Третий фактор – воспитание. Это целенаправленный, особым образом организованный процесс формирования качеств и свойств личности, развития ее способностей

Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий – вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Четвертый фактор – активность самого человека как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитыва-ющейся персоны.

 

 

6. Образование как целостный педагогический процесс.

С момента своего возникновения воспитание и обучение осуществлялись как целостный процесс трансляции знаний, опыта деятельности и норм поведения от старшего поколения младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Дальнейшее разделение труда в обществе постепенно привело к разграничению обучения и воспитания. В истории педагогики развитие взглядов на педагогический процесс шло от разграничения и даже противопоставления обучения и воспитания (учитель учит, а воспитатель воспитывает) до понимания их объективного единства в ХIХ в. Вместе с тем, начиная с1930-хгодов, обучение и воспитание изучаются как автономные, самостоятельные процессы, не зависимые друг от друга. В середине70-хгодов XX века наука вновь обращается к проблеме целостного педагогического процесса, что было вызвано, в частности, потребностями практики. Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единством управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.

Педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике. В первом случае в педагогической системе выделяют (В. А. Сластенин и другие) четыре взаимосвязанных компонента: педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы), содержание образования и материальная база (средства). Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Педагогический процесс есть педагогическая система в динамике. Ее подсистемами выступают все социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединяющиеся в систему образования. Основной подсистемой является учреждение образования.

Рассмотрим педагогическую систему в динамике, то есть педагогический процесс. Процесс (от лат. processus — движение вперед, изменение) — 1) последовательная смена состояний; ход развития чеголибо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-торезультата.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции:

1) обучающую — формирование мотивации и опытаучебно-познавательнойи практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;

2) воспитательную — формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих

им качеств, свойств личности; 3) развивающую — развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

 

13. Характеристика методов организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Методы организации и осуществления учебно-познавательнойдеятельности

  I подгруппа

II подгруппа

III подгруппа

IV подгруппа

 

По источнику передачи

По логике передачи

По степени

По характеру управления

 

самостоятельности

 

и восприятия учебной

и восприятия учебной

учебной деятельностью

 

мышления

 

информации

информации

(методы управления

 

учащихся в процессе

 

(перцептивные методы)

(логические методы)

учебной деятельностью)

 

усвоения знаний

           
  Словесные: Индуктивные, дедуктив- Репродуктивные, продук-

Методы работы под руко-

  rобъяснение;

ные, аналитические, синте-

тивные (проблемные, проб- водством учителя; методы
  rрассказ;

тические, аналогия, выде-

лемно-поисковые,исследо- самостоятельной работы
  rбеседа; ление главного, сравнение вательскиеидр.) учащихся:  
  rлекция; и др.     rработа с книгой;  
  rдискуссия и др.      

r выполнение письменных

  Наглядные:       заданий;  
  rиллюстрация;      

r выполнение лаборатор-

  rдемонстрация.      

ной работы, художественно-

  Практические:      

творческой работы в ма-

  rупражнение;       стерских и др.  
  rопыт;          
  rтрудовые действия и др.          

Методы педагогического процесса, характеризующиеся тем, что учитель с помощью слова сообщает информацию, а учащиеся ее воспринимают с помощью слуха, относятся к словесным методам. В их основе лежат

убеждение (самоубеждение) и внушение (самовнушение). Убеждение — это метод формирования сознания, то есть знаний, чувств, отношений личности. Внушение — влияние на сознание и поведение человека незаметно для него

Рассказ — монологический метод изложения учебного материала учеником или как метод устного повествовательного изложения новых знаний учителем. Выделяют рассказ-вступление(подготовка к восприятию нового материала),рассказ-повествование(осуществляется раскрытие, изложение нового материала),рассказ-заключение(выделение главных идей, мыслей, обобщение изученного, выводы). Объяснение — монологический метод изложения теоретических положений, закономерностей, существенных свойств и т. п. Беседа — диалогический метод изложения и усвоения учебного материала, который предполагает разговор педагога с учащимися с помощью тщательно продуманной системы вопросов. Выделяют беседы: вводные, сообщения новых знаний,повторительно-обобщающие,контрольно-коррекционные,инструктивно-методические,беседы проблемного характера. Лекция как метод обучения — традиционно монологический словесный метод изложенияучебногоматериалабольшойемкости,достаточнойсложности,имеющегосвоюлоги-

ку доказательств и обобщений. Метод дискуссии основан на обмен емнениями между учителем и учащимися.

Метод работы с книгой применяется как метод получения новых знаний, метод закрепления знаний и выработки умений и навыков, а также как метод проверки знаний. Кроме того, это важнейший метод формирования у школьников потребности и умений самообразования. Наглядные методы обычно применяются в сочетании со словесными методами. Метод наблюдения представляет собой активную форму чувственного познания Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов и пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов и т. п. Метод демонстрации заключается в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, процессов различного происхождения, коллекций и т. д., в постановке опытов и проведении экспериментов. Практические методы являются способами организации практической деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания. Методы лабораторных и практических работ способствуют углублению, закреплению и конкретизации приобретенных теоретических знаний, формированию практических умений и навыков, необходимых как для учебной, исследовательской деятельности, так и для выполнения трудовых заданий в учебных мастерских, производственной деятельности. Метод практических работ эффективен при формировании у школьников комплексных, интегрированных умений и навыков учебной и трудовой, производственной деятельности.

 

14. Характеристика методов стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности школьников.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательнойдеятельности

 

I подгруппа

    II подгруппа

Методы стимулирования и мотивации интереса

    Методы стимулирования долга и ответственности

к учебно-познавательнойдеятельности

    в учении

Создание ситуаций: эмоционально-нравственныхпере-

 

Разъяснение личностной и общественной значимости

живаний, занимательности, познавательной новизны,

 

учения и формирование у школьников соответствующих

опоры на жизненный опыт, успеха в учении и т. д.; по-

 

убеждений; предъявление требований, упражнения по

знавательные игры; учебные дискуссии

 

их выполнению; поощрение успеха и порицание недо-

       

статков в учении; соревновательность и др.

           

Игровые методы — способы организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступных определенному возрасту формах. В современной школе игровая деятельность используется: По характеру педагогического процесса игры группируют на: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2) познавательные, воспитательные, развивающие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные,игры-драматизациии др. По предметной области выделяют игры по всем школьным предметам. В зависимости от среды, в которой проводится игра, различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с другими техническими средствами обучения, а также с различными средствами передвижения. младшем школьном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, способствующие развитию связной речи, словарного запаса, памяти, внимания, мышления, укреплению воли, воспитанию нравственных качеств и привычек поведения. В старшем школьном возрасте и в процессе обучения взрослой аудитории применяются деловые игры и их различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Ролеваяигра—социально-психологический тренинг, впроцессекоторого отрабатываются способы реагирования на разнообразные жизненные ситуации и способы поведения в этих ситуациях

 

15. Характеристика методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности школьников.

Методы контроля и самоконтроля в обучении

  I подгруппа II подгруппа   III подгруппа
         
 

Методы устного контроля

Методы письменного

Методы лабораторно-
 

практического контроля

 

и самоконтроля

контроля и самоконтроля

 

и самоконтроля

       
  Индивидуальный опрос, фрон-

Письменная контрольная ра-

Контрольные лабораторно-
  тальный опрос, устный зачет,

бота, письменный зачет, пись-

практические работы, лабо-
  устный экзамен, программи-

менный экзамен, письменная

раторно-практическийсамо-
  рованный опрос, устный само- программированная работа, контроль и др.
  контроль и др.

тестирование, письменный са-

 
    моконтроль и др.    

Педагогическое диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития.

Контроль — неотъемлемый элемент традиционногоучебно-воспитательногопроцесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении и воспитании. Это проце-

дура получения информации о деятельности педагогов и воспитанников, ее результатах, установления степени достижения целей обучения и воспитания, проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных ка-

честв. Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В ходе наблюдения и проверки выявляется и измеряется тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате накапливается первичная информация, которая учитывается, а затем подвергаетс яанализу, синтезу, сравнению. В педагогической практике осуществляются разные виды контроля.. Предварительный контроль Текущий контроль, Тематический контроль, Итоговый контроль, Заключительный

контроль. К организационным (общим) формам контроля относятся: индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль. Контроль осуществляется с помощью разнообразных методов. Методы контроля (самоконтроля) в обуче-

нии — это способы выявления результатов учебно-познавательнойдеятельности учащихся и преподавания.

Наиболее распространены в педагогической практике такие методы контроля, как:

r Методы наблюдения позволяют установить отношения ученика к тем или иным объектам действительности, к своим учебным обязанностям, учебному труду, выявить интересы, способности ученика и т. п. r Методы устного контроля: беседа, рассказ, контрольное чтение текста, индивидуальный или фронтальный опрос и другие. r Методы письменного контроля: написание диктантов, изложений, классных и домашних сочинений, подготовка рефератов, докладов и другие. r Методы графического контроля: выполнение таблиц, графиков, схем, заданий в контурных картах и другие. r Методы практического контроля: выполнение контрольных лабораторных работ, опытов, проверка прак-

тических умений и навыков и другие. r Методы программированного безмашинного или машинного контроля. r Метод тестового контроля. r Методы самоконтроля.

Выделяют следующие функции процесса оценивания:

r диагностическая — измерение усвоения учащимися учебного материала, определение объемов усвоенного материала и глубины понимания; r обучающая — определяется тем, насколько при контроле наблюдается прирост знаний, умений и навыков; r развивающая — определяется тем, насколько присутствует прирост психических операций в определенных психических процессах; r воспитывающая — определяется тем, насколько у учащихся формируются устойчивые отношения, позитивная адекватная «Я-концепция»,сотрудничество, ответственность и другие личностные качества; r стимулирующая — определяется тем, насколько ученики готовятся к каждому уроку, насколько они активны во время опроса, насколько формируется мотивация для занятий данным предметом; r корректирующая — исправление деятельности и поведения ученика и учителя, если таковые не соответствуют требованиям педагогического процесса.

 

 

26. Педагогическая диагностика воспитанности учащихся.

Успех воспитания во многом зависит от правильного и объективного учета и оценки его результатов. Главных критериев воспитанности учащихся три: 1) дела, действия, поступки, поведение учащихся; 2) мотивы деятельности и поведения; 3) единство слова и дела. Педагогическая диагностика воспитанности учащихся дает нужные результаты при условии, что оно отвечает ряду требований: 1. Изучение учащихся не являются самоцелью, оно должно быть подчинено задаче повышения качества воспитания. «…знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания» 1. 2. Изучение следует проводить планомерно и систематически. 3. Изучать школьников необходимо в естественных условиях их жизни и деятельности (в процессе обучения, в общественно полезном труде, в общественной работе, во время досуга). 4. В процессе изучения необходимо сочетать разнообразные диагностические методы и приемы. 5. Важно изучать школьников в коллективе и как отдельных членов коллектива. 6. Следует изучать личность в целом, не ограничиваясь отдельными ее чертами, подходить к воспитанникам с «оптимистической гипотезой». В общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь критериями воспитанности учащихся выступают: - гражданственность; - товарищество и коллективизм; - уважение к старшим; - доброта (гуманность); - честность и принципиальность; - трудолюбие (добросовестное отношение к труду); - бережливость; - дисциплинированность; - эстетическое развитие. Методы и приемы диагностики воспитанности учащихся и коллектива делятся на три группы. Первая группа – методы и приемы, основывающиеся на высказываниях и суждениях самих учащихся (анкетирование, беседы, сочинения, метод коллизий). Вторая группа – методы и приемы, основанные на суждениях людей, непосредственно общающихся с учащимися (метод независимых характеристик, метод экспертных оценок). Третья – методы и приемы, основывающиеся на наблюдении за деятельностью и поведением учащихся. В школах распространены следующие способы учета результатов воспитания: оценка поведения учащихся по итогам учебных четвертей и года;· краткие записи о поведении учащихся в их дневники по итогам· учебной недели; записи о результатах изучения учащихся и итогах воспитательной· работы в рабочем дневнике классного руководителя; ведение открытого классного дневника («летописи класса»);· педагогические характеристики учащихся;· общественные смотры знаний (этических, обществоведческих и др.).

 

33. Неуспеваемость учащихся: причины и пути преодоления.

Острейшей проблемой современной школы является НЕУСПЕВЕМОСТЬ. ПРИЧИНЫ: Социальные факторы: 1) снижение ценности образования в обществе, общее принижение роли интеллектуального труда; 2) трудное социально-экономическое положение семьи. Биопсихологические факторы: 1) последствия перенесенных болезней или психических потрясений; 2) школьный невроз (дидактогения); 3) слабая память, рассеянное внимание; 4) временная задержка психического развития. Педагогические факторы: 1) вынесенная из нач классов пагубная привычка к мех запомин материала без осмысления; 2) несформир-ть правильных приемов и способов уч Д*, общеуч НУ; 3) отсутствие волевых усилий и настойчивости в преодолении уч трудностей; 4) отвлечение от учебных занятий. 5) недостаточное р* общественных мотивов учения, несформированность чувства долга и ответственности за свой труд. 6) неразвитость познавательных интересов. Неуспеваемость начинается с отставания. ОТСТАВАНИЕ В УЧЕБЕ – наличие пробелов и недрстатков по отдельным темам, разделам учебного предмета или предметов. Образовавшиеся однажды пробелы в занятиях школьника тормозят его успешное продвижение в учебе. Если вовремя не заметить и не устранить возникшего пробела, то вскоре начинает снижаться или теряться интерес к учебным занятиям, ослабляется дисциплина, появляется нежелание ребенка посещать школу. МЕРЫ ПЕД ПОМОЩИ ОТСТАЮЩИМ И НЕУСПЕВАЮЩИМ УЧАЩИМСЯ: Меры непосредственной помощи: 1) своевременное выявление отстающих и неуспевающих учащихся; 2) проведение поддерживающих занятий; 3) увеличение доли индивидуальной работы отстающих в учебе учащихся под руководством учителя; 4) индивидуальные учебные поручения учащимся; 5) организация деятельности учащихся-консультантов по предметам; 6) правильная организация повторения и проверки учебного материала; 7) непротиворечивость требований к учащимся у разных учителей; 8) недопустимость формализма в оценке и т. д. Меры опосредованной помощи 1) дифференциация обучения, стимулирование познавательных интересов учащихся, вовлечение их во внеурочную работу (факультативные занятия, кружки); 2) повышение учебной репутации и самооценки отстающих учащихся; 3) гигиена и психогигиена учебного труда (профилактика утомляемости, здоровое питание, разумное чередование труда и отдыха и др.); 4) соблюдение учителем педагогического таккта; 5) целенаправленная работа по формированию общеучебных умений и навыков учащихся и т. д.

 

 

32. Контроль результатов процесса обучения. Оценка и отметка.

КОНТРОЛЬ– это Д*сть У в УВП по наблюдению за кач-ным и своеврем усв* содержания образования и методов их усв* и применения их уч-мися, их р*в соответствии с госуд уч программами. СТРУКТУРА контроля:1) проверка (выявление и измерение);2) анализ;3) оценка;4) коррекция;5) учет (выставление отметки). ФУНКЦИИ контроля:1) Контролирующая:2) выявление уровня ЗУН уч-ся для определения возможностей их дальнейшего продвижения и изуч программного материала.3) это средство контроля эф-сти обучения методов и приемов, применяемых учителем.4) Обучающая - требует такой организации проверки Зн, при кот осуществлялось бы самообуч и самоконтроль уч-хся, повторение ими материала при ответах одноклассников.5) Воспитывающая - это приучении уч-ся к систематич, регулярной раб, выработки у них воли, дисциплинированности, ответственности.6) Развивающая - подразумевает р* мышления, памяти, воспит нравств и волевых кач-в личности.7) + стимулирующая, социальная.8) СРАВНИТЕЛЬНАЯ при сопоставлении данных тестирования по школе.9) Прогностическая -для выявления способности к усвоению нового материала и неизбежно отражает воздействие предшествующего обучения, и потому ее можно предсказать по результатам контроля. ПРИНЦИПЫ контроля:1) ОБЪЕКТИВНОСТЬ.2) РЕГУЛЯРНОСТЬ/СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Неравномерное увелич частоты проверок, их неожиданность создают дополнит нервное и эмоц напряжение у учащегося. А уменьшение числа контр проверок имеет негативные последствия.3) ПЛАНОВОСТЬ,4) ГЛАСНОСТЬ (ОТКРЫТОСТЬ)

5) НАУЧНОСТЬ - предполаг использ при контроле научно обоснованных средств, проверочных процедур и методов анализа данных контроля.

ВИДЫ контроля:1) Входной:

- спользуется только в случае отбора уч-хся при конкурсном зачислении в профильные классы/является инициативой У, уделяющих внимание индивидуализации учебного процесса.- помогает построить индивид траектории освоения нового материала для наиболее слабых или наиболее сильных.2) Текущий: Цель текущего контроля – следить за ходом обучения. - позволяет получить информацию о ходе уч. проц для его своевременной коррекции и перестройки в нужном направлении.3) Периодический4) Итоговый - для оценки уч достижений после завершения определенного этапа обучения, прохождения раздела или всего учебного курса. Может быть:

· Внешний - проводят не зависимые от школы структуры, например при государственной аттестации или в ЕГЭ.· Внутренний - проводят сами учителя, например во время школьных выпускных экзаменов.

ФОРМЫ организации контроля: фронтальный контроль; индивидуальный (выборочный) контроль; групповой контроль.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ:1. Устный опрос (собеседование).2. Письменный опрос. 3. Комбинированный (уплотненный) опрос.4. Проверка домашних работ.5. Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.6. Выставление поурочного балла.7. Метод контрольных работ.8. Дидактические тесты (программированный контроль).9. Практическая проверка.10. Защита творческих работ (метод жюри). 11. Общественный смотр знаний.12. Экзамен.

Острейшей проблемой современной школы является неуспевемость. Она вызывается многими факторами:

 

Социальные факторы:1) снижение ценности образования в обществе, общее принижение роли интеллектуального труда;2) трудное социально-экономическое положение семьи.2. Биопсихологические факторы:1) последствия перенесенных болезней или психических потрясений;2) школьный невроз (дидактогения);3) слабая память, рассеянное внимание;4) временная задержка психического развития.3. Педагогические факторы:1) вынесенная из начальных классов пагубная привычка к механическому запоминанию материала без должного осмысления;2) несформированность правильных приемов и способов учебной деятельности, общеучебных навыков и умений;3) отсутствие волевых усилий и настойчивости в преодолении учебных трудностей;4) отвлечение от учебных занятий.5) недостаточное развитие общественных мотивов учения, несформированность чувства долга и ответственности за свой труд.6) неразвитость познавательных интересов.

Неуспеваемость начинается с отставания. Отставание в учебе – наличие пробелов и недрстатков по отдельным темам, разделам учебного предмета или предметов. Образовавшиеся однажды пробелы в занятиях школьника тормозят его успешное продвижение в учебе. Если вовремя не заметить и не устранить возникшего пробела, то вскоре начинает снижаться или теряться интерес к учебным занятиям, ослабляется дисциплина, появляется нежелание ребенка посещать школу.

Меры педагогической помощи отстающим и неуспевающим учащимся:

1. Меры непосредственной помощи:

1) своевременное выявление отстающих и неуспевающих учащихся;

2) проведение поддерживающих занятий;

3) увеличение доли индивидуальной работы отстающих в учебе учащихся под руководством учителя;

4) индивидуальные учебные поручения учащимся;

5) организация деятельности учащихся-консультантов по предметам;

6) правильная организация повторения и проверки учебного материала;

7) непротиворечивость требований к учащимся у разных учителей;

8) недопустимость формализма в оценке и т. д.

2. Меры опосредованной помощи:

1) дифференциация обучения, стимулирование познавательных интересов учащихся, вовлечение их во внеурочную работу (факультативные занятия, кружки);

2) повышение учебной репутации и самооценки отстающих учащихся;

3) гигиена и психогигиена учебного труда (профилактика утомляемости, здоровое питание, разумное чередование труда и отдыха и др.);

4) соблюдение учителем педагогического таккта;

5) целенаправленная работа по формированию общеучебных умений и навыков учащихся и т. д.

31. Педагогическая диагностика обученности и обучаемости учащихся.

Педагогическая диагностика обученности и обучаемости учащихся.

Обучение, воспитание, управление школой не может эффективно осуществляться без учета результативности этих процессов, без диагностики.

Термин «диагностика» происходит от греческого dia – «прозрачный» и gnosis – «знание»; вместе получается diagnostikos – «способный распознавать».

ПЕД ДИАГНОСТИКА – это выяснение всех обстоятельств протекания определенного пед проц, точное определение его предпосылок, условий протек и полученных рез-в. Целью педагогической диагностики является своевременное выявление, оценивание и анализ течения педагогического процесса в связи с продуктивностью последнего.

Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.

ВИДЫ педагогической диагностики:1. По объекту изучения:а) дидактическая (учебная);б) воспитательная;в) управленческая.2. По продолжительности: а) кратковременная; б) лонгитюдная (продолженная).3. По критерию системности: а) эпизодическая (ситуативная); б) системная. Системная лонгитюдная диагностика носит название «мониторинг» («отслеживание»).4. По характеру выражения результатов:а) качественная;б) количественная (количественные измерения в педагогике, а также отрасль педагогической диагностики, которая их изучает, называется педагогическая квалиметрия).5. В зависимости от места диагностики в уч процессе, объема заданий, времени, отводимого на проверку и числа уч-хся: Предваряющая · для выявления уровня ЗУН и р* уч-ся. · в начале учебного года, · помогает У верно спланировать предстоящую работу, связать ее с тем, что уч-ся уже известно. · помогает уч-мся мобилизовать уже имеющиеся Зн и опыт для успешного усв* нового материала.

Текущая · в ходе повседневной уч работы в основном на уроке. Основная функция– обучающая, стимулир. · В проц изучения темы с целью проверки усв* учащимися отдельных элементов уч программы · способствует своеврем и кач выполнению уч заданий школьниками, · У-ям дает возможность сразу видеть результаты своих усилий и вовремя корректировать работу. Периодическая - · после изучения темы, раздела программы. · с целью диагностирования кач-ва усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Итоговая · после изучения курса/определенного этапа обуч (четверти, полугодия, учебного года). · Для определение уровня (качества) фактической обученности в соответствии с

поставленной на данном этапе целью. 6. По числу диагностируемых и характеру вопросов: Фронтальная · небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению. перед всем классом, в обсуждении которых принимают участие все учащиеся, краткие ответы даются обычно с места. · Разновидностью фронтальной - комплексная проверка, которая диагностирует способность учащихся применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения для решения практических задач.

Индивидуальная На проверку во время урока знаний, умений и навыков отдельных учащихся.

Групповая проверку итогов работы, выполняемой частью учащихся класса, над заданиями, которые могут быть одинаковыми для всех групп, либо разными

Комбинированная сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной форм диагностики. За небольшое время можно проверить большее количество учащихся.

Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов и обучаемости (это остигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели).

СТРУКТУРА процедуры пед диагностики:

1) контроль, проверка, оценивание.

2) накопление статистических данных;

3) их анализ;

4) выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку ЗУ обучаемых. Проверка только констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.

 

1. Педагогика в системе наук о человеке.

1) Термин «педагогика» означает педагогическую науку, то есть систему теоретических и методических идей по вопросам воспитания, и только в этом смысле будем употреблять это слово.

Термин «педагогика» переводится как «детовождение». С древнейших времен и до начала XVII века продолжался донаучный период развития педагогики: педагогические идеи развивались в рамках философии. Начало научного периода в развитии педагогики, когда она наконец-то выделилась в самостоятельную область познания, связано с именами Фрэнсиса Бэкона и Яна Амоса Коменского. Английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением». Официальной датой рождения педагогики можно считать 1632 год, когда вышла в свет книга Я.А. Коменского «Великая дидактика». Объект науки отвечает на вопрос: какая часть объективного мира, какой круг явлений изучается данной наукой? Предмет указывает на то, что конкретно в объекте изучается данной наукой. Объект и предмет науки соотносятся как общее и частное. Вся совокупность педагогических явлений получила название воспитания. Объектом педагогики как науки является воспитание.  Предметом педагогики является сущность воспитания как взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, направленной на развитие личности последнего; эту сущность составляют цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства и формы организации воспитания. Педагогика, как и всякая наука, выполняет две основные функции: фундаментальную (теоретическую) и прикладную (технологическую).

Задачи педагогики:1)Изучение объективных закономерностей воспитания.2)Изучение и обобщение имеющегося пед. опыта.3)Прогнозтрование, развитие воспитания педагогики.4)Разработка конкретных целей, задач, форм, содержания, методов воспитания.5)Внедрение результатов пед. исследования в практику.2)Педагогика включает ряд отраслей (педагогических наук): общую педагогику, частные педагогики, прикладные педагогики, частные методики преподавания. Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания и обучения, общие для всех возрастов и категорий воспитанников. Общая педагогика включает следующие основные разделы: история образования и педагогической мысли; сравнительная педагогика; этнопедагогика; дидактика; теория воспитания; школоведение. История образования и педагогической мысли изучает развитие педагогических идей, теорий и систем. Сравнительная педагогика изучает различия в системе образования в разных странах и регионах мира, а также общие тенденции развития образования в мире. Этнопедагогика изучает взгляды, идеи, принципы, методы, средства воспитания, бытующие у разных народов, сформировавшиеся в донаучный период и, как правило, получившие отражение в фольклоре. Дидактика (греч. didakticos – поучительный от didaskein – учить, наставлять, поучать) – теория обучения. Это раздел общей педагогики, рассматривающий сущность процесса обучения, общие закономерности и принципы, на которых осуществляется процесс обучения, содержание образования, методы, средства и формы организации обучения и контроля его результатов. Теория воспитания – раздел общей педагогики, рассматривающий сущность, закономерности, принципы, методы, средства, формы организации процесса воспитания и диагностики его результатов. Педагогический менеджмент – раздел общей педагогики, изучающий проблемы организации народного образования, деятельности должностных лиц в учреждениях образования, формы и методы руководства учебно-воспитательным процессом. Помимо общей педагогики, выделяют частные педагогики. Критериями классификации здесь выступают возрастные и некоторые другие особенности воспитанников. Так, в зависимости от возраста воспитанников выделяются: ● ясельная педагогика (изучает вопросы воспитания детей раннего возраста – до 3 лет); ● дошкольная педагогика (от 3 до 6 лет); ● педагогика школы (от 6 лет до окончания школы); ● педагогика профессионального образования (внутри ее выделяется особый раздел – педагогика высшей школы); ● андрагогика (теория обучения и воспитания взрослых). В наше время на Западе иногда говорят о геронтогогике – теории обучения и воспитания пожилых людей Так, вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями психофизического развития, разрабатывает коррекционная, или специальная педагогика. Коррекционная педагогика, в свою очередь, делится на такие отрасли, как олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия.. Вопросы перевоспитания преступников и правонарушителей (детей и взрослых) в условиях исправительного учреждения рассматривает пенитенциарная педагогика. Также существуют производственная, военная и спортивная педагогики.

Частные, или предметные методики (частные дидактики) рассматривают теорию и практику обучения конкретным учебным предметам. Например, говорят о методике преподавания математики, методике преподавания биологии, истории и т. п.

 

 

2. Основные категории педагогики.

Категориальный аппарат педагогики. Всякая наука оперирует присущим ей набором категорий – наиболее общих понятий, из которых выводятся все остальные ее понятия. Основные педагогические категории: «воспитание», «обучение», «образование». Родовым понятием в педагогике следует считать воспитание. В отечественной педагогике термин «воспитание» употребляется в двух смыслах. Воспитание в широком смысле – это передача старшими поколениями и усвоение новыми поколениями социального опыта, включающего систему знаний, навыков и умений, способов творческой деятельности и ценностных отношений.  Воспитание в широком педагогическом смысле включает в себя воспитание в узком смысле и обучение.

Воспитание в узком смысле – это процесс целенаправленн ого форми-рования ценностных отношений к действительности (нравственных, эстетических идеологических, социальных). Ценностное отношение, глубоко усвоенное, «принятое» человеком, ставшее частью его «Я», носит название личностного качества. Поэтому воспитание в узком смысле можно также определить как целенаправленный процесс формирования личностных качеств.

Синонимом воспитания в узком смысле является термин «воспитательная работа». Обучение – процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в котором учащиеся под руководством педагога усваивают знания, навыки, умения, а также способы творческой деятельности, мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.  Граница между воспитанием в узком смысле и обучением весьма условна. В наше время понятие «образование» употребляется чаще всего в трех значениях. Во-первых, образование как процесс. В этом значении образование приближается к понятию воспитания в широком смысле. Во-вторых, образование как результат обучения и воспитания. Именно в этом значении мы употребляем слово «образование», когда говорим о ком-либо: «он получил блестящее образование», «ему не хватает образования».В-третьих, образование как социальный институт, как сферу общественной жизни и профессиональной деятельности людей. В этом значении мы употребляем термин «образование», когда говорим: «национальная система образования», «реформы в образовании», «работники образования».

 

3. Методологические основы педагогики.

В общем смысле под методологией науки понимают систему теоретических знаний о руководящих принципах, методах и приемах научного исследования. Методология педагогики – это система знаний об основах и струк-туре педагогической теории, о принципах и методах педагогического исследования. Методология педагогики – это учение о системе педагогических знаний, процессе научно-педагогического познания и практического использования педагогических знаний.

Выделяют четыре уровня методологии педагогики – философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. 

Философский уровень методологии педагогики. Педагогические теории, как и всякие другие, нуждаются в философском обосновании и базируются на положениях тех или иных философских учений, течений, направлений. В качестве методологической основы педагогики в настоящее время используются следующие основные философские концепции: прагматизм,неопозитивизм, экзистенциализм, диалектический материализм (марксизм).

Общенаучный уровень методологии педагогики. Его содержаниесоставляют общенаучные подходы, то есть наиболее общие методы, приложимые ко всем или ко многим наукам. К общенаучным относятся подходы: деятельностный, системный, аксиологический, культуро-логический и некоторые другие.   

Конкретно-научный уровень методологии педагогики составляют теории, относящиеся к области конкретной науки, в данном случае, педагогики.

Примером конкретно-научного подхода в педагогике может служить личностно-ориентированный подход, который предполагает усиление роли ученика как субъекта собственного обучения, его личностную направленность. Цель, содержание, формы и методы обучения, контроль результатов и другие дидактические элементы рассматриваются с точки зрения учета интересов и склонностей ученика, предоставления ему возможности индивидуальной образовательной траектории в каждом из изучаемых предметов.

Технологический уровень методологии педагогики – это организация и методы педагогического исследования.

 

 

27. Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты.

Обучение – это процесс управления педагогом познавательной дея- тельностью учащихся с целью овладения ими социальным опытом, выра- ботанным предыдущими поколениями (т. е. содержанием образования). Преподавание (деятельность преподавания) – это педагогическое управление учебной деятельностью учащихся.

Компоненты: преподавание, учение, предмет обучения.

Движущие силы процесса обучения: 1. Объективные потребности общественного развития, т. е. прогресс производства, техники, науки, культуры, социальных отношений. 2. Руководящая роль учителя в совместной деятельности учителя и учащихся. Учитель исподволь подводит учащихся к решению все более сложных учебных задач, учащиеся овладевают все новыми и новыми знаниями. 3. Наличие противоречия между новыми познавательными задачами и имеющимися у учащегося знаниями. Ученик будет охотно преодолевать противоречия, если он почувствует и осознает приращение своих знаний и рост интеллектуальных способностей и если ему посильно преодоление противоречий. 41 4. Рост и укрепление нравственно-волевых сил ученика, направленных на приобретение новых знаний и их применение в практике. Путь к осознанию учеником необходимости мыслительной работы в данном случае лежит через побуждение его отчетливо видеть познавательную задачу, выполняя которую он поднимается в своем продвижении на ступеньку выше и приобретает новые средства для решения последующих познавательных задач, ведущих к главной цели — получению образования. 5. Положительные эмоциональные переживания, которыми, как правило, сопровождается достижение положительных и практически полезных результатов в учении. Структура педагогического процесса. Педагогический процесс может быть рассмотрен как целостная система, структуру которой образуют следующие компоненты:

1. Цель воспитания. Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.  

2.Объект пед. воздействия:-педагог,-воспитанник,-воспитательный коллектив.

3.Субъект пед. Процесса –педагог, -воспитанник, -воспитательный коллектив.

4. Содержание образования, то есть опыт познавательной и предметно-практической деятельности, а также опыт социального поведения, который усваивается воспитанниками в педагогическом процессе.

5. Педагогические средства воздействия — это инструменты, с помощью которых педагог организует деятельность воспитанников по усвоению ими содержания образования.

28. Современные требования к уроку.

Требования к современному уроку

 

Дидактические

 

Воспитательные

             
   

и развивающие

 

Организационные

 

Гигиенические

 

(образовательные)

     
   

(психологические)

 

требования к уроку

 

требования к уроку

 

требования к уроку

     
   

требования к уроку

             
                       

1. Четкоеопределениеместа

1.Развитиеразличныхвидов

1. Наличие

продуманного

1. Оптимальный темпера-

и задач данного урока в си-

мышления, памяти, внима-

плана проведения урока.

турный режим.

 

стеме уроков.

 

ния. Реализация принципов

2.

Организационная чет-

2. Воздушный режим (про-

2.

Реализация

принципов

развивающего обучения.

костьпроведенияурока:сво-

ветривание классной ком-

целостного педагогическо-

2. Учет

уровня

развития

евременное начало, высокая

наты).

 

го процесса.

 

и психологических, инди-

плотность,

оптимальный

3. Соответствие мебели ро-

3.

Определение содержа-

видуальных

особенностей

темп обучения, логическая

сту ученика, соблюдение

ния урока в соответствии

учащихся.

     

стройность

и завершен- им правильной рабочей

с целями и задачами, учеб-

3. Развитие познавательных

ность.

   

позы.

 

ной программой, уровнем

интересов, других положи-

3. Структурная

гибкость

4. Соблюдение норм осве-

подготовки учащихся.

тельных

мотивов

учебно-

и подвижность урока.

щения.

 
4.

Прогнозирование уров-

познавательной

деятель-

4. Подготовка и рациональ-

5.

Предупреждение утом-

ня

усвоения

учащимися

ности.

     

ное использование различ-

ления и переутомления.

знаний,

сформированно-

4.

Формирование

потреб-

ных средств обучения (на-

6. Чередование видов дея-

сти умений и навыков на

ности в знаниях, готовно-

глядных, технических).

тельности.

 

уроке.

   

сти и умений самообразо-

5. Создание деловой атмо-

7.

Проведение физкультур-

5. Выбор наиболее рацио-

вания.

     

сферы на уроке, самоорга-

ных, «психологических»

нальных методов, приемов

5.

Развитие

способностей

низация учащихся.

пауз лечебно-профилакти-

и средств обучения, стиму-

учащихся, в том числе

6. Организация рефлексив-

ческого характера

лирования и контроля.

творческих.

   

ной деятельности учителя

     
6.

Сочетание

различных

6.Обеспечениеусловийпро-

и учащихся, направленной

     

общих

форм организации

дуктивной учебно-позна-

на анализ и оценивание ре-

     

учебной работы.

вательной

деятельности

зультатов урока

       

7.Разнообразиетиповиви-

учащихся (проблемные ме-

             

дов урока.

 

тоды обучения, поисковая

             

8. Осуществление межпред-

и

исследовательская дея-

             

метных связей

 

тельность и т. п.).

               

                                               7.Организация и обогащение

                                                опыта общения, отношений,

                                                сотрудничества.

                                               8.Формирование научного

                                               мировоззрения, основ базовой

                                               культуры личности.

                                               9.Создание комфортной психологической

                                               атмосферы, гуманные взаимоотно-

                                               шения между педагогом и учащимися,

                                               соблюдение учителем педагогического

                                               такта и т. п.

 

29. Педагогика в системе наук о человеке.

1) Термин «педагогика» означает педагогическую науку, то есть систему теоретических и методических идей по вопросам воспитания, и только в этом смысле будем употреблять это слово.

Термин «педагогика» переводится как «детовождение». С древнейших времен и до начала XVII века продолжался донаучный период развития педагогики: педагогические идеи развивались в рамках философии. Начало научного периода в развитии педагогики, когда она наконец-то выделилась в самостоятельную область познания, связано с именами Фрэнсиса Бэкона и Яна Амоса Коменского. Английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением». Официальной датой рождения педагогики можно считать 1632 год, когда вышла в свет книга Я.А. Коменского «Великая дидактика». Объект науки отвечает на вопрос: какая часть объективного мира, какой круг явлений изучается данной наукой? Предмет указывает на то, что конкретно в объекте изучается данной наукой. Объект и предмет науки соотносятся как общее и частное. Вся совокупность педагогических явлений получила название воспитания. Объектом педагогики как науки является воспитание.  Предметом педагогики является сущность воспитания как взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, направленной на развитие личности последнего; эту сущность составляют цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства и формы организации воспитания. Педагогика, как и всякая наука, выполняет две основные функции: фундаментальную (теоретическую) и прикладную (технологическую).

Задачи педагогики:

1)Изучение объективных закономерностей воспитания.

2)Изучение и обобщение имеющегося пед. опыта.

3)Прогнозтрование, развитие воспитания педагогики.

4)Разработка конкретных целей, задач, форм, содержания, методов воспитания.

5)Внедрение результатов пед. исследования в практику.

2)Педагогика включает ряд отраслей (педагогических наук): общую педагогику, частные педагогики, прикладные педагогики, частные методики преподавания. Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания и обучения, общие для всех возрастов и категорий воспитанников. Общая педагогика включает следующие основные разделы: история образования и педагогической мысли; сравнительная педагогика; этнопедагогика; дидактика; теория воспитания; школоведение. История образования и педагогической мысли изучает развитие педагогических идей, теорий и систем. Сравнительная педагогика изучает различия в системе образования в разных странах и регионах мира, а также общие тенденции развития образования в мире. Этнопедагогика изучает взгляды, идеи, принципы, методы, средства воспитания, бытующие у разных народов, сформировавшиеся в донаучный период и, как правило, получившие отражение в фольклоре. Дидактика (греч. didakticos – поучительный от didaskein – учить, наставлять, поучать) – теория обучения. Это раздел общей педагогики, рассматривающий сущность процесса обучения, общие закономерности и принципы, на которых осуществляется процесс обучения, содержание образования, методы, средства и формы организации обучения и контроля его результатов. Теория воспитания – раздел общей педагогики, рассматривающий сущность, закономерности, принципы, методы, средства, формы организации процесса воспитания и диагностики его результатов. Педагогический менеджмент – раздел общей педагогики, изучающий проблемы организации народного образования, деятельности должностных лиц в учреждениях образования, формы и методы руководства учебно-воспитательным процессом. Помимо общей педагогики, выделяют частные педагогики. Критериями классификации здесь выступают возрастные и некоторые другие особенности воспитанников. Так, в зависимости от возраста воспитанников выделяются: ● ясельная педагогика (изучает вопросы воспитания детей раннего возраста – до 3 лет); ● дошкольная педагогика (от 3 до 6 лет); ● педагогика школы (от 6 лет до окончания школы); ● педагогика профессионального образования (внутри ее выделяется особый раздел – педагогика высшей школы); ● андрагогика (теория обучения и воспитания взрослых). В наше время на Западе иногда говорят о геронтогогике – теории обучения и воспитания пожилых людей Так, вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями психофизического развития, разрабатывает коррекционная, или специальная педагогика. Коррекционная педагогика, в свою очередь, делится на такие отрасли, как олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия.. Вопросы перевоспитания преступников и правонарушителей (детей и взрослых) в условиях исправительного учреждения рассматривает пенитенциарная педагогика. Также существуют производственная, военная и спортивная педагогики.

Частные, или предметные методики (частные дидактики) рассматривают теорию и практику обучения конкретным учебным предметам. Например, говорят о методике преподавания математики, методике преподавания биологии, истории и т. п.

Связь педагогики с другими науками осуществляется двояко. Во-первых, имеет место интеграция научных знаний. Педагогика заимствует и интерпретирует идеи других наук. Во-вторых, педагогика использует методы исследования других наук, что обогащает ее.

 

 

30. Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности.

Образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

К основным государственным документам, определяющим содержание образования на каждом его уровне и каждой ступени, относятся образовательные стандарты, учебные планы и учебные программы. Образовательные стандарты. Под образовательным стандартом понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Образовательный стандарт образования является основным нормативным документом в сфере образования.

Функции образовательных стандартов: 1. Функция социального регулирования. 2. Функция гуманизации образования

3. Функция управления. 4. Функция повышения качества образования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: