Особенности группового консультирования

 

В научной литературе активно обсуждается вопрос об эффективности группового консультирования в сравнении с индивидуальным. Авторы придерживаются разных точек зрения. По мнению К.Lewin, "теорию поля" которого ряд исследователей рассматривают в качестве концептуального ядра теории групп, "обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности"(15). Однако существуют и другие оценки, что в целом свидетельствует о том, что данный вопрос остается открытым. Важно отметить признание большинством авторов, в том числе и теми, оценка которых возможностей группового консультирования является достаточно сдержанной, наличия определенных "групповых эффектов", делающих работу в группе особым способом консультирования. Прежде чем охарактеризовать подобные эффекты и показать их специфическое преломление в сфере педагогического консультирования, обратимся непосредственно к самому понятию "группа".

Согласно D.Cartwright и A.Zander, "группа - это объединение индивидов, поддерживающих взаимоотношения, которые делают их взаимозависимыми, и стремящихся к общей цели" (цит. по: 1, 116).

По мнению К.Рудестама - исследователя в области групповой психотерапии - группами следует называть "небольшие временные объединения людей, имеющие специально назначенного руководителя, проводящие встречи в определенное время. Основные задачи таких групп - взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, ее развитие и раскрытие" (6, 17).

Авторы Психотерапевтической энциклопедии под ред. Б.Д.Карвасарского дают следующее определение группы: это "относительно немногочисленная общность пациентов, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии, созданная для достижения определенных психотерапевтических целей" (3, 429).

В русле идей социальной психологии определение группы предлагает Д.Майерс: "Группа - двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как "мы" (2, 356).

Анализ приведенных определений позволяет согласиться с М.Шоу, отмечающего один общий признак всех групп: их члены взаимодействуют (цит. по: 2).

Основное отличие группового консультирования от индивидуального заключается в воздействии самой группы на участников, которое и становится главным инструментом консультанта при разрешении проблем, имеющихся у клиента. Это не означает, что при групповом консультировании непосредственное воздействие самого консультанта не играет никакой роли. Напротив, личность квалифицированного консультанта, работающего с группой и находящегося с ней в определенных отношениях, является важным фактором, оказывающим существенное влияние на поведение и установки ее участников. Тем не менее, как отмечает Р.Кочюнас, для воздействия на личность в группе используются как навыки консультанта, так и потенциал отдельных участников и группы в целом (1).

Указывая на наличие скрытого в группе потенциала, различные авторы сходятся в том, что его нельзя сводить к действию какого-либо одного фактора, а следует рассматривать как совокупность нескольких составляющих.

Особое значение групповое консультирование приобретает в ситуациях профессионального затруднения педагогов. Этот аспект группового педагогического консультирования рассмотрим далее более подробно.

Можно сказать, что консультирование в группе реконструирует контекст профессиональной деятельности специалиста, поскольку в условиях групповой работы он вступает во взаимоотношения и взаимодействия, которые в значительной степени копируют или продолжают его взаимоотношения вне консультационного процесса. В группе он проявляет те же установки и ценности, те же "темы" профессионального бытия и те же поведенческие стереотипы. Групповое взаимодействие не позволяет ему уйти в замкнутое пространство личного контакта с консультантом, втягивая его в орбиту событий и процессов, отражающих повседневную реальность.

Воспроизведение, а нередко и реальное развитие в группе повседневных профессиональных ситуаций, имеет важное значение для успешности процесса коррекции деятельности специалиста, поскольку благодаря этому облегчается перенос нового опыта, приобретенного в специально созданной среде, в "обычное" пространство решения профессиональных проблем. Данные ряда исследований показывают, что увеличивается вероятность такого переноса, связанная с менее строгим разграничением между ситуацией консультирования и реальностью, чем это бывает при встрече консультанта с клиентом на личном сеансе.

С точки зрения возможностей моделирования в группе реальных ситуаций педагогическое консультирование персонала школы имеет ряд особенностей, отличающих его от групповой психотерапии или психологического консультирования в группе.

Групповое консультирование, ориентированное на оказание психологической или психотерапевтической помощи, как правило, предполагает, что группа формируется из участников, которые ранее были незнакомы друг с другом. При этом после начала консультационного (психотерапевтического) процесса налагаются определенные ограничения на взаимодействие и взаимоотношения клиентов вне группы. В отличие от этого в условиях педагогического консультирования персонала школы в состав группы будут входить люди, уже находящиеся в профессиональном, а нередко и в личностном взаимодействии, которое может носить различный характер - от дружеского до конфликтного. Это обстоятельство должно учитываться консультантом, поскольку оно может оказать как позитивное, так и негативное влияние на различные составляющие группового процесса, включая такие, как сплоченность группы, межличностное взаимодействие, готовность к профессиональному и личностному раскрытию участников и др.

Ставя задачу как можно точнее отразить в группе реальные ситуации профессионального поведения педагога, испытывающего те или иные затруднения, консультант может прийти к решению о необходимости включения в группу отдельных учащихся, которые, например, находятся в состоянии конфликта с педагогом. Однако в целом для организации совместной работы педагогов и учащихся в одной группе существуют достаточно серьезные ограничения, в том числе этического плана. В этом отношении консультант не всегда может рассчитывать на то, что в группе удастся воссоздать реальный контекст профессиональной деятельности педагогов, анализ которого позволил бы диагностировать проблему и на этой основе в рамках группы внести необходимые изменения в поведенческий репертуар учителя. В таком случае используются возможности группы, связанные с моделированием ситуаций реальной профессиональной деятельности и переносом навыков, приобретенных в группе, во внешнюю среду.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: