«Петушок, петушок...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «На улице три курицы...», рус.нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»); С. Черный. «Приставалка»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); А. Барто. «Мишка», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); Н. Пикулева. «Надувала кошка шар»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
К концу года дети могут
* Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
* Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
* Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
* Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.
Изобразительная деятельность: К концу года дети могут
• Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы, радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
|
|
В рисовании
* Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, заданные программой; названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка).
* Уметь изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
В лепке
* Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы), понимать, какие предметы можно из них вылепить.
* Уметь отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
В аппликации
• Уметь создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготов
ки из бумаги разной формы; подбирать цвета, соответствующие изображаемым
предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
Конструирование
* Знать, называть, использовать детали строительного материала.
* Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.
* Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
* Различать части постройки по величине (большая — маленькая, длинная — короткая, высокая — низкая, узкая — широкая).
Музыка: примерный музыкальный репертуар
Слушание «Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевского; «Листопад», муз. Т. По-патенко; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик»), муз. П. Чайковского; «Дед Мороз», муз. Р. Шумана; «Подснежники», муз. В. Калинникова; «Дождик», «Дождик и радуга», муз. Г. Свиридова; «Со вьюном я хожу», рус.нар. песня; «Солдатский марш», муз. Л. Шульгина; «Марш», муз. М. Журбина; «Детская поль
|
|
ка», муз. М. Глинки; «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, ел. Е. Каргановой; «Зайчик», муз. Л. Лядовой; «Медведь», муз. Е. Тиличеевой; рус.нар. плясовые мелодии.
Пение «Солнышко-ведрышко», муз. В. Карасевой, ел. нар.; «Люлю, бай», рус.нар. колыбельная; «Петушок», рус. нар. прибаутка; «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Гуси», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Поедем, сыночек, в деревню», рус. нар. мелодия из сб. «Гусель-ки», обр. Н. Метлова; «Осенью», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, ел, Н. Плакиды; «Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель; «Мы умеем чисто мыться», муз. М. Иорданского, ел. О. Высотской; «Зима», муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель; «Наша елочка», муз. М. Красева, ел. М. Клоковой; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, ел. М. Клоковой; «Пастушок», муз. Н. Преображенского; «Птичка», муз. М. Раухвергера, ел. А. Барто.
Песенное творчество «Ах ты, котенька-коток», «Бай-бай, бай-бай», «Лю-лю, бай», рус.нар. колыбельные; «Петух и кукушка», «Человек идет», муз. М. Лазарева, ел. Л. Дымовой; «Закличка солнца», ел. нар., обр. И. Лазарева и М. Лазарева.
Музыкально-ритми ческие движения. Игровые упражнения. «Марш», муз. Э. Парлова; «Шагаем, как физкультурники», муз. Т. Ломовой; «Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова; «Птички летают», муз. Л. Банниковой; «Прыжки», «Этюд», муз. К. Черни; «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко.
Этюды-драматизации. «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой; «Птички», муз. Л. Банниковой; «Мышки», муз. Н. Сушева; «Медвежата», муз. М. Красева, ел. Н. Френкель; «Смело идти и прятаться», муз. И. Берко-вич («Марш»).
Игры. «Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, ел. А. Барто; «Жмурки с Мишкой», муз. Ф. Флотова; «Заинька, выходи», муз. Е. Тиличеевой; «Игра с куклой», муз. В. Карасевой; «Коза рогатая», рус.нар. мелодия, обр. Е. Туманяна; «Бубен», муз. М. Красева, ел. Н. Френкель; «Куколка», муз. М. Красева, ел. М. Чарной; «Ходит Ваня», рус.нар. песня, обр. Н. Метлова.
Хороводы и пляски. «Пляска с погремушками», муз.и ел. В. Антоновой; «Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, ел. О. Высотской; «Танец около елки», муз. Р. Равина, ел. П. Границыной; «По улице мостовой», рус.нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской.
развитие танцевально-игрового творчества «Пляска», муз. Р. Рустамова; «Зайцы», муз. Е. Тиличеевой; «Веселые ножки», рус.нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Волшебные платочки», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова.
Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах Народные мелодии.
К концу года дети могут
• Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
* Замечать изменения в звучании (тихо — громко).
* Петь, не отставая и не опережая друг друга.
* Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
* Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Ср. гр. 4-5 лет: