Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бух учета, отраженных на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бух учете, а также ввести необходимые уточнения и исправления.
Инвентаризация проводится по каждому ответственному лицу, по каждому наименованию объекта учета.
Организации обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и др.
Обязательно проводится инвентаризация в следующих случаях:
- при передаче имущества в аренду, при продаже или преобразовании государственной организации в АО или товарищество;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может производится раз в 2-3 года;
- при смене материально ответственных лиц;
|
|
- При установлении фактов хищений или порчи ценностей;
- В случае стихийных бедствий, ЧС;
- при реорганизации
Основные задачи инвентаризации:
- контроль за сохранностью имущества;
- выявление неиспользованного имущества;
- проверка соблюдения правил и условий хранения объектов имущества;
- проверка реальной стоимости учтенного имущества.
Виды инвентаризации:
По объему проверки: полные и частичные.
• При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества. Проводится она обязательно в конце года перед составлением годового отчета.
• При частичной инвентаризации проверке подвергаются один или несколько видов имущества в определенных местах хранения.
По времени проведения: плановые, внеплановые.
• Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности и Основными положениями по инвентаризации основных средств, денежных средств и расчетов;
• Внеплановые инвентаризации организуются по мере необходимости, в основном – внезапно.
По перечню решаемых вопросов: комплексные, тематические.
Основные этапы инвентаризации:
Подготовительный этап – определение состава инвентаризационной комиссии.
Проверка фактического наличия.
Документальное оформление результатов инвентаризации (инвентаризационные описи, сличительная ведомость, промежуточные акты, протоколы комисии, акт инвентаризации).
Принятие решение руководителем.
Отражение в учете:
1. Когда выявлены излишние ценности: принимаем к учету по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации Д 10,41,…(в зависимости от ценности) К91-1 (Прочие доходы и расходы)
|
|
2. Когда выявлена недосдача: Д 94 (Недосдачи и потери) К 10, 41,…
Существуют недосдачи:
В пределах норм естественной убыли – списываем на издержки обращения Д44К94
2. Сверх норм ествественной убыли или в принципе недосдача:
- если выявлено виновное лицо: Д73-2 К94
Если не выявлено, то списываем в расходы: Д91-2 К94
Оценка статей бух.баланса
Оценка статей бухгалтерского баланса – это выражение в денежном измерении отражаемых в балансе отдельных видов хозяйственных средств и источников их образования. Принципы оценки статей бухгалтерского баланса едины для всех предприятий и регламентированы государством. В основу оценки положена фактическая себестоимость приобретения средств производства или изготовления продукции. Прибыль или убыток, отражаемые в балансе определяются установленными методами на основе данных счетов бухгалтерского учета. О.с.б.б. должна быть реальной, то есть отражать действительную величину отдельных видов средств и источников их образования. Реальность статей баланса обеспечивается достоверностью данных бухгалтерского учета и принципами оценки хозяйственных средств.
Правила оценки статей баланса установлены положениями по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. При составлении баланса используются следующие методы оценки:
Основные средства и нематериальные активы в балансе отражаются по остаточной стоимости.
Товары отражаются по покупной стоимости (по фактической себестоимости приобретения).
Сырье и основные материалы, топливо, запасные части и другие материальные ценности отражаются по фактической себестоимости.
Готовая продукция отражается по фактической себестоимости, либо по нормативной производственной себестоимости, либо по прямым статьям затрат (без счета 26 «Общехозяйственные расходы»).
5.оборудование — по фактической стоимости приобретения;
6.резервный капитал — в сумме неиспользованных средств этого капитала;
7.резервы предстоящих расходов — в сумме неиспользованных резервов;
8.доходы будущих периодов — в сумме, полученной в отчетном периоде, но относящейся к следующим отчетным периодам;
9. расходы будущих периодов — в сумме фактически произведенных в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам;
Кредиторская задолженность — в суммах фактических долгов кредиторам.
Дебиторская задолженность — в сумме, признанной дебиторами.
Капитальные вложения — по фактическим затратам для застройщика (заказчика).
Формы бухгалтерского учета как совокупность учетных регистров.
Учетные регистры — это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования. Они служат для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них. В настоящее время в организациях применяются:
Мемориально-ордерная,
Упрощенная
Автоматизированная формы учета.
Состав учетных регистров и последовательность записи в них при мемориально-ордерной форме учета представлены на рис.1.3.
Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины, копировальный способ регистрации.
|
|
Недостатки мемориально-ордерной формы учета:
•трудоемкость учета, вызываемая прежде всего многократным дублированием одних и тех же записей;
•отрыв и частоеотставаниеаналитическогоучетаотсинтетического, егогромоздкость;
•формырегистрованалитическогоучетазачастуюнесодержатпоказателей, необходимыхдляконтроля,анализахозяйственнойдеятельности и составленияотчетности.
В связи с этимучетимеетсравнительнонизкоепознавательноезначение, а длясоставленияотчетностиприходитсяпроизводитьвыборку и группировкуданныхтекущегоучета.Внастоящеевремямемориально-ордернаяформаучетаприменяется в сравнительнонебольшихорганизациях.
Отзначительнойчастиуказанныхнедостатковсвободнаавтоматизированнаяформаучета, созданнаянабазеиспользованиякомпьютеров. В общемвидеданнойформеучетасвойственнатакаяпоследовательностьобработкиинформации: компьютерныйносительинформации—компьютер—выходнаяинформация.
Применениемашинно-ориентированныхформучетаобеспечивает:
Механизацию и вомногомавтоматизациюучетногопроцесса;
Высокуюточностьучетныхданных;
Оперативностьучета;
Повышениепроизводительностиучетныхработников, освобождениеихотвыполненияпростыхтехническихфункций и предоставлениеимбольшейвозможностизаниматьсяконтролем и анализомхозяйственнойдеятельности;
Увязкувсехвидовучета и планирования, посколькуонииспользуютодни и теженосителиинформации.
В последнее время предприятиям малого бизнеса разрешено применять упрощенную форму учета, при которой можно использовать всего два вида учетных регистров - Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (регистрсинтетическогоучета) и ведомостиучетасоответствующихобъектов (основныхсредств, производственныхзапасов и готовойпродукции и др.), являющихсярегистрамианалитическогоучета.