Воспитание и школы в Древней Греции

Идеи воспитания Древней Греции (8 в д.н.э.), изложены Гомером в «Илиаде» и «Одиссей». Воспитание детей поручали наставникам - старцам, их учили красноречию, знакомились с деяниями предков, богов, письму, владению музыкальными инструментами, физическому развитию, готовили искусных воинов.

Дальнейшее развитие воспитания в Древней Греции, привело к развитию полисов, в них обучение и воспитание детей берет государство на себя.

Древняя Греция - страна, состоявшая из ряда государств (полисов).

В Древней Греции, образованность считалась необходимым свойством достойного гражданина полиса. Обучение имущих слоев, государство брало на себя. Отсутствие возможности дать своим детям образование, считалось наилучшим из зол.

Школы били небольшими (20-30 учеников), чаще обучали дома, иногда на улице. Занимались дети всех возрастов, учились на протяжении всего дня с большим перерывом на обед. Каникул не было, было мало книг, знания усваивались по рассказам учителя.

Начальное образование продолжалось 6 - 8 лет. Учили чтению, письму, пению. Писали на вощенных дощечках, их скрепляли шнурками в книжечки. Писали палочкой, заостренной на одном конце.

Среди государств полиса, наиболее влиятельным была столица государства Спарта и Аттика со столицей - Афины. Спарта - авторитетное государство, жизнь спартанцев подчинена быть в постоянной военной готовности.

До 7 лет спартанец воспитывался в семье на попечении нянек - кормилец. С 7 лет мальчик воспитывался в государственном учреждении - агеллы. Здесь они учились до 18 лет. Особое знание в воспитании детей придавалось физическому воспитанию. Закаливание - учили переносить холод, голод и жажду, выносить боль, прыгать, бегать, бороться, петь. Музыка, песни и танцы носили боевой характер. Дети приобретали лишь минимальные навыки письма.

Главная цель - беспрекословное послушание, побеждать. Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед руководителей государства с молодежью. Рассказывали о стойкости и мужестве предков. Детей приучали к лаконичной речи - четкости и краткости.

18-20 летних юношей переводили в группу эфебов. Они несли военную службу. Все воины должны быть немногословны, без дурных наклонностей, пьянство не допускалось. Девушек тоже учили быть воинственными, в случае отсутствия воинов.

Афинянине считали идеальным того человека, который прекрасен в физическом и нравственном отношении. Стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания, т.е. стремились к воспитанию всесторонне-развитой личности, но такое воспитывающее право имели только свободные (рабовладельцы, ремесленники).

До 7 лет дети в Афинах, получали домашнее воспитание, но с 7 лет, обучались в школах, а девочки - дома.

Примерно до 14 лет, мальчики обучались в школах грамматиста, фифариста, учились и в той и другой школе. В школе грамматиста обучали читать, писать. В школе фифариста - музыке, пению, декламации.

В 13-14 лет, мальчики переходили в учебные заведения - палестры. На протяжении 2-3 лет, они усваивали систему физических упражнений, которая называется пятиборье (бег, прыжки, метание диска и пр.).

Школы были частые и платные, занятия вели учителя - гидаскалы, дидактика. В школу ребенка сопровождал раб-педагог.

С 18-20 лет, дети поступали в эфебию, где получали образование, учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городах, гарнизонах изучали морское дело, участвовали в театральных представлениях.

Воспитание и образование в Древнем Риме

Ведущую роль играло домашнее обучение. Считалось что семье, покровительствует множество богов. Отец - неограниченный властитель. Семья на протяжении всей римской истории, считалась ответственной за нравственное воспитание граждан, эталоном образованности считалась Греция.

На школьное обучение, оказывали влияния греческие традиции. В Древнем Риме стремились к воспитанию всесторонне развитой личности. В то же время, римская система образования обладала своей самобытностью. Изящные искусства - искусство, пение. Основная цель воспитания - обеспечить карьеру в военном деле или в политике.

В Римской империи сложился свой тип содержания системы и методов образования. Основными считались дошкольные дисциплины (1 в.): грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия, архитектура.

К 5 веку - музыка и архитектура были исключены из программы, сформировалась программа семи свободных искусств.

Низшим уровнем являлись тривиальные школы (простейшие). Учились не более двух лет. Учились девочки и мальчики примерно с семи лет, изучали грамоту, счет, знакомились с литературой. Широко применялись наказания палкой и плиткой, а также поощрения.

Учреждениями нового типа были грамматические школы. Обучались с 12-16 лет, после домашнего обучения. Обязательными были греческий язык, риторика, грамматика латинского языка, основы римского права.

Обучение было индивидуальное. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях легиона. Появились риторические школы по греческому образцу.

Яркой фигурой Римской философской педагогической мысли являлся Квинтилиан (42-118 г н.э.). Он высказывал мысль о природной доброте человека, чтобы достичь хороших результатов в борьбе с дурными наклонностями, нужно соединить природную доброту с воспитанием.

Он отрицал наказание в воспитании, т.к. считал, что наказание воспитывает рабские качества. Целью воспитания, являлась подготовка молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Вершиной образованности считалось овладение искусством оратора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: