Методика формирования знания состава числа

Показ. дет. состав числа из ед. и из двух меньших это значит, показать им, что любое число можно разделить на меньшие числа. Решен. этих зад. подгот. детей к решению арифметических задач.

Для показа с.ч.из единиц воспитатель подбирает предметы одной родовой принадлежности (игрушки), но разного вида и поставленных линейно. 

Обучение составляется по след. алгоритму:

1) Выставление множества, его рассматривание, определение родовой принадлежности и мощности (что это? – игрушки; сколько их? – 3)

2) Опред. элементов образ. данной множ. Анализ множества. Воспитатель спрашивает: все ли игрушки одинаковы (нет. Они разные). Сколько утят? (1). Сколько щенков? (1). Сколько гномов? (1)

3) Вывод и обобщение: Так сколько всего игрушек стоит на столе? (3), но среди них 1 утенок, 1 гномик, 1 щенок, значит 3 это 1, 1 и еще1.

Т. о. к концу уч.года дети умеют дроб. на ед. множества состоящие от 2 до 5 предметов.

Показ детям с.ч. из двух меньших задача более сложная, педагог должен научить детей воспр. совокупность предметов как единое целое.

Для показа детям с.ч. подбирается дид. материал одной родовой принадлежности, но двух видов, дет. рассматрив. множества, которые могут быть ограничены общей площадью, либо располагаться в линию.

Обучение идет по следующему алгоритму:

1. Выставление множества и его рассматривание (Что это? – Овощи)

2. Определен. мощности этого множества. (Сколько овощей лежит в тарелке? – 5)

3. Анализ множества, выделение подмножеств. Воспитатель спрашивает: А какие это овощи? (огурцы и помидоры)

4. Определение мощности каждого подмножества. Сколько огурцов и сколько помид.? (2 пом. и 3 огурца)

5. Вывод и обобщение. Значит 5 овощей это 2 помидора и 3 огурца, а 5 – это 2 и 3.

Т.о. к концу уч.года дети упражняясь в определении состава числа в пределах состава числа 5 в разных вариантах. 5 это 3 и 2, 4 и 1, 2 и 3, 1 и 4.

 

 

26. Методика ознакомления детей с текстовыми задачами (З*).

С детьми дошк. возр.рекомендуется исп.З* 3-х групп.

1гр.-.З* на нахождение результата, если известны компоненты З*. Это З* на нахождение суммы и разности. (a+b=x; a-b=x)

2гр- З* на нахождение одного из компонентов.

- З* на нахожд уменьш.,если известно вычит.и разность x-b=a

- на нахожд. вычитаемого, если известно уменьшаемое и разность a-x=b

- на нахожд. второго слагаемого, если известно первое и сумма a+x=b

- на нахожд. первого слагаемого, если известно второе и сумма x+a=b

3 гр.. З* на установление и понимание разностных отношений.(на 1,2 больше).

Этапы: 1. Подготовительный. Цель этапа – организовать систему упр. по выполнению операции над множествами:объединение и вычитание множеств.

2. На втором этапе нужно учить детей составлять З* и подводить к усвоению их структуры. Воспитатель знакомит детей со словом задача и при разборе составленной З* подчеркивает необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?», «Что нужно узнать?». На этом этапе обучения составляются такие З*, в которых вторым слагаемым и вычитаемым является число 1. При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса. Чтобы показать отличие З* от рассказа воспитателю следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. На последующих занятия, продолжая учить детей составлять З*, нужно особо подчеркнуть необходимость числовых данных.

Структура З* включает 4 компонента: условие, вопрос, решение, ответ. На 2 этапе работы над задачами дети должны: а) научиться составлять З*; б) понимать их отличие от рассказа и загадки; в) понимать структуру З*; г) уметь анализировать З*, устанавливая отношения между данными и искомым.

3. Закрепляются знания о структуре З* и обучение детей формулировке арифметических действий. Пед. обращает внимание на то, что вопрос З* начинается со слова сколько. Все З* -на вычитание или сложение. Если в результ. должно стать больше, чем было, вопрос формулируется сколько будет? Это З* на сложение. Если вопрос формулируется  сколько осталось? –результат будет меньше. Это З* на вычитание. задач.

Модели Непомнящей и Клюевой.

4. Обучение детей формулировке и решению арифметич. действий. До этого вторым слагаемым или вычитаемым в решаемых задачах было число 1, то теперь нужно показать, как следует прибавлять и вычитать числа 2 и 3. Это позволит разнообразить числовые данные З*, предупредит автоматизм в ответах детей. Сначала дети учатся прибавлять путем присчитывания по единице и вычитать путем отсчитывания по единице число 2, а затем число 3. Присчитывание – это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается последовательно по 1: 6+3= 6+1+1+1=7+1+1=8+1=9 Отсчитывание – это прием, когда от известной уже суммы вычитается число (разбитое на единицы) последовательно по 1: 8-3=8-1-1-1=7-1-1=6-1=5 Внимание детей должно быть обращено на то, что нет необходимости при сложении пересчитывать по единице первое число, оно уже известно, а второе следует присчитывать по единице, необходимо лишь вспомнить количественный состав числа из единиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: