Диагностика самооценки соответствия образа собственной личности и идеального образа психолога с помощью методики Личностного дифференциала

 

Тема задания. Ознакомление студентов с методикой  экспериментального изучения свойств личности, самосознания, межличностных отношений – Личностный дифференциал. Отработка использованияметодики с целью изучения степени соответствия имеющегося в настоящий момент образа собственной личности и идеального образа квалифицированного психолога.

 

 Введение.

      Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика представляет собой оригинальный вариант клас­сической техники семантического дифференциала Чарльза Осгуда (1957). Адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. В процессе создания методики из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора выделили 21 личностную черту, в наибольшей степени характеризующую полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы, активности. Шкалы ЛД заполняются испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности. Возможно также  варьирование предметов оценки (на­пример, "каким должен быть отец", "идеальный супруг", "моя жена думает, что я..." и т. д.) с последующим вычислением интервалов между идеальным и реальным, ожидаемым и существующим.

Методика общепризнанна как компактный и валидный инструмент изучения свойств личности, ее самосознания, а также межличностных отношений. Применяется вклинико-психологической, психодиагностической, социально-психологической практике.

 

Цели работы:       

1. Выявление самооценки степени соответствия имеющегося в настоящий момент образа собственной личности и идеального образа квалифицированного психолога (конкретизации представлений о направлениях саморазвития);

2. Ознакомление с процедурами применения методики личностного дифференциала (ЛД).

Оборудование: бланк содержащий  21полярную пару черт личности. Каждая из них при интерпретации соотносится с каким-либо базовым фактором (Оценки (О); Силы (С); Активности (А)).

 

Выполнение задания.

Бланк методики ЛД и ключ

Ф.И.О. _____________________ пол___________ возраст__________ 

  О + 1.  Обаятельный            3210123      – Непривлекательный С – 2.  Слабый                       3210123      + Сильный А + 3.  Разговорчивый         3210123      – Молчаливый О – 4.  Безответственный    3210123 + Добросовестный С + 5.  Упрямый                   3210123      – Уступчивый А – 6.  Замкнутый                3210123      + Открытый О + 7.  Добрый                     3210123      – Эгоистичный С – 8.  Зависимый                3210123      + Независимый А + 9.  Деятельный              3210123  – Пассивный О – 10.  Черствый                3210123      + Отзывчивый  С + 11. Решительный         3210123  – Нерешительный А – 12.  Вялый                     3210123  + Энергичный О + 13. Справедливый       3210123      – Несправедливый С – 14. Расслабленный        3210123      + Напряженный А + 15. Суетливый             3210123      – Спокойный О – 16.  Враждебный          3210123  + Дружелюбный С + 17.  Уверенный             3210123  – Неуверенный А – 18.  Нелюдимый           3210123  + Общительный О + 19.  Честный                 3210123      – Неискренний С – 20.  Несамостоятельный 3210123  + Самостоятельный А + 21.  Раздражительный     3210123  – Невозмутимый                                                                                                                                                                        

 

Инструкция испытуемому:

"На бланке приведены противоположные по смыслу пары слов, при помощи которых можно описать личностные особенности людей (реальных пли воображаемых). Между этими  словами, как Вы видите, на каждой строке размещены цифры. Чем ближе расположена цифра к тому или иному слову, тем большую выраженность имеет данное качество в оцениваемом человеке.

Ваша работа будет происходить в два этапа. На первом этапе Вам предстоит дать оценку степени выраженности качеств высокопрофессионального психолога. Для этого надо зачеркнуть крестиком соответствующие цифры. Помните только, что психолог вовсе не является идеальным человеком. Вы поступите неверно, если зачеркнете, к примеру, цифру "3" у каждого положительного качества.

Затем, на втором этапе, Вам предстоит оценить выраженность данных качеств у самого себя в настоящее время. Для этого надо обвести соответствующие цифры кружками. Пусть ваши оценки будут достоверными. Работайте..."

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: