Дополнительные материалы – Инструкция для этнографов (см. в конце упражнения)

Процедура проведения.

Упражнение проводится в несколько этапов.

1. Из числа участников выберите трех-четырех членов группы, которые будут в этой игре выполнять роль «молодых (юнных) этнографов». Не заостряя на этом внимания, ведущий должен подобрать «этнографов», чтобы они различались по половому признаку (если группа большая – 2 мальчиков и 2 девочек). «Этнографы» выходят из кабинета. Там они получают инструкцию для этнографов и на ее основе готовят вопросы для группы (время на подготовку – 10 минут). Каждый «этнограф» готовит свой перечень вопросов самостоятельно.

Во время упражнения со-ведущий выходит из кабинета с «этнографами» и организует работу с ними, следя чтобы они не слышали происходящее в кабинете.

2. Пока посланники выполняют задание, дайте всей группе следующую инструкцию:

Сейчас нашу тренинговую группу искусственно разделили на 2 группы «они» и «мы». Ваша задача наблюдать как «они» будут относиться к «нам», оценивать «нас».

«Мы – карамбийцы, представители страны Карамбия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. У нас очень высокий уровень развития, высокий уровень цивилизации, прекрасное образование и высокий уровень культуры. У нас есть туристические летающие тарелки, на которых мы путешествуем. Мы пролетели над планетой Земля и долго летели над территорией, где говорят на непонятном для нас языке.

Мы запомнили два слова «да» и «нет». Других слов мы не знаем. «Да» они говорят, когда улыбаются, «нет» - если серьезные.

К нам сейчас придут этнографы, и мы узнаем этот язык, но мы можем использовать только два слова «да» и «нет». И вне зависимости от вопроса, отвечаем «да», если они улыбаются, «нет» - если они серьезные.

Когда мы летели над этой территорией, также заметили, что там многие по утрам зарядку не делают, пьют алкогольные напитки, курят, даже употребляют наркотики, словом, не следят за своим здоровьем, а значит и за чистотой генофода. Вернувшись с путешествия, мы сразу решили, если встретим представителей этой культуры. То будем предпринимать все меры, чтобы сохранить собственный генофонд в порядке. Поэтому мы не вступаем даже в общение с противоположным полом данной культуры. Т.е. мальчики не общаются с девочками, девочки с мальчиками. Желательно это продемонстрировать, демонстративно отвернуться.

Таким образом, 2 правила:

В нашем словаре всего два слова – «да» и «нет». «Да»- при улыбке, «нет»- когда они серьезные.

Мы игнорируем представителей противоположного пола при общении.

Ведущий должен убедиться в том, что участники усвоили правила. Желательно проиграть и проверить.

3. Начните игру, когда «этнографы» будут готовы. Приглашайте их в Карамбию по одному, так, чтобы они не знали, какие вопросы задают коллеги. Предложите этнографам «записывать» интервью с жителями на «диктофон» (можно дать им в руки телефон или небольшой блокнот), это подтолкнёт их к мысли общаться не со всеми сразу, но и с отдельными людьми, подходя и обращаясь к ним индивидуально. Ведущий должен контролировать процесс общения «этнографов и карамбийцев», активизируя или, наоборот, успокаивая участников. Не нужно затягивать визит «этнографов», один человек не должен находиться на планете более 5 мин. Провожая из Карамбии, напомните «этнографу», что он (а) должны подготовить доклад по итогам своей поездки на симпозиум, и приглашайте следующего «этнографа».

Симпозиум молодых (юнных) этнографов.

После окончания визита всех «этнографов», дайте им 1 мин. вне аудитории на подготовку доклада. В это время сообщите «карамбийцам», что они выходят из этой роли и становятся землянами, которые участвуют в симпозиуме. Затем пригласите «этнографов».

Здравствуйте, уважаемые участники симпозиума! Сегодня у нас необычная встреча, все мы с нетерпением ждем доклада наших коллег, которым посчастливилось побывать в неизведанной цивилизации Карамбия и пообщаться с жителями этой страны. Далее ведущий предоставляет по очереди «этнографам» слово для отчета о культуре Карамбии и ее жителях.

Обсуждение и анализ.

1. После того, как «этнографы»,  завершат свои отчеты, предложите группе ответить на вопросы:

Как вы себя чувствовали? Сначала я прошу «этнографов» описать свое состояние и объяснить поведение. (ответы участников).

А теперь, «карамбийцы» поделитесь своими наблюдениями и опишите свои чувства. (ответы участников).

Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали сходные чувства? ( Попросите желающих рассказать об этом. )

Выводы:Да,погружение в незнакомую обстановку, в другую культуру часто вызывает у человека страх, одиночество и неуверенность. Примерно так чувствует себя новичок в классе. Человек в незнакомой ситуации…

2. Этнографам рассказывают секреты «карамбийцев» об уровне цивилизации и правилах их жизни (см. инструкцию для «карамбийцев»). Затем снова обсуждение, вопросы:

Вспомните, как «этнографы» описали Карамбию? Больше положительного или отрицательного в их оценке? (ответы участников).

Как вы объясните возникавшие случаи непонимания? (ответы участников).

Вывод.

Какие же выводы мы можем сделать из упражнения «Карамбия»:

Представители разных культур часто объясняют одно и то же поведение по-разному.

Обычно человек использует для оценки другой культуры ценности, ожидания и способы поведения, выработанные в собственной культуре, и действует в соответствии с ними.

Человек, попадая в другую культуру, часто не имеет практически никакой информации о ней, тем не менее, видит ее особенности в негативном свете.

Люди склонны думать, что их язык лучше других, что его все должны понимать…и тот, кто говорит на их языке, умнее.

Погружение в другую культуру часто вызывает у человека страх, одиночество и неуверенность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: