Отметить отношение ребенка к конечному результату: он недоволен,
равнодушен или любуется, бережно относится, вслух комментирует,
обыгрывает; пытается ли привлечь внимание других людей к своей работе;
предназначает, дарит кому-то рисунок, собирается взять домой или
использовать в детском саду в другой деятельности.
Отметить качество рисунка (поделки): выразительность, оригинальность,
грамотность исполнения.
Исходя из текущего анализа процесса изображения, спроектировать и
реализовать содержание разговора с ребенком по поводу его рисунка.
Примерные вопросы к ребенку по поводу его рисунка:
Нравится ли тебе твой рисунок? Что тебе нравится в нем?
Удалось ли тебе нарисовать все, что ты хотел?
Что не получилось? Почему? Что (как) надо было сделать?
Как ты думаешь, понравится твой рисунок ребятам (маме, бабушке,
воспитателю)?
Подобный разговор с ребенком позволит в какой то степени определить уровень самооценки и притязаний ребенка, отношение к деятельности, к окружающим людям, осознание своего положения в сообществе детей и взрослых.
|
|
Важно отметить, объективна ли самооценка ребенка (соответствует ли его результату); отмечает ли он только достоинства или видит и недостатки; аргументирует ли свое мнение; детальна ли оценка ребенка или носит общий характер.
В конце беседы нужно сделать общие педагогические выводы.
Задание 8. Определение уровня сформированности технических умений в рисовании у 2-3 детей
С помощью воспитателя выберите 2-3 детей, проявляющих интерес к рисованию. Подготовьте необходимое оборудование для рисования. Предложите знакомую им тему для рисования, выбранную с воспитателем. Не объясняйте и не показывайте приёмы рисования, не вмешивайтесь в процесс создания рисунка. Проанализируйте процесс создания изображения (наблюдая за ребёнком) и результат изображения (рисунок), используя предложенные показатели. Адаптируя предложенные показатели, ориентируйтесь на программные требования своей возрастной группы. Занесите данные в диагностический лист. Сделайте обоснованные выводы на основе проведённого анализа технических умений.
Анализ выполняйте по следующим показателям
Показатели
| Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития | ||||||||||||
высокий уровень 2 балла | средний уровень 1 балл | низкий уровень 0 баллов | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||
1. Технические навыки и умения владения различными изобразительными материалами | Умеет правильно держать кисть, карандаш, пользоваться акварельными красками и гуашью. Сознательно применяет выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и характер линий)
| Не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется красками. Слабо владеет графичностью карандашного рисунка (тонировка, штрих, напряженность и характер линий) | Не умеет держать правильно карандаш и кисть, пользоваться красками. Не владеет графичностью карандашного рисунка (графические приемы использует несознательно)
| ||||||||||
1.1. Умение пользоваться карандашом | Регулирует нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков | Не всегда может регулировать нажим и направление штриховки при использовании карандаша | Использует карандаш без регулирования нажима и направления штриховки | ||||||||||
1.2. Умение пользоваться кисточкой и красками | Регулирует силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Владеет техникой работы с художественными материалами. Умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; умеет размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавлять белила | Умеет использовать кисть при передаче изображения. Правильная техника работы предлагаемыми художественными материалами для получения оттенков цвета применяется не всегда. Закрашивает изображения с просветами, недостаточно аккуратно | Владеет элементарными навыками использования кисти. Не владеет техникой работы предлагаемыми художественными материалами для получения оттенков цвета | ||||||||||
1.3. Владение нетрадиционными техниками рисования | По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа | НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога | НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа | ||||||||||
2. Владение формообразующими движениями | Умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии легкие. Использует мелкие штрихи, различные сочетания линии | Не всегда верно рисует горизонтальные, вертикальные линии, круг. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура. Линия дрожащая, слабая, прерывистая. Часто обращается за помощью взрослого | Закрашивает беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура. Не регулирует силу нажима. Линии грубые, жесткие. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику |