Социальная компетентность — это совокупность духовно-

Нравственных ценностей и установок личности, а также знание

Проблем социальных отношений и умение делать свой социальный

Выбор.

 

1 Басова В.М. Формирование социальной компетентности сельских школь-

ников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педаго-

гических наук. — Ярославль, 2004. — С. 16.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

3. Формирование социальной компетентности молодежи


 

 

91


 

 

Социальная компетентность заключается и в том, что человек,

реализуя множество социальных ролей, выступает как участник

политических процессов, он должен владеть элементарными

политическими знаниями; являясь субъектом права и объектом

правового воздействия, он должен иметь правовые знания; явля-

ясь членом семьи, он должен знать, как живет семья.

Когда мы пытались организовать игру с воспитанниками дет-

ских домов, то предложили им показать, как они встретят в семье

пришедших к ним из другой семьи гостей. И все они сыграли

фрагменты того, что они видели на телеэкране, и прежде всего

это были бразильские и мексиканские сериалы. Это показывает,

что в данном случае наблюдается дефицит социальной компетен-

тности у этих детей.

Задача формирования социальной компетентности предпо-

лагает приобретение знаний о социальной действительности,

о способах решения социальных проблем, об эталонах взаимо-

действия с людьми.

В качестве основных направлений решения этой задачи можно

выделить следующие:

 формирование у молодых людей базовых правовых, полити-

ческих, психологических и других знаний, необходимых для

реализации себя как члена общества и гражданина страны;

 знакомство с возможными вариантами социального выбора;

 формирование прогностической готовности к оценке воз-

можных последствий своего социального поведения.

Функциями, которые обеспечивают решение данной задачи,

будут следующие:

функция актуализации социальных проблем — комплекс педаго-

гических действий, направленных на формирование потребности

в понимании смысла возникающих проблем на основе анализа

противоречий в отношениях между людьми и поиска решения

этих проблем;

когнитивная функция — усвоение молодыми людьми доста-

точной информации для принятия решений в процессе своих

отношений с людьми;

проективная функция — разработка проектов решения той или

иной социальной проблемы в зависимости от ценностных ори-

ентаций и экзистенциального выбора каждого человека.

Человек, попадая в различные жизненные си туации, проявляет

уже накопленный уровень социальной компетентности и осва-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

92


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

ивает новый. Осваивая азбуку социальных отношений, человек

проходит несколько стадий.

Первая стадия — репродуктивная: воспроизведение комплекса

освоенных духовно-нравственных ценностей, образцов взаимо-

действия с людьми.

Вторая стадия — адаптивная: мобилизация имеющегося гу-

манитарного опыта в возникшей ситуации — субъективизация

в ситуации.

Третья стадия — корректирующая: освоение цен ностных норм

разрешения ситуации, выработка стратегии поведения.

Четвертая стадия — деятельностная: закрепление ценностных

норм, возникших при раз решении ситуации, попытка влияния

на разрешение ситуации.

Этот процесс носит цикличный характер и детерминирован

индивидуальностью подростка и сложившимся у него на данный

момент уровнем социального опыта.

Процесс развития человека протекает в многообразии взаимо-

действия внутреннего пространства человека с пространствами

окружающего мира, когда «Я» через собственную деятельность

входит в соответствующее пространство внешнего мира: чело-

век наблюдает за природой, слушает музыку, постигает историю

и культуру предков, учится, работает на земле и т.д.

Психологической основой механизма формирования соци-

альной компетентности является удовлетворение потребностей

личности в самопознании, самоутверждении, самовыражении,

безопасности, самореализации, в процессе которой происходит

«присвоение» личностью социального опыта.

Можно предложить различные классификации социальных

проблем, готовность к решению которых должна формироваться

у молодого человека.

Наиболее приемлема классификация, основанная на разделе-

нии социальных проблем на три группы: социально-политичес-

кие, социально-экономические и духовно-нравственные. Каждая

из этих групп содержит множество вариантов поведения молодого

человека в различных ситуациях.

Цель формирования социально-политической компетентнос-

ти — подготовка молодых людей к ответственной и осмысленной

жизни в демократическом государстве, формирование у учащихся

граждански значимых качеств и готовности к их активному про-

явлению в различных сферах жизни государства.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

3. Формирование социальной компетентности молодежи


 

 

93


 

 

Круг формируемых социально-политических знаний достаточно

широк. Он включает в себя знания о политическом устройстве

страны и мира, политических и гражданских правах молодежи,

знания о государственной молодежной политике, понимание

возможностей участия молодых людей в общественно-поли-

тической жизни, знания о гражданском долге и гражданской

ответственности и т.п.

Молодой человек должен не только определить свои полити-

ческие позиции, но и попробовать силы в роли лидера, оценить

свою роль избирателя и проявить ответственное отношение к ней,

понять смысл участия органов представительской власти, роль

законов и сформировать у себя готовность к их неукоснительному

исполнению.

Воспитание культуры демократических отношений выступает

в качестве важной педагогической задачи. Ее суть — в способнос-

ти молодого человека вступать в разнообразные связи на основе

норм и ценностей, отражающих уровень развития общественных

отношений. Основными направлениями педагогической работы,

обеспечивающей решение этой задачи, являются:

 формирование политической грамотности, выражающейся

в наличии у учащихся знаний истории, различных поли-

тических учений, политологии и умении ориентироваться

в системе политических взглядов и отношений;

 стимулирование политических действий молодежи в структуре

молодежного самоуправления и молодежных организаций;

 создание условий для подготовки к участию в политической

деятельности.

Социально-политическая компетентность формируется как

в процессе обучения в образовательных учреждениях, так и на

основе специально спланированной организаторами работы

с молодежью деятельности.

Целесообразно использовать формы диалогового сотрудничес-

тва, которые включают:

✓ разработку собственных проектов, также отражающих соци-

ально-политические противоречия в развитии современного

мира, при этом проявится авторская позиция личности;

✓ деловые игры и дискуссии, отражающие социально-по-

литические противоречия в развитии современного мира,

в ходе разрешения которых молодые люди будут учиться

конструктивному разрешению жизненных проблем;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

94


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 

✓ имитацию различных социальных ролей: гражданина, из-

бирателя и др.

В начале 90-х годов прошлого века была создана Ассоциация

школ демократической культуры, которая объединила реги-

ональные школы демократической культуры молодежи. Для

координации работы этих школ был создан центр, который

функционировал на базе Института молодежи в Москве. Здесь

обучались наиболее способные слушатели низовых школ по за-

очно-сессионной форме в течение года. Центр демократической

культуры интегрировал и координировал научно-исследова-

тельскую, учебно-методическую и практическую деятельность,

проводимую региональными стpуктуpами Ассоциации.

Целью формирования социально-экономической компетент-

ности у молодых людей является формирование их готовности

к экономическим отношениям в производственной, бытовой

сферах, развитие способностей для занятий бизнесом.

Круг социально-экономических знаний включает информацию

о профессиональных возможностях, а также освоение различных

ролей в системе рыночных отношений (предприниматель, акци-

онер, организатор, рядовой участник производства и т.п.). При-

оритетной задачей в формировании социально-экономической

компетентности является овладение молодым человеком опре-

деленным способом поведения в реализации своих притязаний

на право занять более значимое для него место в обществе, т.е.

стать конкурентоспособной личностью.

Основными направлениями педагогической работы по форми-

рованию социально-экономической компетентности являются:

 овладение молодыми людьми специальными социальными

знаниями (экономическими, юридическими, психологичес-

кими);

 включение молодых людей в решение социальных про-

блем;

 стимулирование социального самотестирования и самоана-

лиза собственных потенциалов.

Профессиональное самоопределение является результатом

определенного этапа формирования социально-экономической

компетентности и предполагает вхождение человека в опреде-

ленную сферу трудовой деятельности на основе собственного

волеизъявления. Важнейшим средством профессионального

самоопределения молодежи является профессиональная ориен-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

3. Формирование социальной компетентности молодежи


 

 

95


 

 

тация, т.е. целенаправленная работа, предполагающая оказание

помощи молодым людям в сознательном выборе профессии

в соответствии с их способностями и интересами.

Духовно-нравственный компонент социальной грамотности

предполагает формирование нравственной позиции во взаимо-

действии с людьми, определение своего отношения к религии,

пробу сил в гуманистических поступках, определение своих воз-

можностей в эстетической деятельности. Основным регулятором

этих отношений является нравственность молодого человека, те

моральные нормы, которые интериоризированы и определяют

его поведение в различных ситуациях.

К задачам формирования нравственной компетентности не-

обходимо отнести:

 обогащение эмоционального мира молодых людей нравст-

венными переживаниями и формирование нравственных

чувств;

 вооружение молодежи знаниями о морали, раскрытие ее сущ-

ности, социальной и психологической целесообразности мо-

ральных норм; формирование культуры общения, внешности

и быта, навыков и привычек нравственного поведения;

 систематическое накопление и обогащение опыта нравст-

венного поведения молодых людей путем организации их

практической деятельности, взаимоотношений в коллективе,

отношений с учителями и родителями;

 организацию нравственного самовоспитания детей.

Формирование нравственной компетентности подразумевает

включение следующих компонентов:

✓ целенаправленную работу по нравственному просвещению

(уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные кон-

сультации и т.п.);

✓ актуализацию всех источников нравственного опыта моло-

дых людей (учебная деятельность, общественно полезная

деятельность, отношения между молодыми людьми в раз-

личных объединениях и группах);

✓ включение нравственных критериев в оценку всех без

исключения видов деятельности и проявлений личности

молодых людей;

✓ оптимальное соотношение форм практической деятельности

и нравственного просвещения на разных этапах с учетом

гендерных различий.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

96


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью

4. Формирование у молодежи готовности

к социальному самоопределению

1. Что такое готовность к социальному самоопределению?

2. Каковы направления реализации этой задачи?

3. Какие функции реализуются в этом процессе?

4. Каковы уровни сформированности готовности к социаль-

ному самоопределению?


 

Жизнь – это Путь. В нем множество поворотов, за которыми

начинаются новые дороги. Каждый поворот – встреча. Молодой

человек должен выбрать ту дорогу, которая предназначена ему, за

которой новая дорога и его судьба. Он ищет эту дорогу и не всегда

выходит на нее. А иногда за поворотом обрыв и конец благополу-

чию. Куда повернуть, по какой дороге идти? Кто может помочь

выбрать единственно правильную дорогу? Это главная проблема

молодости. Хорошо, когда рядом окажется человек, который

научит юношу или девушку азам отношений с людьми, поможет

сделать правильный выбор, преодолеть трудности. И будет это

делать не за них, а вместе с ними, опираясь на их собственные

силы, знания и интересы.

В общеязыковом значении «самоопределение» отождествляется

с понятием «самоопределиться – определить свое место в жизни».

Академический словарь русского языка расшифровывает понятие

«самоопределение» как производное от глагола «самоопределять-

ся» со значением «осознать себя, свои общественные интересы,

определить свое собственное существование, свое место в жизни,

обществе, начать существовать самостоятельно».

Такое понимание самоопределения предполагает, что личность

в этом процессе выступает как активный субъект деятельности,

осознавший ее необходимость и свои возможности. Его психо-

логическая сторона: нужно — хочу — могу.

Термин «самоопределение» употребляется для характеристики

осмысленной и целенаправленной деятельности человека, при-

водящей, в конечном счете, к достижению поставленной цели.

Сама же цель выступает в момент ее постановки как возможность

достижения или реализации чего-то и в то же время как отражение

динамического состояния человеческой жизни и направленности

его деятельности. Из сказанного следует, что вся жизнь человека мо-

жет быть рассмотрена как самоопределение, так как человек в силу

своего характера не может долго находиться в состоянии покоя.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

4. Формирование у молодежи готовности к социальному

самоопределению


 

 

97


 

С позиций русской социально-философской мысли сущность

самоопределения – в движении, в постоянном преобразовании

себя.

Сущность экзистенциального подхода к социальному самооп-

ределению выявляется целью, которую ставит перед собой педа-

гогика. Это может быть цель формирования человека, умеющего

оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои

потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности.

Ключевой фактор достижения данной цели исходит из опреде-

ленного понимания человеком смысла своего существования.

Решению изложенных проблем посвящены работы в области

экзистенциальной педагогики, интерес к которой возник в 90-х

годах прошлого века.

Под социальным самоопределением мы понимаем выбор

личностью социальной роли и социальной позиции в системе

социальных отношений на основе осмысления собственных

жизненных целей, предполагающий включение личности в эту

систему социальных отношений.

Таким образом, самоопределение – это выбор намеченного

пути и процесс, характеризующийся отношением человека к ре-

алиям его бытия.

Процесс самоопределения характеризуется диалектическим

единством стремления к интеграции, включения в социальную

общность и стремления к индивидуальности, выделению из об-

щности в качестве самоценного индивида.

Учитывая, что эта задача социально-педагогической деятель-

ности предполагает осмысление человеком своего социального

выбора и социальной позиции, она может быть реализована

в следующих направлениях:

 формирование рефлексивной позиции к своему участию

в системе социальных отношений и адекватной оценке реа-

лизации комплекса социальных ролей;

 освоение ценностных норм разрешения ситуации, выработка

стратегии поведения;

 освоение образцов действий, которые позволяют отно-

сительно самостоятельно решать проблемы свои и своих

партнеров, принимать разумные решения о взаимодействии

с социумом.

От каких же действий зависит решение указанной задачи? Эти

действия отражены в комплексе функций:


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

98


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


 


































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: