Наука, религия и искусство в творчестве М. В. Ломоносова

Научные и литературные труды Ломоносова по сей день привлекают внимание ученых, работающих в разных областях знания. Из одиннадцати томов полного собр. соч. Ломоносова лишь один том включает его литературные произведения. Эта десятая доля написанного Ломоносовым рассматривается то в контексте истории литературы, то в контексте мифологии власти 18 века, то как воплощение научных открытий (совершенных самим Ломоносовым), то как размышления о Боге, Природе и Человеке.

Пересмотр отношения к науке в России начинается в эпоху правления Петра Первого. При Петре начинается импорт научного знания, неотделимый от импорта западной культуры. Ломоносов всю жизнь остаётся верным приверженцем и пропагандистом дела Петра и продолжает культурную борьбу Петра, которая не прекратилась со смертью царя. В своих произведениях он воспевает науку и обрушивается на её врагов. При этом Ломоносов прекрасно отдавал себе отчет в том, что для христианина с его традиционными верованиями встреча с наукой Нового времени была болезненной и чреватой внутренними конфликтами. Именно поэтому всю свою жизнь Ломоносов обращался к размышлениям о возможности примирения научного миропонимания с верой. В этом он идёт дальше петровской традиции. Ломоносов хорошо представлял себе духовную ситуацию своих соотечественников: в отличие от Петра, который, невзирая на препятствия, стремился насадить в сознании своих подданных новую картину мира с помощью указов и карательных мер, Ломоносов ищет тот путь, которое соединит старое с новым и облегчит воспитанному православной традицией русскому человеку переход в Новое время. В своих устремлениях Ломоносов опирается на так называемую «физико-теологическую» доктрину, развитую ранним Просвещением. Зародившись в Англии, физико-теологическое учение широко распространилось по всей Европе, особенно в Германии, благодаря школьной философии Лейбница-Вольфа. В послепетровской России следы вляния этого учения заметны не только у Ломоносова, но и у Тредиаковского в его «Феоптии» (1750-1754), а позднее у Державина в оде «Бог». В основе физико-теологической доктрины лежит мысль о том, что, обратившись к научному изучению природы и исследованию её законов, человек способен особенно глубоко постичь мудрость Творца; с этой точки зрения, по знаменитой формулировке Хр. Вольфа, учителя Ломоносова по Марбургскому университету, природа предстаёт «зеркалом божественного совершенства». 

В посвященной ему научной литературе Ломоносов нередко предстаёт деистом, причем деизм может подаваться как стыдливая форма перехода к атеизму. По мнению И. Клейна, нет никаких оснований говорить о деизме Ломоносова, о том, что он разделял деистические представления о Боге-творце, устранившемся от непосредственного участия в упорядоченной им жизни тварного мира. Мысль о том, что порядок селенной разумен, а в его основе лежат законы природы, ещё не делает Ломоносова деистом. Столь же неосновательным, по мнению И. Клейна, является утверждение о ломоносовском пантеизме, о том, что Бог-творец для него – олицетворение природы. Главная цель Ломоносова – защитить науку от нападок церкви и повысить её социальный статус, окружив научное знание ореолом религиозной святости.

Ломоносов создает в России новый тип религиозности: на место традиционного благочестия, устремленного в мир иной, возникает новое, укорененное в здешнем бытии, мирское благочестие, основа которого – благоговейный и одновременно исследовательский взгляд на сотворенную Богом природу. В «Прибавлении» к своей статье о солнечном затмении 1761 года Ломоносов вновь защищает предложенную Коперником картину мира и критикует тех ревнителей церкви, которые противопоставляют Писание знанию, добытому современной наукой. Правда и вера для Ломоносова – родные сестры, дочери одного всевышнего родителя. Противоречия между Писанием и наукой легко устранимы, если понимать сказанное в Библии не буквально, а в глубинном смысле, то есть обращаясь к метафорико-аллегорическому способу толкования священных книг. Чтобы наглядно представить равнозначность научного познания и религии, Ломоносов прибегает к образу «книги природы», ключевой метафоре в истории европейского духа, восходящей к латинскому средневековью. Бог даровал людям две книги. Одна из них – Святое Писание, где Бог раскрыл свою волю. Другая – видимый мир, созданный для того, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность этого мира, признал божественное всемогущество. Толкование Библии – удел церковных учителей; книга природы толкуется физиками, математиками, астрономами и т. д. Церковь, по Ломоносову, должна утратить свою традиционную монополию на истолкование мироздания.   

 

«Утреннее размышление о Божием величестве» (1743)

 

Вопросы:

1. Какое природное явление является поводом к написанию этого стихотворения?

2. Как соотносятся в стихотворении прекрасное светило, Бог и человеческая мысль?

3. Какие научные гипотезы высказана в этом стихотворении?

 

«Вечернее размышление о Божием величестве» (1743)

 

Вопросы:

1. Какое природное явление является поводом к написанию этого стихотворения?

2. Как ощущает себя лирический субъект наедине со звездной бездной?

3. Объясните, что значит «множество светов» и «несчетных солнцев»? Как объяснить употребление существительных (свет, солнце) во множественном числе?

4. С помощью какого художественного приема описывается северное сияние?

5. Чем объяснить парадоксальность этого описания?

6. Какие научные гипотезы высказаны в этом стихотворении?

7. Дает ли наука ответы на вопросы, которые задает природа?

8. Каковы границы научного познания?

9. Как мысль лирического субъекта приходит к идее величия Бога?

10. Примиряет ли Ломоносов науку и религию?

 

Ломоносов вписывает Землю в модель мира и задает особый – вселенский – масштаб, согласуясь с которым Земля предстает всего лишь точкой в бесконечности космоса. Это непривычный для земного наблюдателя мысленный взгляд из космоса на землю явлен во многих научных поэмах (земли в этом случае традиционно представляется как точка).

Появление образа Иисуса Христа в художественной картине мира Ломоносова – случай исключительный. Важнейшим и самым частотным библейским персонажем, стоящем во главе образной иерархии Ломоносовской одической поэзии, является Бог. Одический бог предстает в нескольких ипостасях: Он – творец Вселенной; Он – неусыпный наблюдатель земных дел и справедливый вершитель судеб государств и народов; Он – податель благ, защитник России; Он – гневный карающий Бог по отношению к ее врагам.

Здесь предложена оригинальная концепция христианства, которую можно было бы назвать космической. В общих чертах Ломоносов соответствует церковному учению: Божий Сын добровольной жертвой спасает грешное человечество. Однако сюжет о появлении Спасителя в мире людей вписан во вселенский масштаб, заданный предыдущими стихами о множестве миров. Согласно новой – космической – проекции появляются и новые смыслы: Бог-Демиург, сотворивший множество миров, необычайно милостив к обитетелям земли, ведь из всего множества светов Он почтил своим вниманием малой шар.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: