Б.Г.Ананьев в своей работе» раскрывает суть данной проблемы. Ведущими идеями данной работы являются следующие:
1) воспитательное воздействие педагога посредством оценки
2) умственное развитие ребенка осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, но и посредством педагогической оценки.
Оценка – это процесс, это деятельность оценивания, осуществляемая педагогом.
Отметка – является результатом этого процесса, его условным отражением.
На основе оценки появляется отметка. Эти понятие не тождественны.
В процессе учебной деятельности иногда наблюдается явление угасания реакции: слишком частое использование одних и тех же стимулов (положительных или отрицательных оценок) ведет к постепенно утрате их мотивирующей роли. Крайние значения отметок не всегда обладают той стимулирующей силой, которую имеют средние по величине отметки.
Стимулы могут быть:
Органические – связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (еда и т.п.)
Материальные стимулы – связаны с приобретением в собственное пользование каких-либо привлекательных, желаемых для ребенка вещей.
Моральные стимулы – обращены к чувствам ребенка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей (чувство долга)
Социально-психологические стимулы (мотивы, связанные с системой человеческих отношений)
Индивидуальные стимулы (содержат в себе нечто очень личное и существенное для ребенка)
Действие различных стимулов на поведение человека ситуационно и личностно опосредованно.
Виды педагогических оценок.
1) Предметная оценка: касается содержания, предмета учебной деятельности ученика, но не его личности.
2) Персональные пед.оценки: относятся к индивидуальным качествам ученика (старание, прилежание).
3) Материальные пед.оценки (привлекательные вещи, деньги и т.д.)
4) Моральные педоценки (похвала или порицание)
5) Результативные пед.оценки – относятся к конечному результату деятельности
6) Процессуальная пед.оценки – относятся к процессу, а не к конечному результату
7) Количественные пед.оценки, соотносящиеся с объемом выполненной работы
8) Качественные пед.оценки, соотносящиеся с качеством, точностью и аккуратностью выполненной работы
Функции педагогической оценки.
обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;
воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;
стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений
диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
Типы оценок в ситуации опроса (по Ананьеву).
Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке, и относятся не к системе знаний ученика, и даже не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.
Б.Г.Ананьев определяет 3 типа парциальных оценок:
1) Амбивалентные (двойственные):
- отсутствие оценки
- опосредованная оценка
- неопределенная оценка.
2) Отрицательные оценки
3) Положительные оценки.
Амбивалентные оценки:
1. Отсутствие оценки – учитель никак не оценивает ученика. Такое оценивание оказывает очень сильное отрицательное воздействие на учебную деятельность ученика и его самооценку. Это худший вид пед. оценки, оказывающий дезориентирующую, а не ориентирующую функцию.
2. Опосредованная оценка – это оценивание одного ученика через другого («Вот Дима ответил лучше, чем Витя») – это травмирующая оценка.
Эти два типа Ананьев называет «исходными», вследствие того, что они не имеют самостоятельного значения и не обладают категоричным действием. Часто учитель дает такие оценки неосознанно, непроизвольно.
3. Неопределенная оценка – тоже исходная, но она уже является своеобразным переходом к различным определенным оценкам, сознательно выставляемым педагогом. Характерным для неопределенной оценки, сближающим ее с определенными и отделяющей от исходных, является ее словесная форма. Главным, часто единственным ее выражением являются слова, либо жесты, которые не позволяют ученику понять как его оценили.
Отрицательные оценки: это очень тонкий инструмент.
- Замечание – это оценка лишь отчасти, поскольку оно является лишь выражением личного отношения учителя. Становится оценкой, когда систематически падает на одного и того же ученика.
- Отрицание – это слова, фразы, указывающие на неправильность ответа ученика и стимулирующие перестройку ходя его мысли, и соответственно – хода решения задач и организацию или реорганизация его учебной деятельности («не так», «неправильно»).
- Порицание – различного рода наказания, насмешка, носящие саркастический, а не юмористический характер; упреки, угрозы, нотации. Может оказывать стимулирующее действие, если не высмеиваются недостатки ученика.
Положительные оценки
- Согласие – это слова и фразы, указывающие на правильность ответа ученика, и стимулирующие движение его мысли в том же направлении. Функция – стимулировать, поощрить ученика в его ответах, действиях.
- Одобрение – это позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ученик. Стимулирующее действие оценки преобладает над ориентирующим. Одобрение является верным, испытанным педагогическим приемом.
- Признание – представляет собой выделение тех или иных достоинств человека.
- Поощрение – может быть материальным, либо оценкой на словах. Это важный педагогический прием, с помощью которого можно решить следующие задачи: показать, что ценится в поведении ребенка; закрепить и стимулировать положительное в поведении ребенка.