Педагогическая мысль Древнего Рима

 

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Марк Туллий Цицерон (106-43 г. г. до н. э) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи изложил в целом ряде трактатов: "Оратор", "Об обязанностях", "О природе Добра и Зла".

Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор, художник слова, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения.

Луций Аней Сенека (ок.4 г. до н.э. - 65 г. н. э), философ и оратор эпохи императорского Рима, провозгласил главной задачей воспитания моральной совершенствование человека.

Основным предметом школьного обучения, считал Сенека, философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.

Основным методом воспитания считал самодвижение к божественному идеалу, а основным средством - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образования, не считал "семь свободных искусств" основными школьными дисциплинами [8, с.53].

Вопросы воспитания были рассмотрены им в таких произведениях, как "Письма на моральные темы", "Нравственные письма к Луцилию".

Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г), известный римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении "О воспитании оратора". Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения.

В школе основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного классицизма.

Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Квинтилиан полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование.

Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение.

По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Список использованной литературы

 

1. Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005. - 600 с.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1998. - 346 с.

3. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 1998. - 1 часть - 678 с.

4. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 1998. - 2 часть - 690 с.

5. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. - М.: Юристъ. 2003. - 876 с.

6. История политических и правовых учений. Зарубежная политико-правовая мысль: Хрестоматия. В двух частях. Ч 1. / Состав. В.В. Ячевский. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 2000. - 1000 с.

7. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. - Серия "Мир культуры, истории и философии". - СПБ.: Изд-во "Лань", Санкт-Петербургский университет МВД России. 2000. - 352 с.

8. Орлова А.П. История педагогики: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. - 380 с.

9. Педагогика народов мира: История и современность / Под ред. Р. Селлек; авторы международного проекта К. Салимова, Н. Доде. - М.: НОРМА-М, 2000. - 456 с.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Серия: Мыслители XX в. Пер. с анг. / Сост. и пер. Т.В. Васильевой. - М.: Юристъ. 1992. - 256 с.

https://xreferat.com/71/2412-1-pedagogicheskaya-mysl-v-drevneiy-grecii-i-drevnem-rime.html

5. Взгляды древнегреческих философов на воспитание оказали весьма существенное влияние на развитие педагогической мысли в последующие эпохи.

Демокрит (460 - 370 до н. э.) - один из первых философов Древней Греции, занимавшихся проблемами воспитания; считал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать".

1. чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания

2. необходимость сообразовывать воспитание и развитие с внутренней природой ребенка (принцип природосообразности), которую он назвал «микрокосмом»

3. обосновывал важность семейного воспитания, решающую примера родителей

4. выделил упражнение, как одну из составляющих обучения, основанного на сознательном интересе к изучаемому предмету.

Самый известный представитель философии софистов - Сократ (470/ 469 - 399 до н. э.). 1. цель воспитания не как овладение установленными моральными нормами, а как развитие формирование основ осознанного поведения

2. методы воспитания: диалог, спор, беседу

3. Сократические беседы(!): педагог с помощью наводящих вопросов учил ребенка постигать истину: «В споре рождается истина», а в финале диалога формулировать понятие или определение.

Платон ( 428/427 - 348/347 до н. э.) также был учеником Сократа, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитания и образования молодежи. Платон основал философскую школу - Академию (387), которой сам руководил.

Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам.

Содержание школьного образования раскрыто во многих произведениях Платона:

✓в "Протагоре", "Федоне", "Государстве", "Пире", "Федре" рассматриваетсясущностьвоспитания;

✓в "Теэтете" излагаетсятеорияпознания;

Аристотель (384 - 322 до н. э.) - ближайший ученик Платона; развивал как философские и педагогических идеи учителя, так и свои собственные.Около двадцати лет был участником афинской Академии, а затем был приглашен царем Филиппом Македонским воспитывать его сына Александра. Вернувшись в Афины, создал собственное учебное заведение - Лицей, которым руководил в течение двенадцати лет.

Яндекс.Директ

Открыть развивающую школу для детей!Методическое обеспечение и сопровождение. Возврат инвестиций через 6 мес. Звоните!Преимущества франшизыОсобенности методикиСпец. БонусОтзывыsmartum.by
Театральная студия ТопКидс в БрестеРазвитие эмоционального интеллекта и творческих способностей. Ведем набор! Звоните![Игровая импровизация][Развитие памяти][Развитие речи][Пластика]top-kids.byАдрес и телефонБрест

Взгляды Аристотеля на воспитание и образование по его трактату "Политика":

✓онпридавалпервостепенноезначениеобщественному, государственномувоспитанию;

✓допускалдомашнеевоспитаниевтрадиционныхформахдо 7-летнеговозрастаподначаломотца, однаконастаивал, чтобысемейноевоспитаниенаходилосьпод присмотром государственных чиновников;

✓считал, чтомальчиковс 7 летдолжновоспитыватьгосударство. Вкругпредметовначальногообразованиядолжнывключатьсяграмматика, гимнастика, музыкаииногда - рисование;

5. Особенности римской системы образования. Вопросы воспитания и образования в трудах Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

В первые века нашей эры в Римской империи устойчивый и единообразный образец содержания, системы и методов образования. В I веке основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина, архитектура. К V веку из этого перечня были исключены медицина и архитектура. Таким образом, окончательно сложилась программа семи свободных искусств с делением на тривиум ( грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Расслоение населения по имущественному признаку и знатности происхождения обусловило деление учебных заведений на несколько типов. Учебными заведениями повышенного типа были частные грамматические школы. Обычно здесь получали образование подростки 12 – 16 лет, прошедшие курс домашнего обучения. В данных школах предлагалась более широкая программа обучения. Дополнительно к предметам, составлявшим курс тривиальной школы, преподавались греческий язык, основы римского права, грамматика латинского языка, риторика. Количество учащихся было ограничено, а обучение – преимущественно индивидуальное. Позднее была предпринята попытка деления учащихся на классы. В ряде частных школ дополнительно предусматривались уроки физической подготовки. Военную подготовку молодёжь проходила в легионах, или воинских формированиях. Цицерон. Воспитание следует начинать с раннего детства. Впоследствии следует особое внимание уделять развитию памяти, для чего рекомендуется учить наизусть отрывки из текстов древнеримских авторов. В своём трактате «Об обязанностях» Цицерон воспроизводит образ идеального гражданин республиканского Рима. Сенека подчёркивал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность. Исходя из своего понимания нравственности, Сенека не считал правильным придерживаться канона семи свободных искусств. Марк Фабий Квинтилиан. А для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Сам процесс воспитания формирует свободного ребёнка. Учить надо не многому, но основательно

 

 
 
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: