Ситуация для анализа и обсуждения

В преддверии предстоящей через несколько месяцев аттестации образовательного учреждения директор пригласил для проведения самообследования в качестве консультанта опытного методиста районной методической службы, который неоднократно участвовал в работе аттестационных комиссий и был хорошо знаком с нормативными требованиями. Консультант явился в школу, располагая определенным аналитическим материалом, отражающим основные показатели деятельности педагогического коллектива. Такой материал был подготовлен им на основании данных статистических отчетов и личных бесед с отдельными учителями.

Имеющаяся "заготовка" придала методисту определенную уверенность при встрече с педагогическим коллективом, позволившую ему с самого начала войти в образ компетентного наставника, готового дать конкретные методические рекомендации учителям школы. Сразу же были названы слабые места в работе педагогов. Так, учителя математики К. и Т. допускают серьезные просчеты при подготовке выпускников к ЕГЭ по математике, учителя русского языка, биологии и истории в течение последних трех лет не направили ни одного ученика на областные предметные олимпиады. В образовательном процессе не используются новые информационные технологии, да это и сложно сделать, поскольку на каждый компьютер приходится в два раза больше учащихся, чем в среднем по области.

Приведенные на педагогическом совете школы данные, сопровождаемые критическими комментариями методиста, произвели угнетающее впечатление на присутствующих, парализовав их готовность к диалогу и конструктивному обсуждению назревших проблем. Не получив обратной связи от членов педагогического коллектива, консультант зачитал приготовленные заранее рекомендации по улучшению качества образовательного процесса в школе, призвал педагогов задуматься о путях реализации высказанных им предложений, пожелал им успехов в подготовке к аттестации и с видом человека, выполнившего свою миссию, удалился в кабинет директора.

 

Вопросы для обсуждения ситуации

1. Какие принципы консультационного взаимодействия были нарушены методистом при проведении консультации с педагогами школы?

2. В чем заключалась профессиональная установка консультанта перед приходом в образовательное учреждение, и какие ошибки он допустил при ее реализации в процессе консультационного взаимодействия с педагогами?

3. С помощью каких средств консультант мог бы изменить ситуацию и побудить педагогов школы к конструктивному диалогу?

 

Тест для самоконтроля

I. Выберите правильный ответ:

1. Консультационная услуга – это:

а) любые методические рекомендации по вопросам воспитания и обучения;

б) индивидуальная беседа, проводимая консультантом с клиентом;

в) конструктивное разрешение проблемной ситуации;

г) консультация, имеющая нормативную правовую основу.

2. Модерирование (модерация) групповой работы – это:

а) свободная коммуникация в группе;

б) групповая дискуссия или дебаты;

в) технология педагогического консультирования, направленная на организацию структурированной коммуникации в группе;

г) ролевая игра, предполагающая актуализацию творческого потенциала участников группы.

II. Закончите следующие предложения:

1. Отличие педагогического консультирования от психологической и психотерапевтической помощи заключаются в следующем: …

2. В основе психоаналитического подхода к консультированию лежит …

3. Центральной категорией бихевиористского подхода к консультационному взаимодействию является категория …

4. Гуманистические модели консультирования являются теоретическим источником педагогического консультирования, поскольку…

III. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

1. Объектами педагогического консультирования могут являться трудные подростки, взрослые, имеющие наркотическую зависимость, лица, совершившие правонарушения.

2. Консультант не может ни при каких обстоятельствах предлагать клиенту готовое решение, содержащее детальный алгоритм действий по выходу из проблемной ситуации.

3. Консультант, организующий взаимодействие с педагогическим коллективом, не обязательно должен быть специалистом в области педагогики и образования.

4. Востребованность консультантов зависит от социального статуса педагогической профессии и заинтересованности (в том числе материальной) в высоких результатах своей деятельности.

Библиография

1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 240с.

2. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. // Педагогика. – 2000. - № 4. – С.63-70.

3. Грин Дж. Психоанализ в школе // Воспитание детей и психоанализ: Сборник / Перев. с англ. – М.: "Рефл-бук"; К.: "Ваклер", 2000.

4. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 272с.

5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. – М.: Академический Проект, 2000. – 240с.

6. Льюис Г. Менеджер-наставник. – Минск: Амалфея, 1998.

7. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 2000. – 109с.

8. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000. – 464с.

9. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.Beck A.T. Cognitive Therapy and the Emotional Disorders. N.Y., 1976.

10. Benz E., Rueckriem N. (Hrsg.). Der Lehrer als Berater. Heidelberg. 1978.

11. Bramer L.M., Shostorm E.L. Therapeutic Psychology: Fundamentals of Counseling and Psychotherapy. 4-th Ed. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1982.

12. Burks H.M., Stefflre B. Theories of Counseling. 3-rd Ed. NY.: McGraw-Hill, 1979.

13. Coulshed E. Social work for teachers. London, 1991.

14. Cox M. Structuring the Therapeutic Process: compromise with Chaos. London: Jessica Kingsley Publishers, 1988.

15. Fenichel O. Problems of psychoanalytic technigue. Albany, 1941.

16. Fenichel O. The psychoanalytic theory of neurosis. New York, 1945.

17. Ferenczi S. On the technique of psycho-analysis // Further contributions to the theory and technigue of psychoanalysis by Sandor Ferenczi / Ed. By E.Jones, J.Rickman. London, 1950, p. 189.

18. Folling-Albers M. Veraenderte Kindheit – veraenderte Grundschule. – Frankfurt/Main, 1989. – 302 S.

19. Freud S. Fragment of an analysis of a case of histeria // Standard edition. Vol.7. London, 1953.

20. Freud S. Freuds psychonalytic procedure // Ibid., 1953.

21. Gelso C.J., Fretz B.C. Cjunseling Psychology. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1992.

22. Herbert M., Psychology for Social Workes. London, 1988.

23. Hosford R.E. Behavioral counselling – a contemporary overview. The Counselling Psychologist, 1969. 1 (4), 1-33.

24. Krasner, L. The therapist as a social reinforcement machine // H.H.Strupp and L.Luborsky (Eds.), Research in Psychotherapy, 1962. Vol. 2, p.61-94. Waschington, DC: American Psychological Association.

25. Maslow A. Motivation and personality: 3-rd ed. New York, 1987.

26. Nacht S. Silence as an integrative factor // International Psychoanalytical Journal. 1964. Vol. 45.

27. Rogers C. The characteristics of a helping relationships // Personnel and Guidance Journal. 1958. Vol. 37.

28. Rogers C.R. The interpersonal relationship: the core of guidance. Harvard Educational Review, 1962. 32, p.416-429.

29. Skinner B. About behaviorism. N.Y., 1972.

30. Skinner B. Science and human behaviour. N.Y., 1953.

31. Stone L. The psychoanalytic situation. An examination of its development and essential nature. N.Y., 1961.

32. Traux C.B. Some implication of behavior therapy for psychotherapy. Journal of Counseling Psychology, 1966. 13, 160-70.

33. Wolpe J. The practice of behavior therapy: 3-rd ed. New York, 1983.

34. Zetzel E. Current concepts of transference // International Psychoanalytical Journal. 1956. Vol. 37.

 

 



Глава 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: