Предпосылки возникновения древнерусской литературы

Основными предпосылками возникновения древнерусской литературы являются:

1) образование государства;

2) появление письменности;

3) существование высокоразвитых форм устного народного творчества.

1) Возникновение литературы неразрывно связано с процессом образования раннефеодального государства, пришедшего на смену общинно-родовому строю.

По свидетельству русских летописей, в 862 году на Русь были призваны из Скандинавии варяги – конунг Рюрик и его братья Синеус и Трувор. Рюрик обосновался на Ладоге, где им была выстроена крепость, затем поднялся по Волхову к озеру Ильмень, где построил городище. Рядом он выстроил Новгород и, укрепившись в нем, овладел всеми окрестными землями. Военачальники Аскольд и Дир были посланы на юг, где они захватили Киев. После смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к его родственнику Олегу (по другой версии, наследником Рюрика являлся Игорь; это дало основании впоследствии называть династию киевских князей «Рюриковичами»). В 882 году Олег с дружиной пошел к Киеву, где убил Аскольда и Дира. Таким образом, все земли восточных славян от Ладоги до Киева были подчинены одному князю. Возникло новое государство, позже получившее название «Киевская Русь».

Большинство современных ученых отвергает норманнскую теорию происхождения древнерусского государства. Было доказано, что оно возникло не в результате призвания варягов, а в ходе длительного исторического процесса. Как бы то ни было, очевидно, что русское государство начинает формироваться в IX – X веках.

Устное народное творчество, связанное с родовым строем, не соответствовало потребностям классового феодального общества. Господствующие классы нуждались в такой форме словесного творчества, которая могла бы дать идеологическое обоснование новой системе общественных отношений. Такой формой стала литература. Фольклор продолжает существовать, но теперь уже становится истинно «народным творчеством», то есть, прежде всего, сохраняется в народной среде.

Формирующееся государство нуждалось и в новой религии. Язычество с его многобожием не отвечало потребностям общества, в котором складывались классы и устанавливалась власть единого правителя; поэтому вполне закономерным было принятие христианства (988 год).

 Христианство дало мощный толчок распространению и развитию письменности. На Русь христианство пришло из Византии, которая в древности входила в восточную часть Римской Империи и сохранила свою независимость, в то время как Западная Римская Империя пала в 476 году под ударами варваров. Наследница древнего мира Византия являлась в средние века носительницей высокой культуры.

После принятия христианства на Русь из Византии хлынули книги, прежде всего – церковные. По свидетельству летописей, в 30-40-е годы XI века в Киеве было уже много искусных переводчиков, переводящих книги с греческого языка на «словенский».

Кроме этого, принятие христианства приводит к появлению монастырей, ставших очагами новой культуры. Именно монахи-книжники долгие годы остаются главными создателями и переписчиками литературных произведений.

2) Научные данные свидетельствуют о том, что письменность появилась на Руси еще до принятия христианства. О существовании у восточных славян каких-то форм письменности прежде всего свидетельствует сказание «О письменах», которое было написано в Болгарии в конце IX – начале X века. Автор сказания «О письменах» черноризец Храбр сообщает о том, что «прежде убо словене неймеаху письмен, ну чертами и резанми гаадаху погащи сущи». Очевидно, в данном тексте речь идет о простейшем письме, близком к пиктографическому – рисуночному.

В 863 году Кириллом (826 – 869) и Мефодием (820 – 885) была создана славянская азбука. Ее появление стимулировало культурный рост не только южнославянских, но и восточнославянских народов. Близость древнеславянского и древнерусского языка способствовала постепенному усвоению новой письменности восточными славянами.

3) Задолго до возникновения на Руси книжной литературы восточные славяне обладали хорошо развитой устной поэзией, зародившейся еще в дофеодальный период, в эпоху общинно-родового строя. «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории», – писал М.Горький.

Непосредственных данных о характере древнего народного творчества у ученых нет, так как записи произведений не велись. Первые записи датируются не ранее, чем XVII веком; эти записи дошли до настоящего времени в очень небольшом количестве. Поэтому о характере древнейшей поэзии свидетельствуют лишь косвенные данные, которые извлекаются учеными из письменных источников (летописи, отдельные произведения («Слово о полку Игореве»)).

Так, например, «Слово о полку Игореве» не только по своему материалу, но и по стилю тесно связано с фольклорными традициями. Оно содержит в себе упоминание о вещем певце Бояне, воспевшем подвиги князей. Очевидно, что Боян являлся одним из тех певцов, которые выделились из народной массы и стали своеобразными «профессионалами» в области народного поэтического искусства.

В целом, ученые считают, что еще в доклассовом обществе существовали обрядовая и необрядовая поэзия. Сведения об обрядовом фольклоре исследователи, прежде всего, извлекают из обличительных слов и проповедей церковных деятелей, боровшихся с «бесовским» народным творчеством, включавшем в себя языческие элементы. Кроме этого еще в древности бытовал целых ряд жанров необрядового фольклора: пословицы, поговорки, волшебные сказки и сказки о животных и т.п. По мнению ученых, уже в X веке существовал былевой эпос, который в эпоху Киевской Руси обогатился новыми темами и сюжетами.

Таким образом, ко времени появления на Руси первых письменных памятников, фольклор представлял собой достаточно сложную систему разнообразных жанров. Идейное содержание фольклора, его богатые образные средства, а также языковые и стилистические особенности явно воздействовали на литературу, которая в свою очередь оказывала влияние на фольклор. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: