Возникновение науки как формы мышления

Специфика науки как феномена культуры.

Наука выступает одним из феноменов культуры, входящим в ее контекст и определяющем на современном уровне развития существенные характеристики мышления и деятельности человека. Возникновение культуры можно зафиксировать как появление орудийной деятельности, передачи знаний, навыков, традиций и обычаев. Наука возникла на достаточно высоком этапе развития общества, когда появилась возможность накопления и обобщения знаний в форме универсальных понятий в рамках культуры универсального типа, базирующейся на универсально-понятийном способе социального кодирования.

Наука отличается от остальных явлений культуры тем, что ее содержанием является объективная истина. Если обратиться к этимологии самого слова "наука", то в переводе с латинского, оно означает "знание". Однако не всякое знание является наукой; научное знание построено на принципах непротиворечивости, доказательности, проверяемости, оно составляет систему, которая рассматривает мир с позиции истинности. Современная наука - это такая сфера деятельности людей, специальной задачей которой является выработка знаний, проверка и доказательство их истинности, сопровождение практической деятельности человека с целью ее оптимизации.

    Наука - это целенаправленный, осознанный способ познания мира, исходящий из возможности его понимания. Понимание - это такое овладение знанием, в результате которого оно может быть выражено через понятие. Создание понятий и их прояснение - одна из основных задач науки. Каждое понятие в науке должно быть определено, то есть выражено в кратком определении. Умение составить понятие и дать его определение, в котором выражены основные качества и характеристики исследуемого объекта отличает ученого от художника или просто обывателя.

    Предметом изучения науки являются явления окружающего мира. Наука выявляет законы развития реальности, формулирует их. Закон - это необходимые, устойчивые, существенные, повторяющиеся связи и отношения реальности. То есть, закон - не есть нечто мистическое и существующее помимо реальности. Законы - это связи и отношения, существующие между предметами реальности, но связи не всякие, не случайные, не поверхностные, и более глубинные, обладающие четырьмя обязательными атрибутами: необходимость, устойчивость, существенность, повторяемость. Любой объект проявляется лишь через отношение к другому, противоположному объекту и не существует вне своих связей. Стало быть, любой объект так или иначе включается в систему связей и отношений, в которой проявляются законы. Чем более разнообразны связи объекта, тем больше он проявляет свой потенциал, развивается через отношения к другим объектам. В особенности это касается человека, чей потенциал никогда не существует в статике, - он может либо возрастать, развиваться, либо ограничиваться, сокращаться.

    Главной особенностью науки является установка на познание, достижение истины. Фундаментальные науки часто ориентируются на достижение истины ради самой истины. Прикладные науки больше направлены на решение практических задач. Без фундаментальных исследований, ставящих целью выявление основополагающих законов и принципов развития реальности, прикладные науки заходят в тупик.

    Другими особенностями научного знания являются: его рациональность, системность, интерсубъективность, понимаемая как общезначимость, общеобязательность, наличие специальных методов познания и специального языка понятий, категорий для максимально точного и непротиворечивого выражения полученных знаний. В современной науке существуют организации ученых, координирующие исследования, наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации.

Как уже было отмечено, познавать мир можно различным образом и нельзя приписывать задачи и возможности познания мира только науке. Можно отметить религиозное познание, использующее мистическую интуицию и уточняющее те или иные религиозные догмы; эстетическое познание, отражающее мир в духовных образах и выявляющее соответствие предметов эстетическим ценностям, идеалам гармонии и красоты; этическое познание как отражение мира в соответствии с нормами и законами морали и прочее. Наука, в отличие от данных форм, - это познание мира в понятиях, ставящее цель поиска истины. В искусстве, эстетике отсутствует в качестве обязательного императив необходимого осознания, общезначимости, понимания. Например, сюрреалист Сальвадор Дали подчеркивал, что он не знает, что именно он изображает, создает, - картина создается помимо сознания и осмысления. Осмысливает ученый, а художник только рисует; чтобы создавать гармонию, не обязательно знать понятие гармонии, но для создания научной теории, необходимо знать и осознавать понятия. Наука отличается от искусства и других явлений культуры тем, что ее содержанием является объективная истина. Художественное творчество отличается от научного направленностью на выражение субъективного начала; в художественном произведении обязательно присутствует субъективное видение художника.

 

Возникновение науки как формы мышления.

    Существуют различные представления о возникновении науки. Например, возникновение науки в целом может связываться с появлением какой-либо отдельной науки, либо возникновением какой-либо формы научной деятельности, - эксперимента, логического доказательства и прочего.

    На самом деле, наука возникла как особая форма мышления и познания мира. Предпосылки науки лежат в особенностях универсальной культуры. До возникновения науки человек получал достаточно достоверные знания, используя их в практической деятельности. Наши предки располагали достаточно высокоразвитыми космологическими, медицинскими, экологическими представлениями, которые могли быть даже более адекватными и результативными на практике, чем научные теории недавнего времени. "Изобретатели мифов" овладели огнем, нашли способ его применения и сохранения. Они открыли севооборот, открыли возможности приручения животных, выведения новых пород животных и сортов растений. Они "изобрели" колесо, хотя в данном случае слово "изобретение" не подходит. В рамках донаучного знания не выдвигалось научных гипотез, не ставилось и не осмысливалось целей и задач исследования, - и тем не менее, совершались великие открытия. На Востоке были открыты компас, порох, книгопечатание. Не случайно позже представители "науки" (например, Коперник) признавали, что они взяли свои идеи у древних. Наука всегда обогащалась за счет ненаучных методов и результатов. Однако ненаучное познание - это своего рода поиск вслепую, без целенаправленной установки, а часто и без результатов.

    Донаучное знание существовало в первобытных синкретических и традиционалистских цивилизациях. Ростовский философ М.К. Петров выделяет присущие этим культурам способы социального кодирования: лично-именной и профессионально-именной. По закономерностям лично-именного способа социального кодирования человек приобщается к социальной действительности через вечное имя - носитель определенной социальной функции. Знания накапливаются, хранятся и передаются вместе с именем. Получающий имя отождествляет себя с предшествующими носителями этого имени, целиком растворяется в их правах и обязанностях. Вместимость социальной памяти ограничивается возможностями интеллекта одного человека, который передает вместе с именем свое знание и свой опыт. Знание не подвергается сомнению, поскольку обладает свойством всеобщности, общезначимости, оно не оценивается с позиции истинности.

    По закономерностям профессионально-именного способа социального кодирования личность включается в общественную жизнедеятельность по профессиональной составляющей, которую она осваивает в институте семьи. Традиционалистское общество - целостность профессионально-кастового типа. Знания накапливаются, хранятся и передаются в рамках одной касты. Собственником знания является бог - покровитель данной профессии. Знания не предназначены для представителей другой касты. Каждая каста обладает отдельным, узким профессиональным знанием, служащим в практической жизни и помогающим выжить. Это знание дается богом, и поскольку бог не может иметь ошибочное знание, оно не подвергается сомнению, а значит и не ставится проблема истинности знания. Использование знания сопровождается определенными ритуалами поклонения богу - собственнику данного знания. Такие ритуалы, традиции до сих пор сохранились в некоторых видах деятельности, например, в сельском хозяйстве. Все знания имели сугубо прикладной характер, например, астрология существовала не из чисто теоретического интереса к строению мира и небесных тел, а потому что нужно было определять время разлива рек для сельскохозяйственных работ, составлять гороскопы.

 

Наука и мифология.

    В качестве общего инструмента, систематизирующего знания по мере возможности, выступает мифология. Мифология в синкретической и традиционалистской культуре выступает в роли всеобщей формы отражения реальности, формирующего мировоззрения человека, его общие представления о роли и месте человека в системе мироздания, его возможностях, его взаимоотношениях с богами и природой. Мифология - это недифференцированное синкретическое знание, не делящее мир на части; в мифе все возможно, - любые превращения и любые высказывания о мире безотносительно к истине, потому что основное содержание знания передается не понятиями, а символами и образами. Высшим уровнем мифологического сознания является мудрость. Мудрость - мифологическая рефлексия культуры, констатирующая расстановку предельных противоречивых оснований жизни человека в синкретическом единстве с миром. Мудрость не анализирует и не исключает противоречия, она их только обозначает как данность. Задача мудрых высказываний - не выяснение истинности, а фиксация того, что есть, как бывает в жизни, обучение человека умению выбора поступков, необходимых для индивидуального выживания. Выявление же истины необходимо для решения более перспективных задач, ставящихся уже в рефлексии понятийного масштаба, а именно: оно может быть сопряжено с гибелью отдельного человека, но выживанием всего общества.

    Возникновение науки связано с разрушением каст и кастового знания. Согласно гипотезе М.К. Петрова в античной Греции во "времена Одиссея" начинается закономерное разрушение общественных каст, возникает универсальный человек и единое знание. Объединение кастовых знаний позволило заметить противоречия между ними, - для обработки знаний стала использоваться логика, а для накопления, хранения и передачи универсального знания стали использоваться новые формы мышления - универсальные понятия. Таким образом возникает универсально-понятийный способ социального кодирования, универсальная культура. Философия, а затем и наука возникают как формы выражения универсально-понятийного способа социального кодирования, хранения и передачи знания, включающего его анализ и логическую обработку. Такой процесс начала науки обычно называется переходом от мифа к логосу. В античности появляется рациональность как мышление понятиями, оперирование идеальными объектами, - как новый метод познания реальности.

    Обнаружение противоречий знания позволило дать место сомнению в них. Впервые отчетливо, осознанно стаивтся вопрос об истинности знания и реальность делится на две части: мир по мнению и мир по истине. Место мудрости начинает занимать философия - форма сознания, использующая мудрость с целью поиска истины и рассматривающая наиболее общие фундаментальные основы, законы и принципы бытия. Существующие в рамках философии натурфилософские составляющие, знания, содержание, анализ частных и конкретно-эмпирических структур и фрагментов реальности постепенно становятся относительно автономными направлениями исследования мира, - таким образом, от философии начинают отделяться, "отпочковываться" более частные науки. Однако они не теряют связь со "всеобщей" наукой, более того, в их рамках возникают собственные метанаучные рефлексии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: