Феномен обратной связи в педагогическом консультировании

 

В научной литературе принято выделять четыре области самосознания или образа Я:

а) открытая область (то, что знает о себе сам человек и знают о нем другие);

б) неизвестная область (то, что человек не знает о себе и не знают другие);

в) скрытая область (то, что человек знает о себе, но не знают другие);

г) слепая область (то, что человек не знает о себе, но знают другие).

Иное оформление этой идеи известно как "окно Джогари" (рис. 10).

Рисунок 10 - "Окно Джогари"

Обратная связь способствует достижению одной из наиболее важных целей группового консультирования, которая, согласно А.Fenster, состоит в том, чтобы расширить границы "Известного Я", за счет областей "Я скрытого", "белых пятен" и "Я неизвестного" (цит. по: 1).

Необходимо отметить, что обратная связь представляет собой достаточно сложный феномен, который не проявляется сам по себе, а требует создания определенных условий. Эти условия, так или иначе, лежат в плоскости межличностных отношений, складывающихся в группе, и связаны с такими аспектами взаимодействия между участниками, как внимание к переживаниям другого, взаимное принятие, доверительность, желание оказать поддержку. Важным является общая готовность членов группы к участию в ее работе, к самораскрытию и к реагированию друг на друга.

В этой связи К.Роджерс обращает внимание на необходимость создания особой атмосферы доверия, благоприятствующей свободному выражению мнений и уменьшающей действие защитных механизмов. В такой атмосфере "наиболее важно, что участники будут открыто выражать свои мнения, чувства, мысли как по отношению к другим, так и по отношению к себе" (5).

Эффективность обратной связи между участниками группы будет зависеть от её характера. По мнению ряда авторов, исследующих обратную связь в области групповой психотерапии, реакции членов группы должны скорее раскрывать эмоциональные отношения на поведение друг друга, чем содержать оценки, интерпретацию или критику. "Чем реальнее и интенсивнее эмоциональный опыт в группе, - пишет Р.Кочюнас, - тем возможнее более значимые изменения поведения; если опыт слишком интеллектуальный, социальное научение бывает менее эффективным" (1, 55).

В области педагогического консультирования персонала это положение представляется верным в тех случаях, когда речь идет о профессиональных затруднениях педагога, вызывающих необходимость коррекции поведения в сфере межличностных контактов, развития навыков и умений, уменьшающих вероятность возникновения конфликтов в отношениях как с учащимися, так и с другими педагогами. Здесь положительную роль может сыграть переживание коллективного эмоционального опыта, предполагающего выражение участниками группы своих подлинных чувств, "нарушение" границ, которые, как правило, сдерживают проявление таких чувств в повседневной реальности.

Для того, чтобы проиллюстрировать, каким образом группа может предоставить одному из ее участников обратную связь, содержащую реакцию на его поведение, воспользуемся описанием элементов коллективного эмоционального опыта, предложенным I.Yalom:

1. Участник группы выражает интенсивные чувства, связанные с другими участниками.

2. Группа оказывает ему поддержку, позволяющую рисковать.

3. Происходит анализ ситуации, помогающий участнику понять, что произошло (здесь особенно важна реакция других участников группы).

4. Участник признает, что ошибался, избегая выражения своих чувств перед другими.

5. Результат - способность участника группы более глубоко и искренне общаться с другими (18).

Вместе с тем в сфере педагогического консультирования обратная связь должна не только содержать эмоциональную реакцию, но и стимулировать более рациональное обсуждение и анализ проблем, когда участнику группы предоставляется возможность увидеть и осознать причины своих профессиональных затруднений на основе активного интеллектуального диалога и групповой дискуссии. Обратная связь позволяет в этом случае рационально оценить свой профессиональной опыт, выявить неадекватные аспекты педагогического мышления, осмыслить темы своего профессионального бытия и их соответствие решаемым педагогическим задачам, определить скрытые дефициты знаний и т.д.

Небезынтересным для педагогического консультирования может быть признан вариант интеграции эмоциональных переживаний и рационального опыта, предполагающий, что в работе группы должны присутствовать две ступени - поощрение выражения чувств и объяснение чувств (I.Yalom, S.Vinogradov).

На первой ступени создаются условия для свободного проявления эмоциональных реакций участников группы, которые обмениваются чувствами друг к другу, к консультанту, к группе. Эти чувства могут быть достаточно интенсивными, поскольку индивид нередко таким способом "выплескивает" то, что не находило выхода в повседневных ситуациях, когда открытое выражение своего внутреннего состояния оказывается не всегда уместным.

На второй ступени члены группы пытаются осознать, осмыслить и понять свои чувства, дать им объяснение, найти их глубинные причины. Эта форма, работы позволяет педагогу увидеть особенности своего поведения, неслучайность отдельных реакций, за которыми могут стоять внутренние коллизии и неосознаваемые проблемы.

Особенно важно как для консультанта, так и для участников группы понять причины наиболее острых, наиболее значимых ситуаций, возникающих в процессе группового взаимодействия. Это ситуации сопротивления, тупиковые ситуации, болезненные переживания, неожиданные развязки и т.п. В такие моменты жизни группы M.F.Ettin предлагает поставить следующие вопросы:

1. Что сейчас происходит в группе?

2. Как все это началось и поддерживалось и как чувствуют себя теперь участники группы?

3. В каком направлении развивается групповой процесс и в каком направлении группа избегает идти?

4. Почему все произошло так, как произошло, и почему трудно что-либо изменить? (цит. по: 1, 96)

Обсуждение этих вопросов задействует механизмы рационального объяснения различных событий в жизни группы и тех чувств, которые испытывают участники в связи с групповым процессом.

Групповое взаимодействие должно быть организовано таким образом, чтобы обратная связь носила дифференцированный характер, т.е. поступала к педагогу от нескольких участников группы. Тогда она будет представляться ему более достоверной и может оказать большее влияние, позволяя отойти от оценки "нелицеприятного" высказывания в свой адрес как субъективной точки зрения.

По мнению ряда авторов, важным условием эффективности обратной связи является соблюдение правила, по которому она должна предоставляться непосредственно в тот момент, когда вызвавшее ее поведение имеет место, а не через некоторое время. Данное требование является отражением принципа "здесь и теперь", ориентирующего участников групповой работы на обсуждение событий и процессов, происходящих в группе в настоящее время.

Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые исходят из того, что принцип "здесь и теперь" не должен пониматься узко, т.е. так, когда из содержания работы устраняется все, что непосредственно не связано с актуальной ситуацией группового взаимодействия. Достижение поведенческих изменений возможно при условии, если действия и чувства участников по поводу того, что происходит в группе, соотносятся с событиями "реальной жизни", включая те, которые имели место в прошлом, но которые продолжают волновать и в значительной степени являются причиной затруднений личности, переживаемых ею в настоящем.

Для педагога – участника групповой работы – важно осознать и увидеть схожесть своего поведения и эмоционального реагирования в группе и вне ее. Это обеспечивает большую убедительность и наглядность содержания обратной связи, а значит и большую степень воздействия на специалиста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: