Природа и специфика ситуации профессионального затруднения

 

Важной сферой применения педагогического консультирования в современной образовательной практике является научно-методичес­кое сопровождение педагогов.

Деятельность консультантов, взаимодействующих с педагогическим персоналом, направлена на разрешение ситуаций профессионального затруднения, которые имеют различную природу, причины и условия возникновения. От понимания и точности диагностики этих характеристик зависит правильность и обоснованность выбора наиболее оптимальной стратегии и тактики индивидуального и группового консультирования. Оказываясь перед таким выбором, консультант должен поразмышлять над следующими вопросами:

· Что представляет собой ситуация затруднения и каково ее место в поведенческом репертуаре педагога?

· С какими обстоятельствами связано переживаемое им напряжение?

· Каким может быть отношение различных групп педагогов к способам разрешения проблемных ситуаций и к творческой самореализации?

· Существует ли зависимость профессионального затруднения от стрессогенных факторов?

· По каким основаниям можно классифицировать ситуации профессионального затруднения?

· Какие стратегии и тактики может использовать консультант для оказания помощи клиенту в преодолении конфликтных ситуаций?

В логике поиска ответов на эти вопросы построим наши дальнейшие размышления.

Категория "ситуация" не является в достаточной степени разработанной в психолого-педагогической науке. Как правило, ситуация рассматривается как совокупность внешних факторов, влияющих на поведение индивида или социальной группы.

Для осмысления этой категории обратимся к этимологии слова "ситуация", заимствованного из французского языка. Латинская основа этого слова – situs – включает в себя следующие значения: 1) положение, расположение; 2) поставленный, положенный, лежащий, находящийся; 3) обитающий, живущий. Таким образом, все перечисленные значения термина "ситуация" предусматривают наличие субъекта, занимающего определённую позицию. Это обстоятельство позволяет отметить некоторое противоречие в трактовках ситуации, сложившихся в общественных науках, когда ситуация понимается как обстановка, совокупность условий, детерминирующих тот или иной характер протекания деятельности.

В такой интерпретации ситуация приближается к понятию "контекст", которое включает совокупность условий, определяющих профессиональное поведение специалиста.

В психологии выделяется специальная область исследований – психология социальных ситуаций, в которой ситуационные факторы рассматриваются как внешние, противопоставляемые факторам личностным. Такое противопоставление является основой для полемики "персонологов", отдающих приоритет личностным факторам, и "ситуационистов", отстаивающих идею о социальной детерминации поведения. Эта полемика является одним из проявлений оппозиции "человек - мир", "внешнее - внутреннее" - традиционной проблемы для человековедческих наук.

Для современного развития научной мысли характерно сближение этих позиций, что нашло своё отражение в "синтетической" позиции, сформулированной D.Magnusson и Н.Адлером. С их точки зрения, "поведение есть результат непрерывного взаимодействия между индивидом и ситуациями, в которые он включён; с личностной стороны существенными являются когнитивные и мотивационные факторы, со стороны ситуации – то психологическое значение, которое ситуация имеет для индивида" (58).

Не менее важным является вопрос о том, какое влияние оказывает на ситуацию индивид, зависит ли сама ситуация от восприятия ее отдельным индивидом. Попытку дать ответ на этот вопрос предпринимает американский социолог W. Thomas, предложивший концепцию "определения ситуации".

Согласно Thomas, индивидуальное восприятие окружающей действительности является более важным, чем объективно изменяемые социальные факты, описывающие эту реальность. "Мы должны поставить себя в позицию субъекта, который пытается найти свой путь в этом мире, и мы должны помнить прежде всего, что среда, которая влияет на него и к которой он пытается адаптироваться, это не объективный мир науки, это его мир, природа и общество, как он видит их, а не как их рассматривает учёный" (60).

Значительную роль в индивидуализации объективной ситуации сыграли представители когнитивно-феноменологического направления в психологии. К их числу можно отнести прежде всего К.Левина, который считал, что описание ситуации должно быть скорее субъективным, чем объективным, т.е. ситуация должна описываться скорее с позиций индивида, поведение которого исследуется, нежели с позиции наблюдателя (24; 57).

Персоналистскую линию в исследовании ситуации продолжили интеракционисты. Как считает П.Монсон, символический интеракционизм, осуществивший в 60-70-е годы ХХ столетия значительное количество эмпирических исследований человеческой социальности, в настоящее время оказывает большое влияние на научный поиск в педагогике. Для символического интеракционизма характерно индетерминистское видение социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, как постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками (32).

Как отмечает D.Magnusson, "интеракционизм доказывает, что ситуации в той же степени являются функцией личности, в какой поведение личности является функцией ситуации" (58).

Благодаря этим исследованиям, как отмечает Х.Хекхаузен, в науке утвердилось представление о том, что "поведение определяет не ситуация, которая может быть описана "объективно" или по согласованному мнению нескольких наблюдателей, а ситуация, как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него". Это в полной мере относится и к ситуации профессионального поведения, к анализу которой мы далее переходим (47).

Ситуация профессионального поведения рассматривается нами как особый феномен, представляющий собой пересечение внешних и внутренних, социальных и личностных, контекстных и биографических факторов, которые в своём единстве детерминируют как поведенческий репертуар специалиста в целом, так и проблемы и затруднения, возникающие в его профессиональной деятельности. В этом смысле ситуация затруднения является одной из разновидностей ситуации профессионального поведения специалиста.

Напряжение – состояние определённого психологического дискомфорта, которое испытывает специалист, сталкиваясь с противоречием между возникающей в профессиональной деятельности проблемой (осознаваемой, неосознаваемой или осознаваемой частично) и незнанием (или неполным знанием) путей и способов её разрешения.

Профессиональную среду мы рассматриваем как пространство, включающее:

а) внутреннюю среду профессионала – моделируемый сознанием образ своего профессионального "Я"; некоторые исследователи называют это "имплицитными теориями среды", подобно "имплицитным теориям личности", т.е. субъективными представлениями о характеристиках этой среды; внутренняя среда включает профессиональный опыт специалиста, который в ней может быть актуализирован;

б) первичную профессиональную экоструктуру – профессиональное пространство, непосредственно окружающее специалистов (для педагога - детский коллектив, методическое объединение, творческая группа), которое служит продолжением его профессионального "Я";

в) вторичную профессиональную экоструктуру – среду сообщества (для педагога – территориальная образовательная система, педагогический коллектив школы, муниципальный методический центр).

Мы полагаем, что психофизиологической основой описанной выше структуры профессиональной среды является феномен территориальности, который заключается в стремлении индивида воспринимать некоторую часть окружающего пространства как принадлежащую только ему. А.И.Рыжиков рассматривает данный феномен как один из "инстинктивно обусловленных стереотипов переживаний и поведения, которые характерны для всех видов организмов" (цит. по: 45).

Стремление индивида к созданию собственного пространства часто реализуется в персонализации, которую Ю.М.Плюснин трактует как процесс создания своей территории на основе "оличивания" некоторого ближайшего окружения, проекции личности на территорию, с помощью чего достигается уверенность и защищенность (цит. по: 45). Территория становится персональным пространством, когда не только сам индивид, но и окружающие его люди могут четко воспринять ее границы, а некоторые элементы территории точно указывают на субъекта, которому она принадлежит.

Учет персонального пространства специалиста является чрезвычайно важным при проведении консультирования и супервизии. В одних случаях эти процедуры более целесообразно осуществлять на "территории" консультируемого (особенно когда речь идет о людях, которым пребывание в рамках персонального пространства, когда и "стены помогают", придает уверенность), в других случаях более правильным является "изъятие" консультируемого из привычного окружения (особенно в тех ситуациях, когда окружающая персональная среда воспринимается как стрессогенный фактор, источник неприятностей и отрицательных переживаний).

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что знание структуры профессиональной среды специалиста необходимо консультанту для понимания механизма профессиональной идентификации педагога, а также для определения совокупности условий, в которых возникает профессиональное затруднение.

С учетом особенной профессиональной среды и ее структуры ситуация может рассматриваться как способ организации субъектом реалий профессиональной деятельности, являющихся внешними по отношению к нему.

В связи с этим становится понятным двойственность положения субъекта в отношении ситуации профессиональной деятельности. Он может рассматриваться одновременно и как творец ситуации (ситуация детерминируется профессиональным опытом, потребностями и ожиданиями специалиста, допускаемыми ошибками, просчетами) и как зависимый от нее индивид (на профессиональное поведение влияет сложившаяся система отношений в коллективе, стиль руководства, социально-бытовые условия и т.д.).

Б.Ф.Ломов указывал, что ситуация должна рассматриваться соотносительно со свойствами и особенностями того, кто в этой ситуации действует, и с самой его деятельностью (25). Можно отметить по крайней мере три аспекта. Субъект представлен в условиях ситуации: 1) системой своих внутренних побуждений; 2) своими индивидуально-психологическими и личностными свойствами; 3) деятельностными характеристиками.

Не все ситуации профессионального поведения становятся объектом консультирования, а только те, которые приобретают для субъекта профессиональной деятельности особую значимость ("значимая ситуация" в концепции отношений В.Н.Мясищева) (33). Такие ситуации связаны с феноменом личностного смысла, являющимся одной из главных составляющих человеческого сознания, во многом обуславливающей его пристрастность и направленность деятельности (А.Н.Леонтьев).

Отражением личностного смысла является тема профессионального бытия. Немецкий психолог Х.Томэ определяет содержание темы как центральные устремления личности, ее главные интересы или как объекты, обладающие высокой личностной значимостью для индивида. Понятие "тема" сближает позицию Х.Томэ с идеями К.Левина и Г.Мюррея. На наш взгляд, оно сходно с понятиями "центральных жизненных стремлений" (Ш.Бюлер) и "доминирующих интересов" (Р.Хэвигхэрст).

Несколько иной взгляд на понятие "тема" обосновал американский историк и философ Дж.Холтон. Согласно этому автору, "темы" включают в себя обобщенные модели, фундаментальные понятия, определяющие постановку проблем и способы их решения. Они также влияют на предпочтения, отдаваемые ученым той или иной гипотезе или теории. Являясь источником творческой интуиции, связанной с фазой зарождения новых идей, "темы" направляют воображение специалиста, ограничивая выбор допустимых гипотез. Тематический репертуар мышления весьма устойчив и не слишком разнообразен (в физике, например, Холтон насчитывает более сотни тем) (49).

Несмотря на некоторое различие в определении понятия "тема" Х.Томэ и Дж.Холтона, по отношению к профессиональной деятельности их позиции можно считать во многом пересекающимися, ибо тема профессионального бытия указывает на те компоненты профессиональной деятельности, которые наиболее личностно значимы для специалиста, составляя основу его авторского почерка и творческого поиска.

Мотивационный потенциал темы профессионального бытия проявляется прежде всего в постановке специалистам цели, а также в его переживаниях успеха и неудачи в профессиональной деятельности.

Личностный смысл проявляется не только в теме профессионального бытия, но и в переживании субъектом профессиональной деятельности обстоятельств сложившейся ситуации. Согласно Л.С.Выготскому, "переживание имеет биосоциальную ориентировку, оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности" (10, 383).

В этом плане ситуация профессионального затруднения имеет двойственную природу, отражающую контекстно-биографический подход к сопровождению профессиональной деятельности специалиста.

С одной стороны, в рамках контекста профессиональной деятельности ситуация профессионального затруднения может быть рассмотрена и как "естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности и др." (7), и как система событий, между которыми простраивается определенная взаимосвязь, и как выступающий для субъекта сгусток, узел, в котором все отношения, все связи, имеющие место в действительности, так или иначе участвуют в организации ситуации (25).

С другой стороны, рассмотрение ситуации с точки зрения профессиональной биографии специалиста позволяет полагать, что ситуация является понятием, описывающим субъективную, личностно и деятельностно определяющую концептуализацию объективных взаимодействий специалиста с условиями профессиональной среды.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: