Управление спасательной шлюпкой и плотом при сильном волнении»

Как правило, морские катастрофы происходят в тяжелых погодных условиях: во время урагана, шторма, бури и т.д. Оказавшись в таких экстремальных ситуациях моряк должен знать как управлять шлюпкой или плотом при сильном волнении моря и как выжить, победить в данной схватке со стихией.

4.2.1. Управление спасательной шлюпкой при сильном волнении.

Сильное волнение моря и его влияние на судно

Волны – это колебания воды, которые передаются окружающим частицам и распространяются по всем направлениям, образуя волны в идее последовательного чередования гребня и впадины.

Расстояние между двумя соседним гребнями или впадинами называются длиной волны.

Время в течение, которого волна проходит расстояние в одну длину волны называется периодом волны.

Волны бывают продольные и поперечные. В первом случае колебания частиц среды совершаются вдоль направления распространения волны, а во втором – поперек него.

Воздействие волн разнообразное – от зыби до шторма, когда волнам помогает ветер.

Судно для волн это препятствие, которое они раскачивают и об которое ударятся.

А) при следовании курсом параллельном фронту волны – судно испытывает бортовую качку, при этом углы крена и стремительность качки могут быть очень велики, качка и удары волн вызывают инерционные силы могущие сдвинуть с фундаментов механизмы, судовые устройства, сместить груз, и даже опрокинуть судно.

Б) при следовании курсом навстречу волне возникает деформация и трещины в наборе наружной обшивки корпуса и палубе судна, что при большой скорости судна неправильном распределении груза может привести к разлому судна. Дифферент приобретает форму слемига – от поперечных ударов об воду днища и кормовой частей судна.

Таким образом, При сильном волнении моря само судно представляет опасность для экипажа и пассажиров, так как меняет свое положение относительно волн и испытывает действия инерционных сил, приводящих к деформации или опрокидыванию.

4.2.2. Управление спасательной шлюпкой, спасательным плотом при сильном волнении моря

Что представляет из себя управление шлюпкой в обычных условиях и при волнении моря?

а) в обычных условиях море не создает больших препятствий и сложности в управлении шлюпкой нет – все зависит от подготовки команды

б) при волнении на море

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ШЛЮПКОЙ В УСЛОВИЯХ ШТОРМА.

- в условиях шторма – удерживать шлюпку «носом на волну» и уменьшать ее дрейф плавучим якорем

- вдали от берега – держаться на плавучем якоре как можно ближе к месту аварии, так как поиски будут вестись в этом районе

- вблизи от берега – птицы, ветки с листьями, виден берег и так далее

- не дожидаясь спасателей идти к берегу используя двигатель или на веслах, если кончилось топливо

- при небольшом волнении подходить к берегу носом, используя плавучий якорь в готовности ее бросить при достижении береговой черты, так как шлюпку волна развернет лагом вдоль берега, опрокинет и покалечит людей.

 

Распределение пищи и воды на спасательной шлюпке и плоту.

Выживание при недостатке пищи и воды.

Человек может длительное время обходиться без пищи при сохранении нормальной физической и психической активности.

В условиях голодания включаются защитные реакции, снижающие интенсивность обмена веществ, а для восполнения энергии организм человека начинает расходовать свои внутренние резервы. Нормальный человеческий организм при массе 70 кг располагает энергетическими резервами около 690 тыс. кДж. Суточные энергозатраты человека, находящегося в состоянии покоя, составляют приблизительно 7500 кДж, следовательно, за 40 суток будет израсходовано 300 тыс. кДж, или 45 % всех резервов, что является пределом, за которым человек погибает. В первую очередь расходуется жировая клетчатка затем мышечная ткань и ткань внутренних органов, при этом головной мозг, сердце и легкие остаются в неприкосновенности, что обеспечивает нормальную сердечно-дыхательную и умственную деятельность.

Если человека обеспечить дневным рационом питания, калорийность которого составляет 2000 кДж, то он сохраняет физическую и умственную работоспособность в течение двух недель и более. Согласно требованиям Международной Конвенции СОЛАС-74 на спасательном средстве должен находиться запас продуктов калорийностью не менее 10 000 кДж на каждого чело века.

Человеческий организм на 65 % состоит из воды, потеря им 10 % влаги вызывает глубокие необратимые изменения и может привести к гибели. При обезвоживании организма начинается процесс загустевания крови, нарушается соленой баланс и обмен веществ, повышается перегрев. Наибольшую опасность для человека представляет перегрев, так как при этом сильно растут водопотери (табл. 1.).

Водопотери человеческого организма

Условия, в которых находится человек Температура (°С) Водопотеря (мл/ч)
Обнаженный на солнцепеке 45-50 420
В сухой одежде на солнцепеке 50-57 370
В сухой одежде в тени 43-45 230
Во влажной одежде на солнцепеке 42-49 170

Таблица № 1. Водопотери человеческого организма

Как видно из таблицы 1., даже простые способы защиты (смачивание одежды забортной водой и применение тентов) значительно снижают водопотери организма.

При увеличении водопотерь человек начинает испытывать жажду, которая переносится значительно тяжелее, чем чувство голода. При нахождении на спасательном средстве субъективное чувство жажды усиливается — дополнительным раздражителем служит морская вода

Пределом выживаемости человека при отсутствии пиши в нормальных условиях является период 50—70 суток.

Способность человека к выживанию повышается при ежедневном приеме 60—70 г легко усваиваемых углеводов (сахара, витаминизированных конфет), которые способствуют задержке белков в организме.

Пределом выживаемости человека без воды в нормальных условиях является период 14 суток, который при высокой температуре окружающего воздуха может резко сократиться.

Для выживания человека достаточно 0,5 л воды в сутки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: