ТЕМА: Анатомия и топография полости рта, зубов и языка, слюнных желез

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

 

Методика практических занятий по анатомии в отличие от других дисциплин неодинакова при прохождении различных отделов анато­мии.

Различают 2 основные формы практических занятий:

1. Студенты изучают раздел анатомии, пользуясь готовыми пре­паратами (внутренние органы, сосуды и др.).

2. Студенты готовят препараты, препарируя под руководством преподавателя (органы, сосуды).

Методика проведения этих форм практических занятий различна.

При первой форме занятий преподаватель проводит краткие де­монстрации препаратов, которые должны помочь студентам в их са­мостоятельной активной работе по изучению препаратов с помощью учебника и атласа.          Демонстрация препаратов не должна занимать больше одной четверти или одной пя­той времени, отведенного на практическое занятие.

Практические занятия   должны начинаться с теоретических сведений по теме, затем демонстрация препаратов. Показ деталей строения органов  продолжается в процессе активной консультации, когда студенты самостоятельно изучают препараты. Под активной кон­сультацией подразумевается то, что преподаватель не ждет вопросов от студентов, а переходя от одной к другой группе студентов (по 2-3 человека) выясняет, что они усвоили, задает вопросы по изучаемому материалу и отвечает на непонятные вопросы. Необходимо при этом стимулировать студентов к самостоятельному решению неясных во­просов, с последующей проверкой решения у преподавателя. Это при­носит значительно и ощутимо больше пользы, чем получение готово­го ответа у преподавателя. Большое значение в проведении практических занятий имеет орга­низация самостоятельной работы студентов.                                                        Совершенно недопустимо, чтобы один из студентов читал текст учебника, а другие пассивно слушали. Результативно такое занятие равняется нулю. Необходимо, чтобы студенты разделились на груп­пы по 2-3 человека, не более. У каждого студента был учебник или ат­лас, методические рекомендации к теме занятий и набор соответствующих препаратов по изучаемому разделу.

Работа на практических занятиях только по учебнику или атласу без препаратов совершенно недопустима.

В конце занятия, преподаватель должен обойти группы студентов и бегло проверить, как усвоили студенты новый материал.

Работая на практических занятиях, студенты обязательно должны пользоваться учебником по анатомии, где даются не только описания тех или иных разделов строения человеческого тела, но и теоретиче­ское обоснование особенностей строения, а также методическими рекомендациями к занятиям.                 Атласом нужно пользоваться как вспомогательным учеб­ником - пособием, используя в нем главным образом рисунки с пояс­нениями, без текста.

Следует разъяснить студентам, что время, отведенное для практических занятий по анатомии, совершенно недостаточно для того, чтобы основательно изучить этот предмет. Поэтому нужно привить студентам навыки самостоятельной работы пользуясь имеющимися на кафедре препаратами.

Контроль знаний студентов необходимо проводить комплексно.                      Помимо обычного опроса нужно пользоваться рисунками, тестами, контрольными вопросами и т.д.                                                                                          На итоговых занятиях опрос нужно проводить не только в теорети­ческом плане, проверяя наличие текстов лекционного материала, но и выясняя, насколько студент, понимает материал, который он усвоил. На каждом занятии студентам выдаются по 1 -2 рисунка с цифровыми обозначениями и вопросами тестового контроля. Студент должен бы­стро (не более чем за 5 минут) обозначить образования, отмеченные цифрами, латинскими терминами, ответить на тестовые вопросы.

После чего преподаватель опрашивает нескольких студентов.

Схема проведения практического занятия (I форма) такова:

План практического занятия:

I. Проверка знаний студентов по теме предыдущего занятия с разъяснением непонятных моментов.

II. Демонстрация препаратов. Объяснение методики их изучения.

III. Самостоятельное изучение студентов новой темы с использованием препарированных  трупов, отдельных препаратов,  таблиц, муляжей, а так же с помощью учебника, атласа, методические рекомендации, при активной консультации преподавателя.

IV. Задание на дом темы следующего занятия для самостоятельного изучения.

                 

          РАЗДЕЛ: ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.                                           

                                        Занятие №1

ТЕМА: Анатомия и топография полости рта, зубов и языка, слюнных желез.

I. I. Цель и мотивационная характеристика занятия:

Изучить функциональную анатомию полости рта, зубов, порядка и сроков прорезывания зубов, анатомию  языка и слюнных желез для целей теоретической и практической медицины.

II. II.Оснащение занятия: Череп, сагиттальный распил головы, язык с подъязычной костью, набор зубов. Атлас анатомии человека. Таблицы.

III. III.Методические указания: На сагиттальном распиле головы найдите полость рта, рассмотрите ее стенки и сообщения с внешней средой посредством ротовой щели, а с глоткой посредством зева. Проведите деление ротовой полости на преддверие и собственно ротовую полость (граница проходит по зубам и деснам). Изучите стенки преддверия (губы и щеки спереди и боков, дёсны и зубы сзади) и собственно ротовой полости (верхняя – твердое и мягкое нёбо, нижняя – дно ротовой полости, передняя – зубы и десны, кзади ротовая полость через зев сообщается с глоткой).                                                                                                    На препаратах натуральных зубов и их моделях изучите строение зуба (зуб-dens). Найдите части зуба: коронку – верхняя часть зуба, корень – нижняя часть зуба, между ними – шейка зуба. На таблицах и рисунках найдите полость зуба в области коронки и шейки, которая продолжается в канал корня. Отметьте, что полость зуба выполнена пульпой, а канал корня заканчивается отверстием на его верхушке. Обратите внимание, что вещество зуба состоит из дентина, который в области коронки покрыт эмалью, а в области корня – цементом. После этого определите виды зубов. На каждой половине челюсти найдите 2 резца, 1 клык, 2 малых коренных зуба и 3 больших коренных зуба. Всего на верхней и нижней челюсти имеется по 18 зубов. На таблице познакомьтесь с формулой постоянных и молочных зубов (2,1,2,3), закладкой постоянных зубов, порядком прорезывания и смены молочных и постоянных зубов.                                                                                                                          На сагиттальном распиле головы найдите собственно полость рта, расположенную позади зубов и десен, определите ее содержимое – язык (lingua-лат, glossa- греч.). На языке найдите его части: верхушку, тело, спинку, корень языка, нижнюю поверхность, края. На середине языка отметьте срединную борозду, на месте перехода тела в корень – слепое отверстие и пограничную борозду. Между нижней поверхностью языка и дном полости рта – уздечку языка, по сторонам от нее найдите подъязычные складки с подъязычными сосочками. На поверхности слизистой оболочки рассмотрите сосочки языка: нитевидные, грибовидные, конические, листовидные и желобовидные, их локализацию и функции. В слизистой оболочке корня языка найдите язычную миндалину, между корнем языка и надгортанником – срединную и боковые язычно-надгортанные складки, а между ними ямки надгортанника. На таблицах, рисунках изучите собственные и скелетные мышцы язык, их  прикрепление и функцию. Собственные мышцы: верхняя продольная, нижняя продольная, вертикальная, поперечная. Скелетные мышцы языка: шило- язычная, подъязычно- язычная, подбородочно – язычная.                                                  Изучить классификацию слюнных желез: по размеру (большие и малые), по строению (альвеолярные, трубчатые, смешанные), по характеру выделяемого секрета (слизистые, серозные, смешанные).                                                  Большие слюнные железы расположены за пределами ротовой полости и открываются в нее своими протоками. Околоушная слюнная железа (glandula parotis), расположена кпереди и книзу от ушной раковины (20-30г), сложная альвеолярная железа, выделяет серозный (белковый) секрет. Её проток (стенонов) открывается в преддверии ротовой полости в слизистой оболочке щеки, на уровне второго большого коренного зуба.                          Поднижнечелюстная слюнная железа расположена в поднижнечелюстном треугольнике (15г), сложная альвеолярно-трубчатая, выделяет смешанный (белково- слизистый) секрет с значительным преобладанием белкового компонента, выделяет 75-80% слюны. Её проток (вартонов), открывается на подъязычном сосочке, на дне ротовой полости.                                         Подъязычная слюнная железа, расположена на дне ротовой полости, под слизистой оболочкой (5г), сложная альвеолярно- трубчатая, выделяет смешанный секрет, с преобладанием слизистого компонента. Главный проток (ревиньев) открывается на подъязычном сосочке, малые протоки - на подъязычной складке, на дне ротовой полости.      

IV. Тесты и эталоны ответов к теме:    

1. Укажите, чем образована верхняя стенка собственно полости рта:

  а. твердое небо

  б. щеки                                                                                                                                      

  в. язык

  г. мягкое небо

  д. все правильно

2. Укажите, какие зубы отсутствуют в молочном прикусе

а. резцы

б. клыки

в. премоляры

г. моляры

д. все правильно

3. Укажите, когда начинается прорезывание первых молочных зубов:                 

а. 2-3 месяца 

  б. 5-7 месяцев  

в. 9-10 месяцев  

г. 2 года

д. все правильно  

4. Укажите части зуба

а. коронка

б. дентин

в. цемент

г. шейка

д. все правильно

5. В преддверии рта открывается проток околоушной слюнной железы на уровне:   

а. 1-го верхнего большого коренного зуба

б. 2-го нижнего большого коренного зуба

в. 2-го верхнего большого коренного зуба

г. 1-го нижнего большого коренного зуба

д. все правильно

6. В каком месте ротовой полости открывается проток поднижнечелюстной слюнной железы                          

а. уздечка языка  

б. уздечка нижней губы   

в. подъязычный сосочек      

г. подъязычная складка     

д. все правильно        

7. Укажите место расположения язычной миндалины                   

а. кончик языка  

б. тело языка 

в. боковая поверхность языка     

г. корень языка   

д. все правильно  

8. Укажите вкусовые сосочки, располагающиеся на боковых поверхностях языка                     

а. грибовидные сосочки    

б. желобовидные сосочки      

в. листовидные сосочки     

г. нитевидные сосочки    

д. все правильно 

9. Укажите скелетные мышцы языка

а. верхняя продольная

б. поперечная

в. шилоязычная

 г. подъязычно-язычная

д. все правильно

10. Укажите мышцы, которые тянут язык вперед и вниз               

  а. подъязычно-язычная мышца        

  б. подбородочно-язычная мышца         

   в. верхняя продольная мышца                                        

  г. нижняя продольная мышца                                                                                              д. все правильно

11. В преддверии рта открывается проток околоушной слюнной железы на уровне:   

       а. 1-го верхнего большого коренного зуба

       б. 2-го нижнего большого коренного зуба

      в. 2-го верхнего большого коренного зуба

     г. 1-го нижнего большого коренного зуба

       д. все правильно

12.  К каким железам по характеру ветвления относится околоушная слюнная железа                      

      а. простая трубчатая   

      б. простая альвеолярная     

      в. сложная трубчатая   

     г. сложная альвеолярная      

     д. все правильно  

13. В каком месте ротовой полости открывается проток поднижнечелюстной

слюнной железы                          

а. уздечка языка  

б. уздечка нижней губы   

в. подъязычный сосочек      

     г. подъязычная складка     

 д. все правильно  

 

Эталон:

1.а,г; 2.в; 3.б; 4.а,г; 5.в; 6.в; 7.г; 8.в; 9.в,г; 10.б; 11.в; 12.г; 13. г.              

 

                                  

                                       Занятие № 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: