопросы методики обучения и воспитания)
4. Физиологическое
| 1. Технологическое (рассмотрение традиционных и инновационных педагогических технологий)
2. Психологическое (изучение актуальных психологических концепций)
3. Культурологическое (формирование методологической, психологической, технологической, методической культуры педагога)
|
Особенности организации деятельности
| 1. Однообразие организационных форм
2. Преобладание фронтальных форм
Неоптимальность, т. е. несоответствие форм содержанию, этапу методической работы, уровню развития педколлектива и т. Д
| 1. Использование вариативных, активных - диалогичных, игровых и др. форм.
2. Оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм
3. Высокий уровень технологичности
|
Уровни организации методической работы
| 1. Репродуктивный (традиционная методическая работа)
2. Частично-поисковый (опытная методическая работа)
| 1. Частично-поисковый (опытная методическая работа)
2. Творческий (опытно-экспериментальная; научно-методическая работа)
3. Исследовательский (научно-исследовательская методическая работа)
|
Условия эффективности:
1. Объективные
| Материально-техническая база
| 1. Научно-методическое обеспечение
2. Социально-психологический климат в коллективе
3. Создание условий для профессионального роста педагогов
4. Управленческое мастерство руководителей
|
2. Субъективные
| Функциональные свойства педагога - знания, умения, навыки, способствующие лучшему выполнению функциональных обязанностей
| Личностные свойства педагога, его познавательно гуманистическая направленность, профессиональная позиция
|
Функции
| Регулятивно-коррекционная (функция «скорой помощи» как последствие контроля)
| 1. Информационно-аналитическая
(о ППО, об инновациях и др.)
2. Мотивационно-целевая
3. Планово-прогностическая
4. Организационно-исполнительская
5. Контрольно-оценочная (важнейшим показателем эффективности деятельности педагогов являются результаты УВП)
6. Регулятивно-коррекционная
|
Показатели эффективности
|
Педагогическое мастерство, т. е. знания и умения педагога на высоком уровне
| Уровни профессионального саморазвития педагога (педагогическая техника, педагогическое мастерство, творческая деятельность, создание индивидуального стиля, авторских программ и технологий, готовность к инновациям, к созданию индивидуальной педагогической системы)
|