Появление организационных форм воспитания

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ. ЗАРОЖДЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.

Предмет и задачи истории образования

Изучение истории образования является важным условием формирования общей и педагогической культуры, дает знания о процессе развития теории и практики воспитания и образования, способствует становлению мировоззрения педагогического профессионализма.

Классическим наследием называется потому, что представлено лучшими образцами трудов выдающихся ученых и писателей. Педагогическим наследием она называется потому, что имеет образовательную и воспитательную направленность. Наследием называется потому, что завещано потомкам для того, чтобы каждое новое поколение могло им воспользоваться во благо своих детей и собственного блага.

Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет понять исторический и социальный характер образования, усилить ход и результаты взаимодействия общества с одной стороны, школы и педагогики с другой.

В процессе изучения курса, возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закрепились культурные ценности.

Источники изучения первобытного воспитания. Концепции происхождения воспитания

Зарождение воспитания можно судить по следующим признакам. Изучение памятников материальной и духовной культуры (языка, фольклора), изучение этнографических данных о жизни племен, живущих в наше время, но сохранивших черты первобытности. Изучение трудов ученых путешественников 13 - начала 19 вв., содержащих описание жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Сибири, которые в то время были на стадии первобытности.

Находки археологов - орудия труда и быта, детские игрушки, изображения на скалах, народные игры, обряды, корни которых уходят в глубину веков. Изучение поговорок, пословиц эпоса.

В наше время разработано несколько концепций происхождения воспитания. Традиционным является эволюционно-биологическая теория Ш. Летурно, Симжана. Представители этой теории отождествляют воспитательную деятельность первобытных людей и инстинктивную заботу высших животных о потомстве. Они приходят к выводу, что основой воспитания является инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

Биологическая теория противопоставляется психологической (Поль, Монро). Основой воспитания является стремление детей подражать взрослым.

Сходство обеих теорий в том, что они утверждают, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей существующему порядку в окружающем мире.

Современные исследователи, признавая преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на различия и подчеркивают, что воспитание у человека зародилось в виде особого вида деятельности, оно является объектом сознания человека.

Зарождение воспитания как особого рода деятельности

Первобытный человек, воспринимая окружающий мир как живое существо, наделенное сознанием и мировоззрением, было мифологическим. Цели воспитания возникли стихийно, главной целью воспитания являлась подготовка человека к простейшему существованию в мире, осознание этого мира, главным смыслом существования было добывание пищи. Дети с ранних лет включались в трудовую деятельность, усваивая знания о способах этой деятельности.

Вывод: воспитание как передача опыта накопленного предшествующими поколениями была вплетена в трудовую деятельность. По мере совершенствования орудий труда, старых и больных людей не стали привлекать к трудовой деятельности. Их обязанностью являлось сохранение огня и присмотр за детьми.

Когда стали сознательно создаваться орудия труда, трудовые умения и навыки, стало необходимым передавать новым поколениям. Так появились воспитатели. Это были самые уважаемые, умудренные опытом люди, их прямой обязанностью стало передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, о его нравственности, подготовка к жизни.

Воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Развивающееся воспитание, как особый род деятельности, побуждало потребность поддерживать и совершенствовать связи передачи опыта от поколения к поколению.

Возникновение семьи, воспитание детей в семье

Социальное разделение первобытного общества произошло примерно в 9-8 вв. до н.э., в ряде регионов мира появилась семья, что привело к изменению воспитания. Средства воспитания перешли к семье, воспитание превратилось в семейно-сословное.

Социальное разделение привело к воспитанию элиты, что повлекло за собой различие в воспитании. Во всех семьях знати усилилось влияние на детей, детство стало более продолжительным.

Тогда появились нравственные эталоны, зародились простейшие нормы социального поведения, регулировались эти нормы различными запретами и табу. Чтобы установленные запреты и табу не нарушались, старейшины и священнослужители строго следили за их соблюдением.

Появление организационных форм воспитания

Первоначальные нормы и методы воспитания имели примитивный характер. Неосознанным основным приемом воздействия взрослых на детей было механического повторение «Делай как Я!». С взрослыми, человек все больше переходил к воздействию на окружающий мир, а не только к приспособлению.

Приемы и задачи передачи социального опыта усложнялись. Коллективные традиции воспитания породили создание предвестников школ - дома молодежи. Целью воспитания являлось воспитание общественного человека, обладающего трудовыми навыками, умениями, знающего обряды, запреты, табу.

Условия воспитания в ломах молодежи изменилось вместе с изменениями социальных отношений, например к условиям матриархата (девочки и мальчики 8-1 лет воспитывались вместе под руководством женщин, а позже раздельно). При патриархально родовом строе, воспитание мальчиков и девочек стало раздельным. Мальчиков стали воспитывать старейшины и жрецы.

Появились господствующие группы населения, для них стали создаваться специальные дома молодежи. Возникла тенденция к разделению умственного и физического труда, зачатки знаний сделали своей привилегией (обмер ролей, прием и лечение людей, предсказание наводнений рек и др.).

Для обучения детей знатных особ, создавались школы, дети освобождались от физического труда, в школах учились в специальных помещениях, изучали свойственные тому времени науки, наблюдения за звездами, расчеты площадей, пиктографическое письмо (в рисунках).

Разделение в обучении различалось, мальчиков и девочек обучали различно. Своеобразным аттестатом зрелости была инициация - посвящение во взрослую жизнь. Программа подготовки к инициации балы очень сложная, она включала для мальчиков усвоение знаний и практических умений, для девочек усвоение навыков, усвоение домашнего хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: