Технология индивидуализации
Обучения и развития
«План-дело-анализ»
Конспект познавательной деятельности «Сюрприз для мамы» в подготовительной группе
Тема недели «Моя семья»
Составила: воспитатель
Подготовительной группы «Радуга»
МБДОУ детского сада № 74
Разаренова Ирина Владимировна
Содержание и формы работы в структуре группового сбора:
1. Начало группового сбора .(1 мин.)
· Привлечение внимания детей «Мелодия Поля Мориа»
· Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя). Рядом поставлен мольберт, на который прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ».
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Реализуемая детьми компетенция:
· Право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности;
· Право выбора места среди других детей (с кем рядом, от кого подальше).
2. Приветствие .(1-2 мин.)
Вопросы к детям:
|
|
· Все ли нашли для себя местечко?
· Все ли удобно устроились?
· Какое у вас сегодня настроение?
· Посмотрите друг на друга. У всех ли приветливые лица?
· Здравствуйте! Я очень рада вас видеть!
Реализуемая детьми компетенция:
· Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.
3. Пальчиковая Игра «Это кто у нас?» (1-2 мин.)
Реализуемая детьми компетенция:
· Право на участие (неучастие) в общем деле;
· Право предложить и организовать свою игру.
4. Обмен новостями. (3мин.)
Вопросы к детям:
· Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?
· Ребятки, а кто помнит наше правило при обмене новостями? ( Дети отвечают: «Говорим по одному и внимательно слушаем друг друга». В случае затруднения, воспитатель обращает внимание на информационную доску, на которой данное правило зарисовано.)
(Воспитатель внимательно выслушивает всех желающих поделиться новостями детей. Не делает различий между хорошими и плохими новостями. Новость-это свершившийся факт, который изменить нельзя.
Реализуемая детьми компетенция:
· Право быть услышанным;
· Право вести диалог (монолог), выразить свою точку зрения.
5. Планирование. Выбор темы. (2-3 мин.)
Речь воспитателя:
· Мотивация: «А у меня сегодня тоже есть новость. В нашей семье скоро праздник. У моей мамы скоро день рождения. А я не знаю -чем ее порадовать… Думаю, без вашей помощи мне сегодня не обойтись…..
· Выявление знаний и опыта детей по теме дня «Моя семья»:
· Давайте ВСПОМНИМ, что мы знаем о семье? Что это такое?
· Кто стоит на страже семьи? Охраняет ее интересы? Является добытчиком? (папа)
|
|
· Кто дарит нам любовь и тепло? Кто пожалеет и накормит вкусно? Кого называют «хранительницей очага»? (мама)
· Что нужно делать всем членам семьи, чтобы мама всегда была здорова и счастлива? (ответы детей: дарить любовь, помогать, не огорчать…)
(Все высказывания детей были записаны печатными буквами младшим воспитателем в первую графу таблицы «Что мы знаем?».В скобочках записывается имя ребенка, высказавшего свое мнение)
Что мы знаем?
«Семья-это родители и Я» (Сережа)
«Семья- это 7-Я» (Максим)
«В семье нам тепло и комфортно». (Алиса)
И т.д.
· Что ещё вам хотелось бы узнать по этой теме?
(Вопросы детей также записываются ассистентом (мл.воспитателем)).
Что мы хотим узнать?
«Бабушка и дедушка –это тоже семья?» (Феган)
«Все ли люди на земле имеют семью?» (Кирилл)
«А животные тоже живут в семье?» (Матвей О.)
Воспитатель уточняет у детей, на какие интересующие их вопросы, по их мнению, они могут найти ответ уже сегодня.
· Как ты думаешь, можно ли узнать ответ на твой вопрос уже сегодня или надо кого-то спросить из взрослых?
· Как вы думаете, где ещё вы можете найти ответы на свои вопросы?
То есть педагог не оставляет без внимания ни один заданный детьми вопрос. После чего, сообщает о том, что ответ на некоторые вопросы дети узнают сегодня, в течение дня, посмотрев фильм; поиграв в с/р игру «Семья» (например, ответ на последний вопрос).
(Ответы воспитанников аналогично записываются).
Что нужно сделать, чтобы узнать?
«Спросить у родителей» ()
«Попросить рассказать воспитателя» ()
«Посмотреть в энциклопедии» ()
«Посмотреть в телевизоре какую-то программу, где про автобусы» ()
«Найти в интернете, у меня мама всегда там смотрит». ()
Реализуемая детьми компетенция:
· Право и возможность участвовать в выборе темы дня;
· Право свободно формулировать и предлагать тему, участвовать в совместном планировании, определяющем деятельность для всей группы;
· Право и возможность проявлять избирательность в интересах.
(Заполненный бланк «Модель трёх вопросов» вывешивается в приёмной с целью непосредственного включения родителей в образовательную работу группы по теме «Моя семья»).
6. Планирование действий на текущий день. (4-5 мин.)
· Вспоминаем рассказ З. Воскресенской «Секрет»
· Ситуация(фантазируем и представляем, что мы одна семья, и у нашей мамы день рождения)
· «Мозговой штурм» (эксперты(2-3 человека, выбранные экспертами за активное участие в беседе. Отмечаются значками) и дети, выдвигающие свои предложения)
· Выбор экспертами наиболее приемлемых видов поздравлений, которые мы можем изготовить в группе)
Физминутка.
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! — выше голова,
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — за стол тихонько сядь.
· Презентация центров активности.
- Кто оказался самым внимательным и заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? Посмотрите, что я приготовила для вас в разных центрах. В центре творчества (искусства) я приготовила для вас картинки для вырезывания на тему «Моя семья», шаблоны для рисования, цветные карандаши, а главное алгоритм работы для создания коллажа в подарок маме.
В этом же центре можно слепить и украсить праздничный торт для мамы.(соленное тесто, изготовленное заранее, либо пластилин на усмотрение педагога).
В центре книги вас ждут энциклопедии для мальчиков и девочек, новые книги с рассказами, картинки с изображением мам, и их профессий. Мы можем посмотреть, прочитать и рассказать своим родителям и друзьям.
|
|
Также вас ждут центры игры, конструирования (замок для мамы).
В центре экспериментирования (шары, мешок, доска, лента)-для изготовления матраса.
В Центре логопедическом- буквенные конструкторы, буквы в различных исполнениях(бумажные, игрушечные)- для составления предложения для мамочки.
В этом центре наборы творческие с бусинами (для изготовления бус для мамы).
В Театральном центе- ребята могут проиграть маленькую сценку пародию про маму.
Подумайте и решите, кто в какой Центр пойдёт работать, и какой план у вас будет сегодня.(Дети определяются с выбором центра и на планшет, на котором изображены центры, вешают брелочки с выбором центров).
(Всё это позволит каждому откликнувшемуся воспитаннику самостоятельно спланировать свои действия на день, выбрать партнёров деятельности).
Реализуемые детьми компетенции:
· Право принятия самостоятельного решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте её реализации, партнёрстве или его отсутствии.
7. Проговаривание плана. (1-2 мин.)
· Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать свою работу?Что будешь делать потом?»);
· Уточнение партнёров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с собой?»);
· Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).
Реализуемые детьми компетенции:
· Право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;
· Право принять (или не принять) помощь взрослого
· Право обращения к различным источникам знаний или опыта.
8. Реализация плана.
Речь воспитателя:
· - Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать. Тем, кто ещё не решил, я напомню: у нас работает Центр книги, Центр искусства. В Центре конструирования вас ждут разные виды конструкторов.
· Реализуемая детьми компетенция:
· Право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;
· Право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовать деятельность;
|
|
· Право обратиться за помощью к любому члену группы (воспитателю, другому взрослому, сверстнику);
· Право самостоятельно определить объём (результат) своей работы;
· Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;
· Право переключиться на другой вид деятельности;
· Право выбора и осуществления деятельности, не связанной с темой общего проекта.
9. Анализ деятельности.
За 10-15минут до окончания работы раздается сигнал (наш девиз «Радуга»), дети наводят порядок в центрах и собираются на месте группового сбора. Если у каждой группы уже работа закончена- то работа презентуется всем детям и гостям, если работа не закончена- предлагаем закончить позже, в течение дня.
С помощью атрибута (сердечко)- каждая рабочая группа подводит итог своей деятельности. При подведении итогов- говорит только тот ребенок- у которого в руках атрибут-сердечко.
Вопросы детям:
· Кто хочет рассказать о своей работе?
· Какие трудности ты встретил(а)?
· Что тебе удалось сделать сегодня?
· Получилось ли у тебя то, что ты задумал(а)?
· Как ты предполагаешь завершить работу?
· Какие материалы можно ещё использовать?
· Планируешь ли ты продолжить начатую работу?
· Какой совет ты бы дал тому, кто решит завтра повторить твой план?
Реализуемая детьми компетенция:
· Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности;
· Право самостоятельно оценить достигнутый результат;
· Право оценить успешность сотрудничества;
· Право определения применения полученного результата.
Принципы работы:
Принцип открытости:
Ребёнок имеет право:
· Участвовать или не участвовать в общем деле;
· Представить или не представлять результаты своего дела;
· Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.
Принцип диалогичности:
· Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности;
· Все участники имеют возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы, полученного результата, перспектив её продолжения.
Принцип рефлексивности:
· Развитие детской инициативы и творческих способностей;
· Осознание ребёнком своих действий;
· Самооценка результата;
· Саморегуляция поведения.
Используемая литература:
1. Утро радостных встреч: [метод.пособие]/ Лидия Свирская.- М.: Издательство «Линка-Пресс», 2010.- 240 с.
2. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Л.В.Свирская.- М.: Обруч, 2011.- 240 с.
3. Шаблон конспекта в интернет-ресурсах.