Нравственных ценностей и установок личности, а также знание
Проблем социальных отношений и умение делать свой социальный
Выбор.
1 Басова В.М. Формирование социальной компетентности сельских школь-
ников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педаго-
гических наук. — Ярославль, 2004. — С. 16.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
3. Формирование социальной компетентности молодежи
91
Социальная компетентность заключается и в том, что человек,
реализуя множество социальных ролей, выступает как участник
политических процессов, он должен владеть элементарными
политическими знаниями; являясь субъектом права и объектом
правового воздействия, он должен иметь правовые знания; явля-
ясь членом семьи, он должен знать, как живет семья.
Когда мы пытались организовать игру с воспитанниками дет-
ских домов, то предложили им показать, как они встретят в семье
пришедших к ним из другой семьи гостей. И все они сыграли
|
|
фрагменты того, что они видели на телеэкране, и прежде всего
это были бразильские и мексиканские сериалы. Это показывает,
что в данном случае наблюдается дефицит социальной компетен-
тности у этих детей.
Задача формирования социальной компетентности предпо-
лагает приобретение знаний о социальной действительности,
о способах решения социальных проблем, об эталонах взаимо-
действия с людьми.
В качестве основных направлений решения этой задачи можно
выделить следующие:
формирование у молодых людей базовых правовых, полити-
ческих, психологических и других знаний, необходимых для
реализации себя как члена общества и гражданина страны;
знакомство с возможными вариантами социального выбора;
формирование прогностической готовности к оценке воз-
можных последствий своего социального поведения.
Функциями, которые обеспечивают решение данной задачи,
будут следующие:
функция актуализации социальных проблем — комплекс педаго-
гических действий, направленных на формирование потребности
в понимании смысла возникающих проблем на основе анализа
противоречий в отношениях между людьми и поиска решения
этих проблем;
когнитивная функция — усвоение молодыми людьми доста-
точной информации для принятия решений в процессе своих
отношений с людьми;
проективная функция — разработка проектов решения той или
иной социальной проблемы в зависимости от ценностных ори-
ентаций и экзистенциального выбора каждого человека.
Человек, попадая в различные жизненные си туации, проявляет
|
|
уже накопленный уровень социальной компетентности и осва-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
92
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
ивает новый. Осваивая азбуку социальных отношений, человек
проходит несколько стадий.
Первая стадия — репродуктивная: воспроизведение комплекса
освоенных духовно-нравственных ценностей, образцов взаимо-
действия с людьми.
Вторая стадия — адаптивная: мобилизация имеющегося гу-
манитарного опыта в возникшей ситуации — субъективизация
в ситуации.
Третья стадия — корректирующая: освоение цен ностных норм
разрешения ситуации, выработка стратегии поведения.
Четвертая стадия — деятельностная: закрепление ценностных
норм, возникших при раз решении ситуации, попытка влияния
на разрешение ситуации.
Этот процесс носит цикличный характер и детерминирован
индивидуальностью подростка и сложившимся у него на данный
момент уровнем социального опыта.
Процесс развития человека протекает в многообразии взаимо-
действия внутреннего пространства человека с пространствами
окружающего мира, когда «Я» через собственную деятельность
входит в соответствующее пространство внешнего мира: чело-
век наблюдает за природой, слушает музыку, постигает историю
и культуру предков, учится, работает на земле и т.д.
Психологической основой механизма формирования соци-
альной компетентности является удовлетворение потребностей
личности в самопознании, самоутверждении, самовыражении,
безопасности, самореализации, в процессе которой происходит
«присвоение» личностью социального опыта.
Можно предложить различные классификации социальных
проблем, готовность к решению которых должна формироваться
у молодого человека.
Наиболее приемлема классификация, основанная на разделе-
нии социальных проблем на три группы: социально-политичес-
кие, социально-экономические и духовно-нравственные. Каждая
из этих групп содержит множество вариантов поведения молодого
человека в различных ситуациях.
Цель формирования социально-политической компетентнос-
ти — подготовка молодых людей к ответственной и осмысленной
жизни в демократическом государстве, формирование у учащихся
граждански значимых качеств и готовности к их активному про-
явлению в различных сферах жизни государства.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
3. Формирование социальной компетентности молодежи
93
Круг формируемых социально-политических знаний достаточно
широк. Он включает в себя знания о политическом устройстве
страны и мира, политических и гражданских правах молодежи,
знания о государственной молодежной политике, понимание
возможностей участия молодых людей в общественно-поли-
тической жизни, знания о гражданском долге и гражданской
ответственности и т.п.
Молодой человек должен не только определить свои полити-
ческие позиции, но и попробовать силы в роли лидера, оценить
свою роль избирателя и проявить ответственное отношение к ней,
понять смысл участия органов представительской власти, роль
законов и сформировать у себя готовность к их неукоснительному
исполнению.
Воспитание культуры демократических отношений выступает
в качестве важной педагогической задачи. Ее суть — в способнос-
ти молодого человека вступать в разнообразные связи на основе
норм и ценностей, отражающих уровень развития общественных
отношений. Основными направлениями педагогической работы,
обеспечивающей решение этой задачи, являются:
формирование политической грамотности, выражающейся
в наличии у учащихся знаний истории, различных поли-
|
|
тических учений, политологии и умении ориентироваться
в системе политических взглядов и отношений;
стимулирование политических действий молодежи в структуре
молодежного самоуправления и молодежных организаций;
создание условий для подготовки к участию в политической
деятельности.
Социально-политическая компетентность формируется как
в процессе обучения в образовательных учреждениях, так и на
основе специально спланированной организаторами работы
с молодежью деятельности.
Целесообразно использовать формы диалогового сотрудничес-
тва, которые включают:
✓ разработку собственных проектов, также отражающих соци-
ально-политические противоречия в развитии современного
мира, при этом проявится авторская позиция личности;
✓ деловые игры и дискуссии, отражающие социально-по-
литические противоречия в развитии современного мира,
в ходе разрешения которых молодые люди будут учиться
конструктивному разрешению жизненных проблем;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
94
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
✓ имитацию различных социальных ролей: гражданина, из-
бирателя и др.
В начале 90-х годов прошлого века была создана Ассоциация
школ демократической культуры, которая объединила реги-
ональные школы демократической культуры молодежи. Для
координации работы этих школ был создан центр, который
функционировал на базе Института молодежи в Москве. Здесь
обучались наиболее способные слушатели низовых школ по за-
очно-сессионной форме в течение года. Центр демократической
культуры интегрировал и координировал научно-исследова-
тельскую, учебно-методическую и практическую деятельность,
проводимую региональными стpуктуpами Ассоциации.
Целью формирования социально-экономической компетент-
ности у молодых людей является формирование их готовности
к экономическим отношениям в производственной, бытовой
|
|
сферах, развитие способностей для занятий бизнесом.
Круг социально-экономических знаний включает информацию
о профессиональных возможностях, а также освоение различных
ролей в системе рыночных отношений (предприниматель, акци-
онер, организатор, рядовой участник производства и т.п.). При-
оритетной задачей в формировании социально-экономической
компетентности является овладение молодым человеком опре-
деленным способом поведения в реализации своих притязаний
на право занять более значимое для него место в обществе, т.е.
стать конкурентоспособной личностью.
Основными направлениями педагогической работы по форми-
рованию социально-экономической компетентности являются:
овладение молодыми людьми специальными социальными
знаниями (экономическими, юридическими, психологичес-
кими);
включение молодых людей в решение социальных про-
блем;
стимулирование социального самотестирования и самоана-
лиза собственных потенциалов.
Профессиональное самоопределение является результатом
определенного этапа формирования социально-экономической
компетентности и предполагает вхождение человека в опреде-
ленную сферу трудовой деятельности на основе собственного
волеизъявления. Важнейшим средством профессионального
самоопределения молодежи является профессиональная ориен-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
3. Формирование социальной компетентности молодежи
95
тация, т.е. целенаправленная работа, предполагающая оказание
помощи молодым людям в сознательном выборе профессии
в соответствии с их способностями и интересами.
Духовно-нравственный компонент социальной грамотности
предполагает формирование нравственной позиции во взаимо-
действии с людьми, определение своего отношения к религии,
пробу сил в гуманистических поступках, определение своих воз-
можностей в эстетической деятельности. Основным регулятором
этих отношений является нравственность молодого человека, те
моральные нормы, которые интериоризированы и определяют
его поведение в различных ситуациях.
К задачам формирования нравственной компетентности не-
обходимо отнести:
обогащение эмоционального мира молодых людей нравст-
венными переживаниями и формирование нравственных
чувств;
вооружение молодежи знаниями о морали, раскрытие ее сущ-
ности, социальной и психологической целесообразности мо-
ральных норм; формирование культуры общения, внешности
и быта, навыков и привычек нравственного поведения;
систематическое накопление и обогащение опыта нравст-
венного поведения молодых людей путем организации их
практической деятельности, взаимоотношений в коллективе,
отношений с учителями и родителями;
организацию нравственного самовоспитания детей.
Формирование нравственной компетентности подразумевает
включение следующих компонентов:
✓ целенаправленную работу по нравственному просвещению
(уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные кон-
сультации и т.п.);
✓ актуализацию всех источников нравственного опыта моло-
дых людей (учебная деятельность, общественно полезная
деятельность, отношения между молодыми людьми в раз-
личных объединениях и группах);
✓ включение нравственных критериев в оценку всех без
исключения видов деятельности и проявлений личности
молодых людей;
✓ оптимальное соотношение форм практической деятельности
и нравственного просвещения на разных этапах с учетом
гендерных различий.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
96
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью
4. Формирование у молодежи готовности
к социальному самоопределению
1. Что такое готовность к социальному самоопределению?
2. Каковы направления реализации этой задачи?
3. Какие функции реализуются в этом процессе?
4. Каковы уровни сформированности готовности к социаль-
ному самоопределению?
Жизнь – это Путь. В нем множество поворотов, за которыми
начинаются новые дороги. Каждый поворот – встреча. Молодой
человек должен выбрать ту дорогу, которая предназначена ему, за
которой новая дорога и его судьба. Он ищет эту дорогу и не всегда
выходит на нее. А иногда за поворотом обрыв и конец благополу-
чию. Куда повернуть, по какой дороге идти? Кто может помочь
выбрать единственно правильную дорогу? Это главная проблема
молодости. Хорошо, когда рядом окажется человек, который
научит юношу или девушку азам отношений с людьми, поможет
сделать правильный выбор, преодолеть трудности. И будет это
делать не за них, а вместе с ними, опираясь на их собственные
силы, знания и интересы.
В общеязыковом значении «самоопределение» отождествляется
с понятием «самоопределиться – определить свое место в жизни».
Академический словарь русского языка расшифровывает понятие
«самоопределение» как производное от глагола «самоопределять-
ся» со значением «осознать себя, свои общественные интересы,
определить свое собственное существование, свое место в жизни,
обществе, начать существовать самостоятельно».
Такое понимание самоопределения предполагает, что личность
в этом процессе выступает как активный субъект деятельности,
осознавший ее необходимость и свои возможности. Его психо-
логическая сторона: нужно — хочу — могу.
Термин «самоопределение» употребляется для характеристики
осмысленной и целенаправленной деятельности человека, при-
водящей, в конечном счете, к достижению поставленной цели.
Сама же цель выступает в момент ее постановки как возможность
достижения или реализации чего-то и в то же время как отражение
динамического состояния человеческой жизни и направленности
его деятельности. Из сказанного следует, что вся жизнь человека мо-
жет быть рассмотрена как самоопределение, так как человек в силу
своего характера не может долго находиться в состоянии покоя.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
4. Формирование у молодежи готовности к социальному
самоопределению
97
С позиций русской социально-философской мысли сущность
самоопределения – в движении, в постоянном преобразовании
себя.
Сущность экзистенциального подхода к социальному самооп-
ределению выявляется целью, которую ставит перед собой педа-
гогика. Это может быть цель формирования человека, умеющего
оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои
потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности.
Ключевой фактор достижения данной цели исходит из опреде-
ленного понимания человеком смысла своего существования.
Решению изложенных проблем посвящены работы в области
экзистенциальной педагогики, интерес к которой возник в 90-х
годах прошлого века.
Под социальным самоопределением мы понимаем выбор
личностью социальной роли и социальной позиции в системе
социальных отношений на основе осмысления собственных
жизненных целей, предполагающий включение личности в эту
систему социальных отношений.
Таким образом, самоопределение – это выбор намеченного
пути и процесс, характеризующийся отношением человека к ре-
алиям его бытия.
Процесс самоопределения характеризуется диалектическим
единством стремления к интеграции, включения в социальную
общность и стремления к индивидуальности, выделению из об-
щности в качестве самоценного индивида.
Учитывая, что эта задача социально-педагогической деятель-
ности предполагает осмысление человеком своего социального
выбора и социальной позиции, она может быть реализована
в следующих направлениях:
формирование рефлексивной позиции к своему участию
в системе социальных отношений и адекватной оценке реа-
лизации комплекса социальных ролей;
освоение ценностных норм разрешения ситуации, выработка
стратегии поведения;
освоение образцов действий, которые позволяют отно-
сительно самостоятельно решать проблемы свои и своих
партнеров, принимать разумные решения о взаимодействии
с социумом.
От каких же действий зависит решение указанной задачи? Эти
действия отражены в комплексе функций:
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
98
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность
специалиста по работе с молодежью