Творчество У. Уитмена

Уолт (Уолтер) Уитмен Walt Whitman (1819-1892) 

 «Листья травы» 1855 г., центральное место - поэма «Песня о себе»;

 черты романтизма и реализма;

 Ломка канонов традиционного стихосложения;

 Включение в поэтический словарь лексики, который считался в поэзии абсолютно недопустимым: разговорные слова, прозаизмы, естественнонаучные термины и т. п.;

 Свободный стих/ верлибр.

 

Основные средства организации поэтической речи У. Уитмена 

 оформление каждой законченной мысли в рамки одной строки-предложения;

  разнообразные виды синтаксического параллелизма, когда одна структура многократно варьируется с небольшими лексическими изменениями,

  лексические повторы - анафора (единообразие начала строки) и эпифора (единообразие конца);

  фонетические средства - внутренняя рифма, ассонансы, аллитерации.

У. Уитмен (1819–1892) – поэт, публицист, реформатор американской поэзии, продолжает философские идеи Р. Эмерсона, обосновавшего систему соответствий между явлениями физического и духовного мира, а также этическую доктрину «доверия к себе», которая возвеличивает творческий потенциал каждого человека, наделенного отвагой познания и самостоятельностью мысли.

В книге стихов У. Уитмена «Листья травы» (1855–1891) идеи об очищающей человека близости к природе приняли космический характер. Человек, в интерпретации Уитмена, – звено в бесконечной цепи предков и потомков, частица живой природы, равная природе в целом; любой человек и любая вещь священны на фоне единой Вселенной, в которой совершаются бесконечные трансформации и метаморфозы, все связано бесконечной общностью. Изображаемая Уитменом жизнь широка, многолика, вбирает «все жизни и смерти, все в прошлом, все в настоящем и будущем» (перевод К. Чуковского), диалектически контрастна и в своей цикличности исключает иерархию ценностей.

Книга «Листья травы» при каждом из шести переизданий дополнялась новыми циклами стихотворений, оставаясь единым поэтическим произведением, рисующим многогранный и целостный образ Америки.

У. Уитмену наиболее близок естественный, природный, «дикий» человек: в индейцах расцвет человеческой личности определен принадлежностью к природе, удивительным сходством с ее монолитными скалами, гигантскими деревьями. Уитмен одним из первых поэтов воссоздал огромный современный город, как зримое олицетворение «всеобщих связей в мироздании», изобразил с репортерской точностью различные стороны его повседневной жизни. Он восторгался чудесами техники, триумфами «индустрии»; локомотив, «горластый красавец», на огромной скорости несущийся через дикую прерию, казался ему символом неуклонного прогресса. Уитмен рисует и антипоэтические, антиэстетические стороны мира.

«Песня о себе» содержит автопортрет человека, который ощущает в себе безмерные душевные силы, наделен непоколебимым жизнелюбием, верит в прекрасное настоящее и великое будущее своей страны. У. Уитмен называл себя «сыном Манхэттена», для которого самосознание рядовых американцев глубоко родственно его собственному, считал себя медиумом, выражающим мысли всего человечества и суть Вселенной. Уитмен воспевал «сына Манхэттена» не как уникальную человеческую личность, но как «космос», олицетворение национального сознания и не просто американской, а мировой души. «Все вращается вокруг меня, концентрируется во мне, исходит из меня самого. У меня есть лишь один центральный образ – всеобщая человеческая личность» (перевод К. Чуковского), – утверждает Уитмен.

В образе лирического героя У. Уитмена соединены автопортрет, собирательный образ американца середины XIX века и универсальный мифический человек; все три аспекта равны, раскрывают с различных сторон авторскую концепцию мира и личности и являют собой ступени, определенные уровни в сложном процессе познания мира.

У. Уитмен отверг каноничные поэтические формы, на которых, с его точки зрения, лежит печать безжизненной литературности. Он считал, что стихи должны быть естественны, как дыхание, и передавать речь простых американцев, воссоздавать шум большого города, скрип повозок переселенцев, гудки паровозов и фабрик, гул митингов и марш боевых барабанов, отражать состояние природного, жизненного движения и роста. Каждую законченную мысль Уитмен оформляет в рамки одной строки-предложения.

Море, океан в стихах У. Уитмена – всеохватывающий символ, не менее емкий, чем трава. Душа лирического героя Уитмена – аналог безбрежного океана. Сам стих Уитмена, его ритмический строй повторяют ритм моря, каждая строка подобна набегающей волне. Текучесть, движение океана становится образцом разрабатываемого Уитменом верлибра, представляющего сложный синтез фольклорного и библейского стиха, ораторских приемов (к ко-торым относятся синтаксический параллелизм, риторические вопросы, структуры «вопрос – ответ», прямые обращения, повелительное наклонение, повторы), ритмически однородных перечислений, эпитетов, анафор, внутренних аллитераций и ассонансов, придающих завершенность строкам и всей строфе.

У. Уитмен заложил основы новой поэтики, получившей развитие на протяжении XX века, особенно в англоязычных странах.

 

 

Творчество Ч. Диккенса (Самостоятельное изучение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: