Возрастная группа: средняя группа, дети 4-5 лет
Цель: обобщить знания детей к концу учебного года по ФЭМП, познавательному развитию и социализации, закрепить знания детей о цифрах, учить соотносить количество предметов с цифрой; обобщить знания детей о животных, временах года; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, воспитывать любовь к животным. Обобщить знания по опытно –экспериментальной деятелности.
Демонстрационный материал:
- набор чисел до 5; карточки прямоугольные с полоской посередине; набор геометрических фигур(квадраты и круги) для каждого ребёнка; мультимедийный проектор, ноутбук, тарелки с песком
Активизация словаря: румяный, повеяло.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, продуктивная деятельность детей, анализ.
Ход НОД:
У нас в группе гостья. А зовут её «Ласковушка».
- Как вы думаете, почему её так называют? (мягкая, добрая, ласковая).
Ребята, она очень хотела бы познакомиться с вами поближе. Хотите познакомиться? Тогда мы будем передавать "Ласковушку" по кругу и называть свое имя ласково, хорошо? Держите её нежно, постараемся передать ей своё тепло, частичку своей души. Начнём с меня. (меня зовут Люсенька! и т.д.). Вот «Ласковушка» вернулась ко мне. Вы почувствовали, сколько тепла и ласки нам подарила она? Давайте оставим её на нашем занятии.
Дети, вы любите путешествовать? (Да)
На чём любите путешествовать?
Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие на волшебном поезде.(Звук поезда)
Приготовились! Все заняли свои места? Тогда отправляемся: Звучит песня паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»
Дети, мы с вами приехали на станцию «Математическая», выходите из вагончиков.
Ребята, а дорога наша будет идти через лесную полянку, на которой растут красивые цветы. 1 слайд с цветами и бабочками
- Сколько цветов растёт на полянке? (5)
Смотрите. А высоко над цветами летают красивые бабочки.
- Сколько бабочек летает над цветочками?(4)
Выложите на нижнюю полоску карточки столько квадратиков сколько цветов. А на верхнюю полоску столько, сколько кружков, сколько летает бабочек.
- Чего больше кругов или квадратиков?
- Что нужно сделать, чтобы фигур стало поровну?
- По сколько стало квадратов и кругов? (5)
Одинаково ли на верхней и на нижней полоске фигур?
Молодцы, ребята! Наше путешествие продолжается на станции математическая. Отгадайте загадки.
1)Фигура, у которой нет углов и которая похожа на солнце. Какая это фигура? (Круг)
2) Фигура, у которой есть три угла и три стороны., какая это фигура? (Треугольник)
3) Фигура без углов, которая похожа на круг, но вытянута. Какая это фигура? (Овал)
4) Как называется фигура у которой все стороны равны? (квадрат)
5) Как называется фигура, которая тоже имеет четыре угла и четыре стороны, но по длине стороны разные (прямоугольник).
6) и посмотрите на экран, что это за фигура? (цилиндр)
Слайд с фигурами
Песня паровозика Дети, мы с вами приехали на станцию «Лесная»
Здесь нам нужно разгадать загадки. 3 слайд
Отгадайте, детки, кто
Так красиво лает?
Машет весело хвостом,
С поводком гуляет?
Можете его погладить, -
Хвостиком помашет,
Ручку вам полижет. (Собака)
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья- пух!
А зовут его …! (Петух)
Посмотрите какие животные изображены на экране? Дети перечисляют. Каким одним словом их можно назвать? (домашние)
Еще послушайте загадки 4 слай д
Зимой — белый, летом — серый,
Цвет в сезон сменю умело.
Ем капусту и морковку,
Заплетаю след свой ловко.
Проживаю я в лесах,
Враг мой волк, медведь, лиса.
Как зовусь, ты угадай-ка,
Длинноухий братец- (Зайка)
В лесу живет известная плутовка,
Обхитрит и обманет всех ловко,
Обладательница рыжего хвоста.
Кто же это? Хитрая… (Лиса)
Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу- у -у!”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый …(Волк)
Кто зимой в берлоге спит?
От его рева лес дрожит.
Кто умеет так реветь?
Ну, конечно же,…(Медведь)
- Какие это животные? (Дикие)
Дети отгадывают загадки, а воспитатель показывает на экране картинки с изображением этих животных.
А сейчас зайчик с вами хочет поиграть. Физминутка под музыку
Е. Железновой «Зайчик серенький сидит»
Звук паровозика
Теперь мы с вами приехали на станцию «Волшебная поляна»
Игра «Когда это бывает»
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой! (А.Берестов) 5 слайд
Какому времени года посвящены эти строки?
Выставляется картинка с изображением осени.
Ой, сердит мороз;
Ветки снегом занёс,
Хватает за нос, щиплет до слёз.
Ребятишки не пугаются,
На лыжах да на санках катаются,
Над морозом потешаются! (А. Босев) 6 слайд
О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Выставляется картинка с изображением зимы.
Уж, тает снег, берут ручьи
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою. (А. Плещеев) 7слайд
Какому времени года посвящены эти строки?
Выставляется картинка с изображением весны.
Убежал куда-то ветер,
Летний ветер в ранний час.
А когда спустился вечер.
Он вернулся, обнял нас.
И запахло мятой,
Мятою немятой. (В. Степанов) 8слайд
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Выставляется картинка с изображением лета.
- После лета,какое время года наступает?
Звук паровозика
Теперь мы с вами приехали на станцию «Угадайка»
Игра «Найди лишний предмет»
Каждый набор,из 4-5 картинок отражает принадлежность к какому- либо времени года, но одна из них другого содержания.
Варианты подбора:
1. Стул, стол, шкаф, чайник.. 9 слайд
2. Машина, велосипед, самолет, трамвай.10 слайд
3Яблоко,огурец,апельсин,киви. 11 слайд(можно апельсин т.к. он желтый)
Звук паровозика
Теперь мы с вами отправляемся на станцию «Наоборот»
Я буду вам кидать мяч говорить слово, а вы будете мне отвечать наоборот.
Игра “Наоборот”
Низкий - высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный, молодой-старый, большой-маленький, белый-черный, сладкий –горький.
Педагог: Молодцы, справились с заданием!
Звук паровозика
Теперь мы с вами отправляемся на конечную станцию «Игровушка»
Давайте поиграем пальчиками. Проводится пальчиковая игра «Как у деда Ермолая.»
Что вы любите больше всего на свете (играть с песком). Сейчас мы свами поиграем с песком. Посмотрите что у меня на столе (банка с водой) посмотрите какая вода (прозрачная). Сейчас я помешаю воду. Какая она стала? Грязная. Почему? Потому что там был песок, и когда его размешали он поднялся наверх и вода стала мутная.
А сейчас мы с вами поиграем и порисуем на песке. 12 слайд
Посмотрите на экран что можно нарисовать на песке.
Дети рисуют.
Итог:Что запомнилось в нашем путешествии?
Какие задания были для вас сложными?
Вам понравилось наше путешествие?
Наше путешествие закончилось,нас ждёт ещё один сюрприз. Угощение,для детей.