Тема 8. Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796 – 1801)

Противоречивый характер политики Павла I. Неоднозначность ее оценок и личности императора в исторической литературе.

Основные направления внутренней политики Павла I. Усиление централизации государственного управления. Упразднение элементов самоуправления в губерниях и городах. Изменение системы престолонаследия. Ограничение привилегий дворянства. Регламентация и унификация всех сторон жизни российского общества. Крестьянский вопрос. Указ Павла I о прикреплении крестьян в Новороссии и на Северном Кавказе. Крестьянские восстания во внутренних губерниях России в конце 90-х гг. XVIII века. Попытки государственной регламентации крестьянских феодальных повинностей. «Указ о трехдневной барщине». Манифест о непринуждении крестьян работать в воскресные дни. Меры по финансовой стабилизации.

Основные направления внешней политики. Участие России в антифранцузской военной коалиции. Победа русской эскадры Ф. Ушакова в Средиземном море. Итальянский и швейцарский походы А. Суворова. Изменение внешнеполитического курса. Сближение с Францией и заключение с ней мира.

Дворцовый переворот и убийство Павла I в марте 1801 г.

 

Раздел 5. Культура России XVIII в.

Духовный переворот XVIII в., его сущность.

Преобразование в духовной сфере в первой четверти XVIII в. Взаимодействие национальных традиций и европеизации. Изменения в быту и в менталитете различных слоев российского общества. Общественно-политическая мысль первой четверти XVIII в. и ее представители (И. Посошков, Ф. Прокопович и др.). Зарождение периодической печати и журналистики. Петербург – культурный центр России.

Воздействие импульса петровских преобразований в последующий период.

Развитие образования. Рост числа учебных заведений. Формирование системы высшего образования. Основание Московского Университета (1755), Петербургского горного училища (1773) и др. Практика обучения заграницей. Распространение в России передовых знаний. Просвещение. Деятельность комиссии об учреждении народных училищ. Школьная реформа 80-х гг. XVIII столетия. Ф.И. Янкович. «Устав народным училищам Российской империи» 1786 г. Утверждение принципа сословности в обучении. Женское образование. Смольный институт для благородных девиц.

Привлечение в Россию зарубежных ученых. Создание отечественной науки. Роль в её становлении и развитии Академии Наук. Е.Р. Дашкова. Развитие географических знаний. Организация комплексных экспедиций по изучению окраин страны под руководством П.С. Палласа, И.И. Лепехина, С.Г. Гмелина, М.Д. Левашова, И.И. Беллингса и Г.А. Сарычева. Развитие агрономических знаний. А.Т. Болотов. Деятельность выдающихся русских изобретателей И.И. Ползунова, К.Д. Фролова, И. П. Кулибина. Научная деятельность М. В. Ломоносова. Зарождение отечественной историографии. Исторические исследования В. Татищева, М. Щербатова, И. Болтина, Г. Миллера и др.

Литература. В. Тредиаковский, А. Кантемир, Г. Державин, Д. Фонвизин, И А Крылов, А. Сумароков и др. Классицизм – господствующий литературный стиль в XVIII в. Н. Карамзин и утверждение сентиментализма в конце XVIII в. (М.М. Херасков, Ф.А. Эмин, В.И. Лукин и другие). Появление первых журналов. Полемика сатирических журналов. «Указ о вольных типографиях» 1783 г. и появление первых провинциальных журналов.

Искусство. Театр. Ф. Волков – «отец русского театра». Зарождение русской комической оперы. М. Попов, Е. И Фомин. Развитие русской камерной и инструментальной музыки. Творчество И.Е. Хандошкина, Д.С Бортнянского. Появление «Большого» и «Малого» театров в Санкт-Петербурге. Развитие сети городских и провинциальных театров. Крепостные театры. Классическая драматургия и сентиментальная драма.

Живопись. Создание Академии художеств и ее основные задачи. Расцвет портретного жанра (А.П. Антропов, И.П.Аргунов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, Ф. Рокотов). Исторический жанр в живописи. А.П.Лосенко и Г.И.Угрюмов. Мозаичные полотна М.В. Ломоносова.

Архитектура. Барокко, классицизм. Архитектурные творения В. Растрелли, Д.В.Ухтомского, А.Ф.Кокоринова, И.Е.Старова, Д. Трезини, В. Баженова, М. Казакова,  Д. Кваренги, Ч. Камерон. Дворцово-парковые ансамбли.

Становление и развитие русской скульптурной школы. Скульптура и пластика. Жанры скульптуры. Творчество Ф.И. Шубина, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Прокофьева, И.П. Мартоса, Э.- М. Фальконе.

Социокультурный раскол общества в XVIII в.

Воздействие на развитие общественной мысли идей Просвещения. Екатерина II и французские просветители. Общественные проблемы на страницах сатирических журналов. Е. Р. Дашкова. Масонство в России и русская либеральная мысль (Н. Панин, Н. Новиков, С.Е. Десницкий.). Консерватизм (М. Щербатов). Радикальное направление общественной мысли (А. Радищев и его произведения).

 

Раздел 6. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

Тема 9. Завершение формирования многонационального государства, его территория и население.

Территория страны к началу XIX в. Территориальные приобретения России. Этно- территориальная структура Российской империи. Численность и состав населения. Административно-территориальное деление страны. Природно-географические факторы экономического развития. Экономическая специализация регионов. Деревня и город.

Национальный вопрос (польский, еврейский, остзейский и др.). Особенности межэтнических отношений в разных регионах страны. Основные принципы национальной политики самодержавия в XIX в. Царство Польское. Великое княжество Финляндское.

Состав населения по вероисповеданию.

Историческая наука о проблемах истории России первой половины XIX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: