Нанным личностным действиям, направленным на достижение
Гуманистических отношений между людьми и группами людей, име-
Ющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации,
Стереотипы поведения.
Толерантность – интегрированное качество. Если оно сфор-
мировано, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по
отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что
человек может быть толерантным в отношениях с близкими, зна-
комыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям
другой веры или национальности. В связи с этим можно говорить
о межличностной, социальной, национальной толерантности
и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется
по отношению к конкретному человеку; социальная – к кон-
кретной группе, обществу; национальная — к другой нации;
веротерпимость – к другой вере.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав
человека, не означает терпимого отношения к социальной неспра-
ведливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это
означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений
и признает такое же право за другими. Это означает признание
того, что люди, по своей природе различающиеся внешним видом,
речью, поведением и отношением к ценностям, обладают правом
жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означа-
ет, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Основой толерантности является признание права на отличие.
Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он
есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, чего не
разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и куль-
туры представителей другой национальности и веры.
В то же время толерантность вовсе не означает безразличия
к любым взглядам и действиям. Так, аморально и преступно ми-
риться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемле-
нием интересов и прав человека. Нельзя мириться и с искажением
научных данных или сведений, экспериментально доказанных.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
3. Формирование толерантных отношений в молодежной среде
191
Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что опти-
мальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно
отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.
В связи с этим особое внимание организатору работы с моло-
дежью необходимо обратить на воспитание терпимого отношения
к представителям других наций. Следует исходить из того, что
межнациональные отношения в совокупности представляют
собой единство общечеловеческого и национального, которое
своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах,
межгосударственных и международных объединениях.
В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом
зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам мас-
совой информации, туризму мир воспринимается детьми как
среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние.
Формирование толерантности у молодых людей зависит от
множества факторов, существенно влияющих на этот процесс.
С одной стороны, невозможно регламентировать всевозмож-
ные влияния на молодого человека, которые формируют у него
определенные установки на отношения к различным группам
людей. С другой стороны, процесс воспитания толерантности
всегда будет нелинейным и асимметричным в силу постоянно
меняющихся обстоятельств.
Движущей силой процесса воспитания толерантности явля-
ется разрешение противоречия между разнообразными (часто
разнонаправленными) воздействиями на молодого человека и его
готовностью отражать эти воздействия. Движущей силой развития
толерантности у молодого человека является его установка на само-
воспитание толерантных отношений с окружающими людьми.
Компонентами процесса формирования толерантности являют-
ся диагностика толерантности и сформированности установки на
ее самовоспитание; определение персонифицированной цели; вы-
бор методов и форм педагогического влияния; снятие блокировки
восприятия идей толерантности; организация деятельности и об-
щения; стимулирование рефлексии; определение новой цели.