Виды консультация и тактики консультанта

 

Среди всех видов консультационных услуг наиболее распространенными являются предметная и метапредметная консультации.

При оказании помощи в ситуациях затруднения, связанных с усвоением учебного материала, особое внимание консультанта-педагога должно быть сосредоточено на формировании готовности ребенка принять подобную помощь. Для этого консультант может использовать прием эмоционального вызова, направленный на проявление положительного эмоционального отклика у ребенка, разрушение негативной установки по поводу консультации как очередного дополнительного занятия, навязанного ему взрослым, своего рода наказание за неуспешность в учебной деятельности.

Консультанту важно понять причины низкого уровня усвоения школьником учебного материала, проанализировать его ответы на уроках, результаты проведенных измерений качества обучения, в том числе с использованием тестовых заданий.

Предметная и метапредметная консультации могут быть как индивидуальными, так и групповыми. При индивидуальных консультациях опора делается на субъективный опыт познавательной деятельности ребенка, особенности его психических функций и процессов, уровень творческой активности и самостоятельности.

Групповые консультации проводятся в случаях распространенных учебных затруднений или при типичных ошибках, допускаемых в ходе контрольных и проверочных работ. Смысл группового консультирования – активизация группового взаимодействия учащихся, использование элементов коллективной учебной деятельности, приемов взаимообучения.

Как при индивидуальном, так и при групповом консультировании могут использоваться информационно-образовательные технологии: продуктивно-образовательные (издательские системы, базы данных, электронные таблицы, графические редакторы и т.д.) и репродуктивно-образовательные (обучающие программы, электронные учебники, тренажеры, тесты, дидактические игры и т.д.).

Одним из значимых и наиболее востребованных видов консультационных услуг являются профессиональная и предпрофильная консультации.

Выбор образовательной и профессиональной перспективы в современных условиях – процесс многоплановый и многоаспектный. Преломляясь через призму индивидуальных особенностей каждого выпускника школы, он предполагает синтез объективного и субъективного содержания. Этот процесс охватывает не только отдельных учащихся, но и деятельность образовательных учреждений, социальных институтов и управленческих структур, заинтересованных в гармонизации образовательных ориентаций молодежи с потребностями региона в кадрах. Современный школьник, находясь под влиянием все возрастающего потока противоречивой информации, сталкивается с динамизмом происходящих событий: кризис власти, распад традиционных структур, ориентация экономики на рыночные отношения, подъем социального престижа одних профессий и падение других, увеличение доли платных образовательных услуг. В этом нередко хаотическом движении событий наблюдается определенная девальвация традиционных ценностей, эрзацем которых выступают малосозидательные реалии переходного периода.

В этих условиях крайне усложнился образовательный и профессиональный выбор молодежи, так как для многих он мотивируется сиюминутной коньюнктурой и слабо ориентируется на перспективу рынка труда.

Все эти факторы обуславливают необходимость целенаправленного влияния на формирование образовательных ориентаций школьников, активизации всей системы профориентационной деятельности, одним из центральных элементов которой является профессиональное консультирование.

Сущностной характеристикой этого вида консультирования является погружение клиента в ситуацию выбора, поскольку выбор играет особую роль в профессиональном самоопределении старшеклассников. Специалисту, осуществляющему профессиональное консультирование, следует обратить внимание на особенности выбора в любых видах человеческой деятельности. Так, Л.Л.Гурова, В.Д.Шадриков, анализируя структуры и внутренние механизмы процесса выбора, рассматривают его как акт выбора в человеческом поведении, причем авторами выделяется два понятия: принятие "решения", предшествующего какому-либо выбору, и понятие собственно "выбора", когда на основе принятого решения происходит "перебор" альтернативных ситуаций выбора. При этом сам акт выбора состоит из ряда последовательных микропроцессов. Процесс осознанного выбора профессиональных перспектив включает в себя следующие элементы: самоанализ и анализ информации об имеющихся альтернативах; формирование на основе данного анализа субъективного образа ситуации выбора, то есть представления об условиях и факторах выбора, а также о содержательной и операциональной сторонах самой образовательной перспективы; оценку вариантов образовательных перспектив с точки зрения возможных препятствий и ожидаемых результатов. Данная оценка опирается на сформированную у выпускника образовательную ориентацию; собственно осуществление выбора.

