В литературе можно встретить различные подходы к определению структуры процесса консультирования. Так, B.E.Gilland и его сотрудники предлагают самую общую структуру, охватывающую шесть тесно связанных между собой стадий: 1) исследование проблем (консультант фиксирует возникшую у клиента проблему); 2) двумерное определение проблем (консультант дает точную характеристику проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты, и на этой основе достигает единого с клиентом понимания проблемы); 3) идентификация альтернатив (консультант составляет письменный список вариантов решения проблемы, побуждая клиента выдвигать дополнительные альтернативы); 4) планирование (консультант помогает клиенту выбрать наиболее реалистичное решение проблем); 5) деятельность (консультант способствует реализации плана решения проблемы и помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, возможных трудностей и неудач); 6) оценка и обратная связь (консультант совместно с клиентом оценивает степень реализации цели) (17).
|
|
В.Ю.Меновщиков указывает на приводимую в ряде литературных источников пятишаговую поэтапную модель процесса консультирования:
1 этап – установление контакта и ориентирование клиента на работу;
2 этап – сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, "в чем проблема";
3 этап – осознание желаемого результата, ответ на вопрос: "Чего Вы хотите добиться?";
4 этап – выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: "Что еще мы можем сделать по этому поводу?";
5 этап – обобщение консультантом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом (7).
Р.Мэй пишет: "Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи – исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность "выговориться"… Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и "выложил все карты на стол", наступает стадия толкования". Далее Р.Мэй указывал последнюю фазу консультирования – трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса (8).
Сходную позицию занимает и Г.Хэмбли: "Первая цель любого консультирования – это установление отношений доверия. Его можно описать, как возникновение раппорта или взаимного чувства близости... После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование… Установив отношения доверия… и дав абоненту возможность выразить свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы… на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия" (13, 14-22).
|
|
На наш взгляд, структура консультирования может быть представлена через последовательность следующих его этапов (рис. 1):
Рисунок 1 - Структура консультирования
В литературе предпринимаются попытки разработать классификацию вариантов консультирования по разным основаниям. Некоторые авторы классифицируют варианты консультирования по позициям консультанта. Такая схема характеризует, с одной стороны, содержание его действий, а с другой – эмоциональный тон этих действий.
Так, Г.С.Абрамова, описывая позиции взаимодействующих в ситуации консультирования, выделяет:
1. Взаимодействие на равных.
2. Взаимодействие с позиции "сверху".
3. Взаимодействие с позиции "снизу" (1, 174-175).
В.Ю.Меновщиков классифицирует позиции, обусловленные содержанием деятельности консультанта, следующим образом
1. Консультант-советчик – дает клиенту информацию, прямые советы. Несмотря на пренебрежительное отношение к советам среди большинства российских психологов, следует признать, что совет иногда является единственным возможным решением ситуации.
2. Консультант-помощник – оказывает помощь клиенту в нахождении "инсайта", внутреннего решения, в актуализации имеющихся внутренних резервов и т.п. Эта позиция наиболее приветствуема как в литературе, так и в современной практике психологического консультирования.
3. Консультант-эксперт – показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные (7).
Мы предлагаем несколько иную типологию вариантов консультирования.
Эффективность консультационных услуг во многом обусловлена выбором типа консультирования. Этот выбор должен осуществляться с учетом ряда факторов, отражающих характер и содержание решаемых проблем, особенности образовательного учреждения, профессиональные возможности и личностные качества консультанта.
В теории и практике консультирования представлено несколько типов консультационной деятельности. В зависимости от функций, выполняемых участниками консультационного взаимодействия, различают экспертное, проектное и процессное консультирование.
Так, консультант может оказать помощь специалисту, предоставляя актуальную информацию о различных системах и технологиях обучения, психологических основах развития учащихся, способах диагностики их познавательных способностей, индивидуальных и групповых формах организации учебной деятельности, методах и средствах умственного развития ребенка на разных этапах школьного обучения.
Так, например, рекомендации, которые разрабатывает консультант, оказывая помощь учителю, могут быть связаны с необходимостью адаптации общей стратегии процесса обучения к конкретным условиям образовательного процесса, формирования адекватной ценностно-мотивационной основы учения, развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, коррекции индивидуального стиля учебной деятельности ребенка, разрешения конфликтных ситуаций и преодоления эмоциональной напряженности, апробации инновационных подходов к развитию личности ученика.
Работая в команде, клиент приобретает навыки самостоятельной оценки ситуации, точного диагностирования проблемы и выработки оптимального способа ее разрешения. Важным результатом процессного консультирования поэтому может стать формирование команды внутренних консультантов, способных на профессиональном уровне оказывать консультационные услуги, направленные на улучшение качества работы образовательного учреждения и его персонала.
|
|
Как и проектное консультирование, этот тип ориентирован на решение задач, требующих проведения специальных диагностических исследований. В то же время его применение наиболее оптимально в ситуациях, предполагающих организацию эффективной коммуникации и межгруппового взаимодействия специалистов. Это могут быть ситуации разработки и реализации согласованных подходов к обеспечению развития и обучению учащихся, создания программы качества образовательного учреждения, апробации междисциплинарных учебных курсов и программ.
Каждый из типов консультирования имеет свои преимущества и недостатки, что делает в каждом конкретном случае его выбор достаточно сложной задачей. Вместе с тем, какой бы из типов не использовался, успех консультационного процесса будет определяться взаимодействием двух сторон - клиента и консультанта.