double arrow

Столыпинская аграрная реформа

П. А. Столыпин.

В 19061911 гг. Председателем Совета министров являлся П. А. Столыпин (1862–1911). Он происходил из старинной дворянской семьи, получил блестящее образование. Столы­пин обладал твёрдым, властным харак­тером и блестящими ораторскими способно­стями. Его речи в Думе производили большое впечатление на депута­тов. В 1905 г. Столыпин был назначен губернатором в особенно беспо­койную Саратовскую губернию, где «прославился» жестоким по­давле­нием крестьян­ских бунтов.

Твёрдость и решительность Столыпина были оценены в верхах. В апреле 1906 г. Столыпин был на­значен министром внутренних дел, а в июле того же года – Пред­седателем Со­вета министров. Убеждённый монархист, сторонник «твёрдой власти», Столыпин выступал за модерниза­цию России, развитие экономики и культуры. Суть его программы, выражен­ная во фразе «Сначала успокое­ние, а потом реформы», означала необходи­мость подавления револю­ции и наведения порядка как условие дальнейших преобразо­ваний.

Столыпинская аграрная реформа. Основной прин­цип реформы – замена общинного землепользования индивидуаль­ным земле­владением – предложил ещё в 1902 г. С. Ю. Витте, но тогда царь его отверг. Крестьянское движение в годы революции за­ставило искать пути решения аграрного вопроса, но так, чтобы не нанести ущерба поме­щикам. Про­ведению реформы предшествовал ряд мер: с 1 января 1907 г. отменялись выкупные платежи крестьян. Разрешалась продажа зе­мель крестьянам через Крестьянский банк. Крестьян уравняли с остальными сословиями в паспортном отношении.




Цели аграрной реформы:

1. Разрушить крестьянскую общину.

2. Развивать капитализм на селе без ущерба для помещиков.

3. Ликвидировать малоземелье крестьян и феодальные пережитки.

4. Создать «крепкого» крестья­нина – «опору порядка» в деревне.

5. Ликвидировать революционную активность на селе, выселить особенно беспокойных крестьян за Урал на свободные земли.

6. Создать систему всеобщего начального образования на селе.

Разрушение общины. Суть реформы была изложена в указе 9 ноября 1906 г. Указ устанавливал «право свободного выхода из общины с «укреплением» (закреплением) в собственность «до­мохозяев» (крестьян), переходящих к личному владению, участков из «мирского» (общинного) на­дела». Крестья­нин мог потребовать вместо выделенных ему раз­розненных полос в разных полях предоставления равно­ценного участка в одном месте (óтруб). Если хо­зяин переносил на него свой двор с хо­зяйственными постройками, то возникал хутор.



Из общины выходили в основном «крайние» по имущественному положе­нию крестьяне – бедняки и зажиточные. Первые старались про­дать свои на­делы и либо уйти в город, либо переселиться на свобод­ные земли Урала и Сибири. Ими было продано свыше 3,4 млн. десятин земли. Покупали эти землю не только богатые, но и крестьяне-середняки. Столыпин не скрывал, что он делает ставку «не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных» крестьян.

Переселение крестьян на земли Урала и Сибири. Пра­витель­ство оказывало содействие пере­селению крестьян на свободные земли. За 1907–1914 гг. за Урал переселилось 3,3 млн. крес­тьян. Они получали денеж­ную ссуду на обзаведение хозяйством. Но не все смогли стать домохозяевами: многие поступили в батраки к местным старо­жилам, свыше по­лумиллиона вернулось обратно в Рос­сию. Причины: нежелание местной ад­министрации помочь переселен­цам; противодействие переселен­цам коренных народов Сибири.

Результаты столыпинской реформы.

Столыпин полагал, что для завершения аг­рарной реформы потребуется 20 лет. За это время он намере­вался провести и ряд других преобразований – в области мест­ного управления, суда, народного просвещения, в национальном во­просе и т. д. «Дайте государству двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешнюю Россию», – говорил Столыпин.

За 1907-1914 гг. из общины вышло 25 % крестьян, а заявле­ния о выходе подали 35 %. В результате образовалось около 400 тыс. хутор­ских хозяйств (1/6 вышедших). Не все они были «кулац­кими»; зажи­точных хуторян насчитывалось около 60 %. Возникновение слоя хуторян-ферме­ров вызывало протест со стороны крестьян-общинников, которое выражалось в порче скота, посевов, инвентаря, избиении хуторян. Только за 1909–1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств.

В течение 7 лет действия реформы были достигнуты успехи в сельском ­хозяйстве: посевные площади возросли на 10 %; на 1/3 уве­личился хлебный экспорт. Крестьяне в 3,5 раза увеличили затраты на покупку сель­скохозяйственных машин – с 38 млн. до 131 млн. рублей. Реформа стимулиро­вала развитие промышленности и торговли. Масса кре­стьян устреми­лась в города, увеличивая рынок рабочей силы. В итоге возрос спрос городов на продукцию сельского хозяйства.

Конец карьеры П. А. Столыпина.

Власт­ный и независи­мый, Столыпин восстановил против себя многих – и слева и справа. Во­круг премьера плели интриги при­дворная знать и Г. Распутин. Царь всё более тяготился Столыпиным. Весной 1911 г. пре­мьер-министр по­дал прошение об отставке, однако царь решил повременить. За 5 лет пребывания Столыпина у власти на него было совершено 10 покушений со стороны революционеров, которые не могли простить разрушения общины – «ячейки будущего кре­стьянского социализма». 1 сентября 1911 г. эсер-максима­лист адвокат Д. Богрóв при попустительстве полиции во время представления в Киевском оперном театре в присутствии царя с семьёй двумя вы­стрелами из браунинга смертельно ранил Столыпина.

Реформы П. А. Столыпина: многообразие мнений.

Существуют две противоположные точки зрения на деятельность П. А. Столыпина:

I. Советская точка зрения:

Столыпин ограничил демокра­тические достижения революции 1905–1907 гг., поскольку он:

1. Репрессировал революционеров, учредил военно-полевые суды.

2. Столыпин был инициаторм третьеиюньского переворота.

3. По подготовленному Столыпиным новому избирательному закону 1907 г. были ограничены избирательные права крестьян и рабочих.

4. Столыпин стоял за ограничение политических прав представителей нерусских национальностей.

5. Столыпинская аграрная реформа была сопряжена с насилием по отношению к общинникам, с ней несогласными.

6. Многие законопроекты Столыпин проводил без участия Думы.

II. Либеральная точка зрения:

Политика Столыпина была направлена на создание правового государства в России в рамках Манифеста 17 октября 1905 г., поскольку:

1. Столыпин защищал принцип частной собственности, священный в правовом государстве.

2. Борьба Столыпина с революционерами способ­ствовала наведению порядка, торжеству закона.

3. Столыпин был против воз­врата к прежнему режиму самодержавия.

4. Столыпин считал, что создание слоя крестьян-собственников разо­вьёт у крестьян уважение к закону, правовую культуру.

5. Столыпин предполагал расширить систему местного самоуправле­ния, реформировать судебную систему, ликви­дировать волостной суд.

6. Столыпин развивал на селе народное просвещение.

7. Реформы Столыпина должны были способствовать уравнению прав крестьян с другими сословиями.

Таким образом, реформы Столыпина имели как положительные, так и отрица­тельные стороны. С одной стороны, они ставили сельское хо­зяйство на капиталистический путь, стимулировали разви­тие промыш­ленности. С другой стороны, реформы не были завершены, не удалось устранить противоречия между крестья­нами и помещиками, создать массовый слой зажиточного крестьянства. В распоряжении Столыпина не было 20 лет на завершение реформы. Его преобразования были прерваны первой ми­ровой войной и революцией 1917 г. Столыпинские аграрные законы были окончательно отменены декретом Временного правительства в июне 1917 г.

IV Государственная Дума (15 ноября 1912–26 февраля 1917 г.).

Председатель IV Думы – октябрист М. В. Родзянко. Состав Думы:

- октябристы – 98; - националисты и умеренно правые – 88;

- партия центра – 33; - правые – 65;

- прогрессисты и примыкавшие к ним – 32+16;

- кадеты и примыкавшие к ним – 52+7; - «трудовики» – 10;

- социал-демократы – 14 (большевики – 6; меньшевики – 8) и др.






Сейчас читают про: