Обучаемость и ее показатели

Б.В.Зейгарник: Обучаемость – это потенциальная способность к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе

Выготский: Обучаемость – это зона ближайшего развития

Ананьев Б.Г.: Обучаемость – это восприимчивость к усвоению знаний

Менчинская Н.А.: Обучаемость – восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности

Маркова: обученность – это совокупность всех характеристик психического развития, которое является результатом предыдущего обучения.

Маркова: обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Обучаемость и умственное развитие. Показатели умственного развития и обучаемости

Обучаемость тесно связана с умственным развитием, но эти определения не тождественны.

Умственное развитие это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека. Высокая обучаемость способствует более высокому уровню умственного развития.

Показатели обучаемости:

I. Темп продвижения в освоении новых знаний
Легкость этого усвоения, гибкость в переключении на новые способы и приемы работы
Прочность сохранения усвоенного материала
Способность к самообучению, работоспособность, выносливость
Активность ученика в добывании знаний и в поисковых действиях

II. Маркова: Активность ориентировки ученика в новых условиях
Инициатива в выборе необязательных заданий (желание сделать необязательное задание)
Самостоятельное обращение к более трудным заданиям
Настойчивость в достижении поставленной цели и помехоустойчивость.
Восприимчивость, готовность к помощи другому человеку и отсутствие сопротивления









Причины неуспеваемости школьников в процессе обучения.

М.А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения и его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость.

В. Оконь определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями.

А.А. Бударный справедливо указывает, что неуспеваемость есть понятие в известной степени условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «три», то неуспеваемость выражается оценками «два» и «единица». Это «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований.

Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая «относительная» неуспеваемость — недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.

1. Дефекты физического и психического развития.

2. Физическое состояние здоровых детей (болезни, ослабление организма, утомление).        

3. Дефекты умственного развития — слабость мыслительных операций, неразвитость мнемических процессов, речи, воображения.

4. Возрастные особенности. Например, подростковому возрасту свойственны недисциплинированность, безответственность, некоторая переоценка своих возможностей, неусидчивость, неустойчивость устремлений, склонность к внеучебным занятиям и увлечениям.       

5. Неудовлетворительные условия, в которых дети находятся в школе (отсутствие просторных помещений для отдыха, недостаток свежего воздуха и т.д.).

6. Недостатки воспитательной работы — формальные требования к учащимся, неверие в их силы, отсутствие индивидуального подхода.     

7. Недостатки учебной работы: - преобладание репродуктивных методов, вербализм (установка на заучивание текстов), однообразие видов самостоятельной работы и дидактических средств, неправильная дозировка материалов урока;

8. Недостаточно сознательное отношение родителей к образованию, недостатки семейного воспитания (неправильное стимулирование учения детей, низкий культурный уровень родителей и т.п.).

9. Недостаточный уровень культуры педагогов, низкая методическая квалификация, направленность личности (например, неверная позиция учителя в вопросах преодоления неуспеваемости).

Типы неуспевающих школьников

Мурачковский Н.И.: в основе неуспеваемости лежат различные сочетания 2-х характеристик: Особенностей мыслительной деятельности и отношения к учению и внутренней позиции школьника.

1-ый тип: Низкое качество умственной деятельности в сочетании с положительным отношением к учению и сохранением позиции школьника.

Некоторые школьники этого типа компенсируют себя в практических видах деятельности

2-ой тип: Характеризуется высоким качеством умственной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению, с утратой позиции школьника. Занимаются только тем, что им нравится. Таких 2 подтипа: Первые компенсируют свой неуспех другой деятельностью (компьютер и т.д.), у вторых резко отрицательное отношение к школе и учителям, к учению. Такие реализуются чаще в референтных группах.

3-ий тип: Характеризуется низким уровнем умственного развития и отрицательным отношением к школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: