Использованные материалы

  • Жизнеописание на сайте Православие и современность
    • http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&t...153
  • БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITY...CE*

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОАНН ЗЕМЛЯНОЙ

Память 17 / 30 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился в 1867 году в селе Петриковка (Петрановка) Новомосковского уезда Екатеринославской губернии.

С 1915 года служил псаломщиком в селе Дмитриевка Лозовского района Восточно-Казахстанской области.

В 1917 году был рукоположен в сан иерея и стал служить в храме села Павловка Павлодарской (Восточно-Казахстанской) области.

В 1928 году был лишен избирательных прав; в 1929 году был арестован, осужден и выслан, а церковь закрыта. Подробности осуждения и отбытия наказания неизвестны.

С 1933 года служил в Петропавловская церкви села Петропавловское Томской области.

В 1935 году был арестован. Из материалов дела: «Говорил: "Бог есть" ... Не платил налоги: "Берите меня, хоть шкуру сдерите, платить не буду". Имел задолженность по налогу 57 рублей и не уплатил "самообложение" 196 рублей ». Спецколлегией города Томска был приговорен к трем годам ссылки.

В 1936 году был освобожден и вернулся жить в село Павловка Павлодарской области (Казахстан).

25 ноября 1937 года опять был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, нелегальном совершении крещений и панихид. На допросе дал следующие показания:

«В момент прибытия из ссылки в 1936 году я сначала боялся крестить детей, а в 1937 году снова начал работать и окрестил в селе Образцовка детей колхозников, за что получил 280 рублей денег. В селе Павловка окрестил человек 7-8, за что получил и хлебом и деньгами... Кроме того, говорил, что раньше ко мне придут, да попросят – пожалуйста, батюшка, – а сейчас вот дожили до такой жизни, что арестовывают, отбирают вещи... Случайно вел разговор, что при этой советской власти остался и разутым, и раздетым. Вообще жить стало плохо, при старости хотел отдохнуть, а вот опять беспокоят».

В обвинительном заключении говорилось: "Будучи озлоблен против советской власти и партии Земляной проводил контрреволюционную агитацию среди колхозников, говоря, что при советской власти жить стало плохо и что он, как священник, благодаря Советской власти остался разутым, раздетым и голодным: "Все отобрали". Параллельно с агитацией проводил крещения детей колхозников, а так же справлял панихиды, за что брал хлебом и деньгами".

При предъявлении обвинения священник сказал: "Виновным себя признаю в том, что я проводил крещения. Агитации я среди колхозников не вел"

2 декабря 1937 года был осужден тройкой при УНКВД по Северо-Казахстанской области и приговорен к высшей мере наказания.

Расстрелян 30 декабря 1937 года в 1 час ночи. Место погребения неизвестно.

14 апреля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Павлодарской области по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/nopanel/ans/nm/...C**

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – чтения субботы перед Рождеством Христовым (следующая суббота – это уже навечерие Рождества Христова, а потому данное чтение перенесено на нынешний день). Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

4Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?

6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

11А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

13Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

И снова мы читаем отрывок из послания к Галатам, где апостол обличает впавших в иудейство. Таким образом, под «делами» понимается исполнение обрядов Закона Моисеева, большая часть которых уже была к тому времени признана необязательной для христиан (а потом и вовсе запрещена). Эти обряды еще никого не спасли, ведь спасение принесено Христом. Вместе с тем, эти слова не означают, что если ты веришь в существование Бога, веришь во Христа, то ты уже спасен. «Ты веришь? Хорошо делаешь. И бесы верят и трепещут.» - пишет в своем послании апостол Иаков, брат Господень. Да, и апостол Павел, много пишущий о вере, которая «лишь одна спасает», вместе с тем, много пишет о делах любви, которые должен совершать христианин, то есть, об исполнении заповедей Евангельских. Дела необходимы, но надеяться лишь на одного себя нельзя, ибо сам человек спастись не может, но лишь Бог может спасти его, разумеется, не без произволения самого человека….

Евангелие (от Луки): 10В одной из синагог учил Он в субботу.

11Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

15Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

18Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

22И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: 24подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

25Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

26Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

30И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

В одном отрывке Господь говорит короткими словами о разных вещах. Но прежде всего¸ Он говорит о Царстве небесном и о действии Слова Божия и Духа Господня на человека. Это действие в одном случае уподобляется семени, которое, прорастая, растет и если человек ухаживает за ним, поливая и подкармливая его, а также выпалывая сорняки, то становится деревом, которое дает тень и кров не только самому человеку, но и ближним. Так и Слово Божие, если он заботится о произрастании его в себе, питая росток от Таинств Церкви, от Писания, от исполнения заповедей в целом, да вырывая из почвы своей души сорняки греховных влечений, прорастая в человеке, становится деревом, которое дает кров не только самомсу человеку, но и ближним. Здесь вспоминается высказывание преподобного Серафима Саровского: «Чадо, молю тебя – стяжи Дух мирен и тогда тысячи душ спасутся вокруг тебя!» И также действие Духа Божия уподобляется закваске, которая преображает тесто. Так и душа преображается действием Духа Господня. Все это совершает Бог в человеке, важно лишь усердие и желание его самого. Но ради этого преображения души и ради того, чтобы Слово Божие проросло в человеке, ему необходимо много потрудиться, предолевая склонность своей плоти ко греху, временами, воюя с самой своей природой. Именно поэтому Господь уподобляет путь человека движению по узкой, тернистой дороге или через тесные врата. Для следования по пути Господнему склонный ко греху человек должен весьма ограничивать себя, стеснять. Но стесняя себя сегодня, завтра человек наследует спасение…. Главное – не опаздать, дабы завтра не оказаться вне Царства Небесного, уготованного человеку. Сегодня – время спасения, время покаяния, когда Бог принимает каждого кающегося. Однако завтра может быть поздно, ибо по смерти уже нет покаяния и нет милосердия, а есть лишь воздаяние за дела. Тогда не будет пользы от воплей, мольбы и стенаний. Господь скажет тогда опонившимся и вопиющим к Нему: «Идите от Меня, все делатели неправды»... Лишь молитва ближних об усопшем может в какой-то мере облегчить участь грешника, однако слишком надеяться на то, что ближние наши умолят о нас Бога, не стоит, но стоит дорожить временем, данным нам на исправление.

И рядовые чтения. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 2и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

3А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

4Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; 5ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

6Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 7итак, не будьте сообщниками их.

8Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, 9потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

13Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16дорожа временем, потому что дни лукавы.

17Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

18И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21повинуясь друг другу в страхе Божием.

И снова апостол пишет о любви к ближним, призывая в делах любви подражать Богу, одинаково заботящемуся обо всех, добрых и злых, и всем желающему только спасения. Такой и должна быть любовь христианская. Любовь не имеет ничего общего с пристрастием, изменчивым, как ветер, и потом легко сменяющимся ненавистью. Любовь же радуется с радующимся и плачет с плачущим, ничего не ожидая взамен (в отличие от страсти, которая стремится обладать, и часто очень гневается, когда это не удается), но готова истощать всю себя ради пользы ближнего. Этот идеал, о котором пишет апостол, чрезвычайно высок, и кажется недоступным – настолько он далек от действительного нашего состояния. Однако это и есть то, к чему подобает стремиться, и пример множества людей, достигших этого состояния, показывает, что с Богом возможно все. именно поэтому этот текст нам и читается….

Евангелие (от Луки): 1Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

2И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

3По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

4Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

5При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

6И не могли отвечать Ему на это.

7Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: 8когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

12Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

13Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, 14и блажен будешь, что они не могут воздать

тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

16Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Господь оказывается в гостях у некоего фарисея. Здесь Он исцеляет человека, страдающего водянкой, при этом замечает, что критикующие Его за это сами, если какое-нибудь их домашнее животное в субботу упадет в яму (в тексте: «в колодец»), то он непременно вытащит его. Отчасти Он полемизирует с живущими в пустыне иессеями, иудейскими аскетами, соблюдающими все эти правила даже более строго, чем фарисеи и запрещающими вытаскивать из ямы упавшее в нее животное. Но если фарисеи разрешают себе вытащить из ямы животное, то почему помощь нельзя оказать человеку? Против этого фарисеи не могли возразить, но не отказались от этого обвинения против Христа, так как Он обличал их и им нужны были основания для противодействия Ему. Тут же Он призывает их к смирению, дабы они не искали первенства, превозносясь один над другим. Эта склонность к превозношению, проиходящая от гордости, есть матерь многих зол, производящая ссоры и нестроения между людьми, а если и не так, то отвлекает человека от своих грехов. Увы, эти слова против превозношения актуальны и сегодня и будут, пожалуй, актуальны все время, до конца времен…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: