Эффективность педагогической оценки на разных возрастных этапах

Младенчество и ранний возраст

Эмоционально-экспрессивные оценки – наиболее действенная форма оценки, передаваемая через жесты и мимику. С 1,5 лет, когда ребенок начинает понимать смысл слов «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», можно вводить прямые оценки.

Младший дошкольный возраст

К вышеперечисленным оценкам добавляются социально-психологические, включая внимание, уважение.

  Старший дошкольник

К предыдущим оценкам добавляются оценки, связанные с соблюдением правил поведения, а также с демонстрацией знаний, умений и навыков. Сознательное предпочтение одних оценок над другими еще не наблюдается.

Младший школьник

На первый план выходят оценки, связанные с имеющимся у них ЗУН и с соблюдением дисциплинарных требований. Наиболее эффективны педагогически оценки, которые дают значимые взрослые люди.

Подростковый возраст

Социально-психологические оценки, связанные с вниманием к ребенку, уважением, межличностными отношениями. Более значимыми становятся оценки сверстников.

Старший школьный возраст

Возрастает значимость оценок, которые дают взрослые люди. Более важными для старшего школьника являются оценки личностного плана, по сравнению с оценкой ЗУН. Педагогические оценки, получаемые от взрослых, преломляются через самооценку, собственное восприятие себя становится более существенным.

 

Психологическая сущность воспитания.

Бадмаев Б.Ц.: воспитание это процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной, целенаправленной деятельности родителей и педагога.

Воспитание это приобретение индивидом общественно-признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качества и образцов поведения процессов образования.

Воспитание - процесс, происходящий не только в педагогически организованной среде, но и в среде специально не организованной. Воспитывает человека буквально все, что его окружает. Но целенаправленное воспитание предусматривает, во-первых, создание специальных условий и методов воздействия на человека и, во-вторых, использование в воспитательных целях неорганизованной среды и противодействие ее возможному отрицательному влиянию.

Воспитание, прежде всего, связано с построением развивающих форм деятельности, а также организацией отношений и взаимоотношений между всеми его участниками. Деятельность выступает в качестве воспитывающей и развивающей лишь в той мере, в какой она помогает раскрыться каждому ребенку, извлечь из каждого то лучшее, на что он способен и, конечно, если она при этом адекватна потребностям и возможностям возраста. В качестве основы рассмотрения воспитания как деятельности лежит психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева, где в качестве основных компонентов рассматриваются субъект, объект, действия и цель.

Применительно к воспитанию в качестве субъекта деятельности выступает педагог, ставящий воспитательные цели. При этом субъектом может быть и ученик, если он начинает относиться к себе как к предмету самосовершенствования. В качестве объекта выступает воспитанник и непосредственно влияющие на него условия. Меняясь под влиянием этого процесса, он, сознательно или неосознанно, сам начинает влиять на педагогов и коллектив, заставляя их вносить коррективы в содержание и средства воспитания.

Цели воспитания можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как наиболее общие ценностные устремления, выражающие общественные и педагогические идеалы воспитания. Во-вторых, как цели деятельности воспитателя, его конкретные устремления.

Воспитание осуществляется средствами организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди – воспитатели – воздействуют на других людей – воспитанников – с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. К средствам психологического воздействия можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. В последнее время на практике широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: