Групповое психологическое консультирование основывается на:
1) интериндивидуальном подходе к личности (учет вариантов ее взаимодействия, общения, отношений с другими людьми);
2) интраиндивидуальном подходе к личности (а) включает современную отечественную психологию и теорию малых групп; б) социально-психологическую теорию личности; в) отечественную социологию и социальную психологию конфликта; г) теорию конфликтологии; д) теорию группового консультирования).
Авторы группового консультирования делают большой акцент на описании технологий и техник консультирования и обосновывают их применение.
В конце XIX – XX вв. Ф. Парсон организовал первую психологическую консультацию, которая должна была помочь всем желающим в профессиональной ориентации с помощью психологических методов. Члены группы выдвигают общие цели:
- научиться доверять себе и другим;
- достичь самопознания и развить чувство уникальной идентичности;
- осознать сходство потребностей и проблем членов группы и развить чувство универсальности;
- обнаружить альтернативные пути преодоления обычных проблем и разрешить конкретный конфликт;
- усилить самоуправление, автономию, ответственность перед собой и другими;
- осознать возможность выбора и научиться это делать мудро;
- составить план изменения конкретного поведения и заставить себя следовать этому плану;
- освоить более эффективные социальные навыки;
- стать более чувствительным к потребностям и чувствам других;
- научиться тому, как противостоять другим честно и прямо;
- отказаться следовать ожиданиям других и научиться жить самостоятельно;
- понять свои ценности и решения и найти пути их изменения.
Преимущества группового консультирования:
1. Групповое консультирование – средство, помогающее людям изменить свои позиции, убеждения, взгляды, касающиеся себя и других, чувства и поступки.
2. Участник может исследовать свой стиль отношений с другими и приобрести более эффективные социальные навыки.
3. Члены группы могут обсуждать свое восприятие друг друга и получать ценную обратную связь о том, как их воспринимает группа.
4. Консультативная группа самыми разнообразными способами воссоздает привычный для участников мир, особенно если члены группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу и типу проблем.
5. Как микрокосм общества, группа представляет собой образец реальности – члены группы борются друг с другом, и конфликтуют так же, как и за ее пределами.
6. Группа предлагает внимание и поддержку, которые усиливают готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу.
7. Участники достигают чувства принадлежности и через сплоченность учатся заботиться о других или соглашаться с ними.
8. В поддерживающей атмосфере члены группы могут экспериментировать с альтернативными формами поведения. Получая поддержку, члены группы в реальной жизни применяют то, чему они научились в ходе консультирования.
9. Члены группы сами решают, каких изменений они могли бы достичь. Они могут сравнивать свое восприятие себя с тем, какими их видят другие, а затем решать, как этой информацией распорядиться.
10. Члены группы получают четкое представление о том типе личности, какими они хотят быть, и приходят к пониманию того, что мешает им стать такими.