Как правило, морские катастрофы происходят в тяжелых погодных условиях: во время урагана, шторма, бури и т.д. Оказавшись в таких экстремальных ситуациях моряк должен знать как управлять шлюпкой или плотом при сильном волнении моря и как выжить, победить в данной схватке со стихией.
4.2.1. Управление спасательной шлюпкой при сильном волнении.
Сильное волнение моря и его влияние на судно
Волны – это колебания воды, которые передаются окружающим частицам и распространяются по всем направлениям, образуя волны в идее последовательного чередования гребня и впадины.
Расстояние между двумя соседним гребнями или впадинами называются длиной волны.
Время в течение, которого волна проходит расстояние в одну длину волны называется периодом волны.
Волны бывают продольные и поперечные. В первом случае колебания частиц среды совершаются вдоль направления распространения волны, а во втором – поперек него.
Воздействие волн разнообразное – от зыби до шторма, когда волнам помогает ветер.
Судно для волн это препятствие, которое они раскачивают и об которое ударятся.
А) при следовании курсом параллельном фронту волны – судно испытывает бортовую качку, при этом углы крена и стремительность качки могут быть очень велики, качка и удары волн вызывают инерционные силы могущие сдвинуть с фундаментов механизмы, судовые устройства, сместить груз, и даже опрокинуть судно.
Б) при следовании курсом навстречу волне возникает деформация и трещины в наборе наружной обшивки корпуса и палубе судна, что при большой скорости судна неправильном распределении груза может привести к разлому судна. Дифферент приобретает форму слемига – от поперечных ударов об воду днища и кормовой частей судна.
Таким образом, При сильном волнении моря само судно представляет опасность для экипажа и пассажиров, так как меняет свое положение относительно волн и испытывает действия инерционных сил, приводящих к деформации или опрокидыванию.
4.2.2. Управление спасательной шлюпкой, спасательным плотом при сильном волнении моря
Что представляет из себя управление шлюпкой в обычных условиях и при волнении моря?
а) в обычных условиях море не создает больших препятствий и сложности в управлении шлюпкой нет – все зависит от подготовки команды
б) при волнении на море
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ШЛЮПКОЙ В УСЛОВИЯХ ШТОРМА.
- в условиях шторма – удерживать шлюпку «носом на волну» и уменьшать ее дрейф плавучим якорем
- вдали от берега – держаться на плавучем якоре как можно ближе к месту аварии, так как поиски будут вестись в этом районе
- вблизи от берега – птицы, ветки с листьями, виден берег и так далее
- не дожидаясь спасателей идти к берегу используя двигатель или на веслах, если кончилось топливо
- при небольшом волнении подходить к берегу носом, используя плавучий якорь в готовности ее бросить при достижении береговой черты, так как шлюпку волна развернет лагом вдоль берега, опрокинет и покалечит людей.
Распределение пищи и воды на спасательной шлюпке и плоту.
Выживание при недостатке пищи и воды.
Человек может длительное время обходиться без пищи при сохранении нормальной физической и психической активности.
В условиях голодания включаются защитные реакции, снижающие интенсивность обмена веществ, а для восполнения энергии организм человека начинает расходовать свои внутренние резервы. Нормальный человеческий организм при массе 70 кг располагает энергетическими резервами около 690 тыс. кДж. Суточные энергозатраты человека, находящегося в состоянии покоя, составляют приблизительно 7500 кДж, следовательно, за 40 суток будет израсходовано 300 тыс. кДж, или 45 % всех резервов, что является пределом, за которым человек погибает. В первую очередь расходуется жировая клетчатка затем мышечная ткань и ткань внутренних органов, при этом головной мозг, сердце и легкие остаются в неприкосновенности, что обеспечивает нормальную сердечно-дыхательную и умственную деятельность.
Если человека обеспечить дневным рационом питания, калорийность которого составляет 2000 кДж, то он сохраняет физическую и умственную работоспособность в течение двух недель и более. Согласно требованиям Международной Конвенции СОЛАС-74 на спасательном средстве должен находиться запас продуктов калорийностью не менее 10 000 кДж на каждого чело века.
Человеческий организм на 65 % состоит из воды, потеря им 10 % влаги вызывает глубокие необратимые изменения и может привести к гибели. При обезвоживании организма начинается процесс загустевания крови, нарушается соленой баланс и обмен веществ, повышается перегрев. Наибольшую опасность для человека представляет перегрев, так как при этом сильно растут водопотери (табл. 1.).
Водопотери человеческого организма | ||
Условия, в которых находится человек | Температура (°С) | Водопотеря (мл/ч) |
Обнаженный на солнцепеке | 45-50 | 420 |
В сухой одежде на солнцепеке | 50-57 | 370 |
В сухой одежде в тени | 43-45 | 230 |
Во влажной одежде на солнцепеке | 42-49 | 170 |
Таблица № 1. Водопотери человеческого организма
Как видно из таблицы 1., даже простые способы защиты (смачивание одежды забортной водой и применение тентов) значительно снижают водопотери организма.
При увеличении водопотерь человек начинает испытывать жажду, которая переносится значительно тяжелее, чем чувство голода. При нахождении на спасательном средстве субъективное чувство жажды усиливается — дополнительным раздражителем служит морская вода
Пределом выживаемости человека при отсутствии пиши в нормальных условиях является период 50—70 суток.
Способность человека к выживанию повышается при ежедневном приеме 60—70 г легко усваиваемых углеводов (сахара, витаминизированных конфет), которые способствуют задержке белков в организме.
Пределом выживаемости человека без воды в нормальных условиях является период 14 суток, который при высокой температуре окружающего воздуха может резко сократиться.
Для выживания человека достаточно 0,5 л воды в сутки.