Проблема: потребность адекватного оценивания учащихся и их достижений, преемственностью оценивания при переходе от педагога к педагогу, из школы в школу (Þ универсальность, нормативность). Несоответствие традиционной системы оценки ЗУН указанным потребностям. Оценка и учет – не равнозначные понятия. Оценка – мнение, суждение; условное отражение оценки - отметка обычно в баллах. Отметка (учет) – количественное выражение оценок. Опасность: вместо стимулирования ПИ возникает мотивация к получению отметок + ригидность системы, не отражающей индивидуальный подход (Þ индивидуальные приемы включения отметок в ПП). Оценка знаний - процесс сравнения достигнутого уровня владения знаний учащимися с эталонным представлением, описанным в учебной программе. У нас: «5» - владеет в полной мере, «4» – достаточно, «3» - недостаточно, «2» - не владеет (Беспалько © - оценка по полноте усвоения: «5» - правильный полный ответ; «4» - правильный неполный ответ; «3», «2» - не правильный; «1» - нет ответа;) в других странах существуют другие шкалы: 9, 10, 12 - бальные или словесные отметки. Все эти варианты не могут дать объективных результатов оценки практической педагогической деятельности. Недостаток экспертной оценки - субъективизм, большой разброс оценок за один и тот же ответ. Идёт интенсивный поиск объективных методов, который приведет к объективному контролю - средства контроля дающие точные и полные сведения об уровне знаний и качестве учебного процесса. Таким средством наука считает дидактические/достижений - измеряющие уровень знаний и личностные тесты ( социально-психологические качества). Но точность и объективность тестов зависит от их валидности, от того какие критерии заложены в его основание.
|
|
Бабский © (по уровням): IV - творческие знания (система знаний, гибкие, прочные), III - знания действий (уметь применять), II - знания копия, I -низкий (ошибочные знания), 0 - несформированность знаний.
Педагогическая теория коллектива.
Коллектив - это взаимодействующая общность, объединенная социально-ценностными отношениями. В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, ее деятельность сопровождается успехом. В диффузной группе - полярной противоположности коллективу - личность подавлена, несвободна, поэтому в деятельности не достигает максимального успеха Педагог, работая с группой детей, должен позаботиться о развитии внутригрупповых отношений.
Педагогическая теория коллектива помогает педагогу понять, как действовать в детском коллективе.
Развитие. Смена подходов к понятию коллектив: 1) любая малая группа; 2) высшая форма развития коллектива; 3) особым образом организованная группа. Основоположник и разработчик педагогической теории коллектива - Антон Семенович Макаренко (теория и методика воспитания в коллективе; открытия: признаки коллектива, перспективные линии, первичный коллектив, самоуправление, метод параллельного действия, законы жизни коллектива, этапы развития коллектива). Советская педагогика основательно разработала методику организации детского коллектива. Н.К. Крупская (значение пионерских организаций); Шацкий Станислав Тимофеевич (разработал концепцию внешнего воспитания и «открытой школы» - центра воспитательной работы в социальной среде); Конникова Татьяна Ефимовна; Иванов Игорь Петрович (автор «педагогики общей заботы» - методики коллективной творческой деятельности, создатель и руководитель первых коммунарских коллективов); Казакина Мая Германовна; Лутошкин Анатолий Николаевич (основатель и руководитель летней научно-исследовательской лаборатории, автор книг /«Как вести за собой», «Эмоциональный потенциал коллектива»/); Л.И. Уманский (психология организаторской деятельности); Кирпичник Анатолий Григорьевич; Шмаков Станислав Анатольевич (концепция коллективной творческой деятельности школьников в свободное время, взаимодействия юношеских организаций с обществом, школой и личностью; осуществил системное исследование игры как феномена культуры); Новикова Людмила Ивановна (теоретические работы по проблемам коллектива, «Педагогическая деятельность коллектива»); Силиванова Наталья Леонидовна; Караковский Владимир Абрамович; О.С. Гоуман/Гаманин (организация жизни детей в условиях детского лагеря); группа под руководством психолога Петровского (стратометрическая концепция коллектива – уровни состояния коллектива).
|
|
Основные идеи.
Ø Понятие и специфика воспитательного коллектива (создаваемая в воспитательных целях особым образом организованная группа воспитанников, обладающая основными признаками коллектива);
Ø Функции коллектива (социализация – адаптация в оществе; элемент микросреды, необходимый для полноценного развития личности; арена для первичной самореализации личности; инструмент воспитательного влияния на становление личности);
Ø Признаки коллектива (чтобы направить группу по пути развития коллектива, ей необходимо задать следующие характеристики: общая социально значимая цель /цель-ценность & цель-деятельность/; совместная деятельность, направленная на ее достижение; наличие структуры и органов самоуправления; отношения ответственной зависимости / взаимной ответственности /не зависимость личности от коллектива, а коллектива от индивидуальности/; связи с другими коллективами /полномочное представительство в вышестоящих органах самоуправления; совместные дела с другими коллективами; дела для других коллективов – во избежание замыкания внутренних связей и формирования «группового эгоизма»/);
Ø Факторы и условия развития коллектива;
Ø Структура коллектива (официальная/формальная: микроколлективы /постоянные и временные по 7-15 чел/ + выборные органы /постоянные и временные/; неофициальная: микрогруппы по симпатиям и интересам + неформальные лидеры /как правило, они и представляют временные органы самоуправления/; в основе формирования структуры лежат отношения);
Ø Этапы развития коллектива (группа-когламерат, -ассоциация, -корпорация);
Ø Закономерности влияния коллектива на личность (соприсутствие ребенка в социальном пространстве реализуется через присутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Функции группы: þ благодаря взаимному обмену информации группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию; þ группа - богатейшее поле эмоционального напряжения, где субъект черпает эмоциональный опыт; þ в групповом взаимодействии ребенок обретает социально ценный поведенческий опыт; þ в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, с Другим «Я», и познает самого себя в сопоставления с другими; þ группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно);
|
|
Ø Организация коллективной деятельности (методика, способы);
Ø Самоуправление в коллективе (способ функционирования коллектива, обеспечивающий возможность участия всех его членов в решении жизненно важных задач и организации деятельности; органы: совет коллектива/главный организационный орган коллектива – постоянное объединение полномочных представителей микроколлективов и др. органов/, совет дела/временный орган коллектива, избираемый из представителей микроколлективов, для организации конкретного дела или события/, творческая группа/временный орган коллектива, избираемый из наиболее компетентных членов, для подготовки общего дела/, инициативная группа /временный орган, создаваемый из добровольцев для организации конкретного дела или события/);
Ø Роли и позиции педагога в детском коллективе (педагогическое руководство, стили руководства и взаимодействия с детским коллективом).
Детский коллектив – основной воспитательный инструмент Для эффективной организации и работы педагогу надо сделать из группы коллектив.
18. Методика работы с классным коллективом.
Коллектив – основная форма функционирования ПП. Ученический коллектив - объединение воспитанников/ группа учеников, объеденных общей социально значимой целью, деятельностью (учением) и организацией этой деятельности. Именно в классном коллективе образуется густая сеть отношений, отличающихся сплочением, общей ответственностью, взаимной зависимостью, при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Управление коллективом - управление процессом формирования и развития коллектива, его функциями, использование коллектива в качестве инструмента воспитания школьников. Управление как два взаимосвязанных процесса: сбор информации об ученическом коллективе и включение в него школьников + органы адекватных воздействий, для совершенствования коллектива и его влияния на каждого воспитанника. Для этого необходима интеграция всех возрастов в единую систему. Это достигается использованием комплекса педагогических воздействий, постоянной заботой членов коллектива друг о друге, создание ситуаций для положительного влияния на отдельных учеников, расширение самоуправления, объединение усилий всех участников процесса.
|
|