Исходя из этого, алгоритм профессиональной консультации, побуждающей выпускника к образовательному и профессиональному выбору, можно представить следующим образом (рис. 4):

Рисунок 4 - Алгоритм профессиональной консультации

Кратко охарактеризуем выделенные нами этапы. Этап постановки задачи выбора связан с актуализацией образовательной потребности учащегося, осмыслением сформировавшейся ориентации и формулировкой задачи, определяющей всю дальнейшую деятельность по осуществлению образовательного выбора. Согласно С.И.Вершинину (4), существует по крайней мере два уровня постановки задачи выбора - понятийный и личностный. На понятийном уровне постановка задачи осуществляется достаточно формально, являясь вынужденной необходимостью действия учащегося в силу сложившихся обстоятельств. То есть, осуществляя постановку задачи выбора на таком уровне, учащийся осознает необходимость выполнения данного действия, однако не воспринимает его как личностно значимое. Профессиональное консультирование обеспечивает личностный уровень принятия решения, ибо с помощью консультанта выпускник осознает важность данного выбора для дальнейшего личностного и профессионального самоопределения, рассматривает его как личностную проблему.

На этапе информирования консультант дифференцирует источники об образовательных альтернативах по степени их репрезентативности, авторитетности и объективности, а также делает необходимые уточнения.

На этапе оценки профессиональных перспектив и собственных возможностей важным является осмысление различных альтернатив образовательного выбора. Как отмечает С.И.Вершинин, для осуществления адекватного выбора субъекту необходимо ясное и отчетливое осознание не только наличия этих альтернатив, но и их характерных особенностей, выступающих для личности в качестве критерия их оценки (4).

Особенностью данного этапа является помощь выпускнику в соотнесении открывающихся перед ним образовательных перспектив с оценкой собственной возможности их реализации. Консультант должен учитывать, что оценочная деятельность субъектов на данном этапе затрудняется из-за отсутствия адекватной самооценки, а также четких критериев сравнения и оценок. Часто преобладают недостаточно взвешенные оценки и ситуативные реакции, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску. Следует отметить затрудненную интроспекцию и вербализацию данного процесса у части выпускников, склонных к интуитивной оценке результатов сравнения, а также у учащихся, испытывающих затруднения в процессе социализации.

На завершающем этапе консультант оказывает помощь в окончательном выборе образовательного маршрута и планировании профессиональной карьеры. Если весь процесс образовательного выбора можно рассматривать как сложный многомерный процесс колебаний между различными альтернативами, то данный этап следует охарактеризовать как этап завершения такого колебания.

Тактика интервенции предполагает меры прямого педагогического вмешательства в процесс выбора выпускником образовательной перспективы. Данная мера применяется в том случае, когда выпускник не только не может самостоятельно осуществить такой выбор, но даже и не ставит перед собой подобной задачи. Интервенция применима прежде всего к группам учащихся, имеющих социализационные отклонения. Значительная часть этих школьников с пессимизмом смотрит в будущее, с трудом осмысливает место своего "я" в окружающем мире, а потому достаточно индифферентна в определении как жизненных, так и образовательных перспектив. Согласно нашим наблюдениям у многих из этих учащихся образование занимает одно из самых низких мест в системе ценностных приоритетов.

Тактика подсказки представляет собой педагогическую помощь выпускникам в осуществлении образовательного выбора в виде предложения нескольких специально подготовленных взрослыми образовательных альтернатив, учитывающих индивидуальные особенности данных учащихся. Эта тактика используется по отношению к молодым людям, как правило, осознающим необходимость выбора образовательной перспективы, ставящих перед собой такую задачу, но не представляющим пути ее реализации из-за недостаточно развитой самостоятельности. Такие затруднения могут испытывать как учащиеся, развитие которых протекает в рамках социализационной нормы, так и школьники, имеющие социализационные отклонения.

Тактика проблематизации предполагает опосредованное влияние на образовательный выбор учащегося путем постановки перед ним проблем и задач, побуждающих к размышлению, к активной оценочно-рефлексивной деятельности. Данная тактика используется в случаях явного рассогласования между выбранной школьником образовательной перспективой и реальными возможностями ее последующей реализации. Проблематизация применяется при консультировании школьников, обладающих самостоятельностью, креативностью, способностью к решению творческих задач.

Тактика принятия предполагает одобрение сделанного выпускником образовательного выбора, адекватного его индивидуальным особенностям и социальному заказу, а также стимулирование активности молодого человека, направленной на реализацию его жизненных и образовательных планов. Тактика применяется к выпускникам, способным к самостоятельному принятию решения, но испытывающим при этом сомнения, колебания, нерешительность.

Тактика невмешательства представляет собой преднамеренное самоустранение взрослого от процесса выбора школьником его образовательных перспектив в случае, когда он проявляет высокую степень самостоятельности, способность осуществить адекватный выбор и, в силу своих индивидуальных особенностей, не приемлет любого рода опеку и вмешательство извне.

Показателями эффективности профессиональной консультации являются востребованность диагностической и консультационной помощи у различных групп школьников, степень удовлетворенности клиентов ее качеством, динамика изменения образовательных и профессиональных ориентаций выпускников.

Если профессиональная и предпрофильная консультации относятся к учащимся среднего звена и старших классов, то универсальный характер в этом смысле имеют воспитательная и социально-педагогическая консультации.

Воспитательная консультация направлена на коррекцию отклоняющегося поведения, разрешение конфликтов ребенка со взрослыми и сверстниками, избавление его от вредных привычек и зависимостей, помощь в самореализации и самоутверждении.

Весьма специфичной для педагогического консультирования является тактика защиты. При использовании данной тактики существенно расширяются границы деятельности педагога-консультанта. Помимо традиционной функции советчика и наставника, помогающего ребенку в продуктивном решении проблемной ситуации, консультант принимает роль "менеджера", способствующего радикальному преобразованию ситуации. Он может выступать как медиатр-посредник, стремящийся добиться компромиссного решения конфликтной ситуации, в которую вовлечен ребенок, или занять позицию "буфера", смягчающего воздействие на ребенка негативных обстоятельств.

Тактика защиты с использованием позиции "буфера" может быть эффективной, например, в ситуации конфликта между учеником и его родителями. Следует отметить, что выполнение функции "буфера" сопряжено с определенным риском: исполняющий эту роль точно не знает, как поведут себя обе стороны в его присутствии. Возможно, каждая из них попытается открыто привлечь его на свою сторону. Однако в позиции "буфера" необходимо держать внешний нейтралитет. Тактика защиты не даст желаемого эффекта, если консультант, выполняющий роль "буфера", не является авторитетом для конфликтующих сторон. Именно личный (или статусный авторитет) в тактике защиты гарантирует, что "буфер" сможет реализовать задачи сдерживания.

При реализации тактики защиты следует учитывать возможность деструктивного поведения ребенка. Оно может принять одну из следующих форм:

Агрессия. Ее объектом могут быть как окружающие, так и непосредственно сам агрессивно настроенный ребенок. В последнем случае агрессия принимает форму самообвинения или самоуничижения.

Проекция. Причины неудач видятся в окружающих, которым приписываются собственные недостатки. Других людей личность начинает рассматривать через призму утверждения, что "все такие". Это дает ей возможность чувствовать себя психологически более устойчиво, но не разрешает проблемной ситуации.

Избегание. Выражается в уходе от неприятной ситуации, в которой индивид потерпел неудачу.

Фантазия. Сталкиваясь с препятствиями, мешающими осущест­вить намеченные задачи в реальности, ребенок "реализует" свои пла­ны в мечтах, фантазиях. Такой способ поведения позволяет только на время снять психическое напряжение, которое, поскольку фрустрирующая ситуация остается, вскоре возникает вновь.

Регрессия. Связана со снижением уровня притязаний. Одновременно предполагает снижение активности, так как новые цели менее масштабны и не требуют прежних усилий.

Компенсация. Уровень активности сохраняется, но энергия направляется на другие области деятельности. При этом "...внутренняя конфликтность на время снижается, внешних открытых конфликтов не происходит. Но обесцениваются первоначально поставленные цели, которые, как показывает практика, были наиболее престижными для личности и одновременно - социально значимыми" (8,135).

В основе тактики защиты лежит ограждение ребенка от негативных обстоятельств или их смягчение, а также развитие способности противостоять неблагоприятным обстоятельствам.

Следующая тактика консультирования ребенка – тактика помощи. Она в большей степени, чем тактика защиты, ориентирована на активность ребенка. В ее основе лежит вывод из состояния "жертвы обстоятельств" в состояние "встречи с проблемой".

В то время как тактика защиты, как правило, обращена к внешним обстоятельствам, тактика помощи имеет целью разблокировать собственную активность и самостоятельность объекта консультирования. Нередко для этого необходимо освободить ребенка от страха допустить ошибку, сформировать у него готовность пойти на оправданный риск, который позволит преодолеть возникшие препятствия.

Очень важной задачей консультанта в этом случае является создание опреде­ленного эмоционального комфорта, повышение уровня самооценки ребенка, его уверенности в своей способности успешно преодолеть препятствия. Для этого он должен почувствовать, что окружающие способны понять и поддержать его, простить ему реальные или мнимые ошибки, с пониманием отнестись к его слабостям и недостаткам.

Тактика помощи может оказаться эффективной, когда необходимо преодолеть такой способ реагирования на проблемные ситуации, как "бегство" от проблем. Данный способ является одним из вариантов психологической защиты при встрече с проблемой, но не позволяет решить её, создавая новые переживания и препятствия.

Согласно Н.Н.Михайловой и С.М.Юсфин (8, 147), для эффективной и безопасной организации тактики помощи необходимо, чтобы ее опережала тактика защиты, освобождающая "безопасное пространство" для пробы личностью своих сил.

Защита дает ребенку ощущение безопасности. Она представляет собой своеобразный фильтр, помогающий сдерживать и блокировать негативные обстоятельства. Тогда как помощь освобождает внутренние силы, стимулирует активность и самостоятельность.

Реализация тактик зашиты и помощи обеспечивает переход к тактикам содействия и контракта. Предпосылками такого перехода являются: а) преодоление личностью в объективном и субъективном плане позиции "жертвы обстоятельств", б) наличие стабильного эмоционально-психологического состояния, в) формирование адекватной самооценки.

Тактика содействия направлена на поддержку ребенка в ситуации выбора. Она предполагает расширение его социального опыта на основе формирования представлений о реально существующих альтернативах.

Реализуя тактику содействия, консультант занимает по отношению к ребенку позицию своеобразного "рефлексивного зеркала", отражающего его поведение и установки. Для этого он использует следующие приемы:

• воспроизведение ответов ребенка, позволяющее ему услышать самого себя "со стороны";

• осуществление инверсии (перестановки, преобразования) как средства демонстрации консультантом противоречий, содержащихся в его намерениях (утверждениях, аргументации), которые он не заметил или не захотел принимать во внимание;

• организация обратной связи (отражения) с использованием ви­зуальной фиксации положений, которые высказывает ребенок.

Тактика контракта используется, когда ребенок готов сам решить свою проблему, но ему необходима определенная помощь со стороны взрослого. Данная тактика выстраивается в рамках договорных отношений, которые могут иметь различный характер. Возможны договор на условиях того, кому оказывается поддержка, договор на условиях того, кто оказывает поддержку, договор-компромисс и договор-сотрудничество.

Первый вид договора предусматривает возможность для ребенка самостоятельно находить и предлагать варианты выхода из проблемы. Взрослый при этом может проблематизировать оценки и высказывания ребенка, однако последний должен сам указать тот вариант, который ему кажется наиболее приемлемым. Это не означает, что оказывающий поддержку взрослый не участвует в выборе варианта решения проблемы. Отбор альтернатив должен строиться как процесс со­вместного обсуждения проблемной ситуации. Но окончательное решение не должно выступать как жесткое предписание взрослого.

Ребенок должен иметь возможность заявить другой стороне свои условия. Они могут касаться различных аспектов оказания поддержки, но обязательно должны раскрывать, кто и как будет участвовать в решении проблемы. Для него, например, может быть важным условие, предполагающее, что о его проблеме не будет известно родителям или чтобы о ней знал только один из родителей - отец или мать.

Если выполнение поставленных условий по какой-то причине затруднительно, вместе с ребенком их можно корректировать. Но лучше, как правило, согласиться с ними.

Следует иметь в виду, что ребенок не всегда может сформулировать свои условия. В этом случае договорные отношения строятся на условиях взрослого, который предлагает формы взаимодействия и варианты решения проблемы.

Смысл договора-компромисса заключается в том, чтобы найти взаимоприемлемое решение о способах выхода из проблемной ситуации. Ребенок может выдвинуть условие не обсуждать проблему, например, с классным руководителем, но взамен должен согласиться с требованием поставить в известность родителей.

Важно, чтобы компромисс, достигнутый с ребенком, носил разумный характер и не закрывал возможности для оказания реальной и эффективной помощи. Приоритет должен отдаваться не достижению компромисса, а разработке такого варианта совместных действий, который помог бы найти выход из проблемной ситуации.

В этом плане наиболее оптимальным видом договора следует считать договор-сотрудничество, предполагающий совместный поиск и реализацию наиболее продуктивных решений. Такой договор нацелен на партнерство, организованное в соответствии с принципами равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности сторон – взрослого и ребенка.

Категория партнерства является весьма важной для осмысления образовательного процесса, ориентированного на поддержку ребенка, сталкивающегося с той или иной трудностью. Учитель и ученик могут иметь различный социальный опыт, "ситуация же образования формально уравнивает его, поскольку ставит и взрослого, и ребенка в условия совместного поиска, свободного выбора жизненного пути и принятия жизненно-важных решений. Такой ситуации, ориентиро­ванной на перспективу личностного развития, лучше всего соответст­вуют отношения кооперации и взаимодействия. В этом состоит сущность принципа равенства в отношениях партнерства" (11, 68).

Добровольность как принцип партнерства учителя и ученика является условием личностного развития и имеет место там, где каждый участник образовательного процесса включен в поиск индивидуального смысла, наполняющего совместную деятельность и общение. Отношения партнерства являются добровольными в той мере, в какой они ориентированы на "сознательный, максимально продуктивный и бескорыстный вклад партнера в общую деятельность" (11, 68).

Эффективная консультационная помощь ребенку, нуждающемуся в поддержке взрослого, возможна только на основе партнерства, поскольку оно активизирует для решения проблемы собственные силы ребенка. Помощь не должна подавлять активность ребенка и превращаться в опеку, позволяющую питать надежду исключительно на другого.

Партнерство не только дает возможность решить конкретную проблему, но и способствует развитию ребенка, обогащая его опытом сотрудничества и объединения усилий – собственных и того, кто оказывает поддержку, формирует навыки, необходимые для социального взаимодействия, воспитывает осознанную потребность оказания помощи окружающим людям.

Как отмечает С.М.Юсфин, "партнерство есть не формальное равенство прав и обязанностей ребенка и воспитывающего взрослого, а сотрудничество, конституирующее всю их совместную деятельность, общение и поведение, т.е. такое сотрудничество, которое самоорганизовано на основе добровольной ответственности и равенства в достижении общих целей и результатов деятельности" (11, 68).

Одной из возможных тактик педагогического консультирования ребенка является тактика директивного воздействия, под которой понимается прямое вмешательство консультанта в разрешение проблемной ситуации ребенка, предполагающее практически директивное навязывание консультируемому определенной позиции, линии и стиля поведения. Тактика директивного воздействия используется при отсутствии у ребенка позитивного социального опыта и доминировании негативных поведенческих установок, как правило, связанных с влиянием внешней среды, социально-педагогической запущенностью или неблагоприятной наследственностью. В этих условиях ребенок оказывается неготовым к самостоятельному принятию решения и внутренне противостоит социально-приемлемым способам разрешения ситуации.

Тактика директивного воздействия может быть осуществлена с помощью известного в педагогике метода "взрыва", когда консультируемый погружается в ситуацию сильного эмоционального переживания, в которой он под влиянием суггестивных воздействий педагога-консультанта переосмысливает свою позицию и проявляет готовность к коррекции сформировавшейся у него ранее негативной установки.

Помимо названных выше в консультационной практике может также использоваться тактика одобрения, когда консультируемый самостоятельно находит решение собственной проблемы, но испытывает неуверенность в его правильности и опасения по поводу возможных последствий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: