В самом вопросе «Как привлечь волонтеров?» содержится намек на ответ. Вначале сделайте так, чтобы ваша команда или движение были привлекательными. Нужны приманки, например, форма, полиграфическая продукция, положительные отзывы в СМИ. А главное — ядро вашего движения (команды) должны составлять позитивные энергичные люди, с ярко выраженными лидерскими качествами, за которыми хотелось бы идти, и идти было бы весело.
Необходима информационная кампания (распространение информации) о волонтерском движении. Обычно привлечение волонтеров происходит через:
· Объявления, стенды, листовки в местах скопления молодежи (клубы, школы, тусовки).
· Наборы из групп клиентов или участников тренингов.
· Наборы в других организациях, переманивание или вовлечение в работу из других сфер деятельности.
· Проведение всевозможных акций.
· Приглашения через друзей и близких.
Если информация направлена на людей, совсем далеких от профилактики, есть несколько «вкусных наживок» для молодежи:
|
|
· Значимость предлагаемого.
· Общение и времяпрепровождение.
· Карьерный рост и улучшение своего социального положения (ты будешь круче других).
· Слава и известность.
· Юмор.
· Дух свободы: приходи, не понравится — уйдешь!
· Опыт предыдущих: показать, как здорово все сделали до них и как можно сделать еще круче.
· Всевозможные незначительные материальные блага (например, сувениры, пока ничем не обоснованные), то есть халява.
· Внедренная мысль о том, что если ты не волонтер — с тобой что-то не так.
Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются чуть поз же, когда люди уже включаются в деятельность.
Как удержать волонтеров?
· Доверие. Если тебе доверяют, значит, уважают и ценят! Доверяйте волонтерам посильную работу, и если она увенчается успехом, вы все будете очень довольны.
· Понимание значимости и сути работы. Волонтеры должны пройти обучение, принимать участие в составлении плана работ и видеть положительные результаты своей деятельности.
· Карьерный рост. Для этого практически во всех организациях распределены должности и создана иерархия. В зависимости от успехов человек приобретает тот или иной статус, что не только повышает его самооценку, но и развивает чувство ответственности.
· Новая деятельность. Молодым людям свойственно пробовать себя в различных видах деятельности, и чем больше вы предоставите таких возможностей, тем интереснее им будет работать. Пусть тот, кто не очень хорошо проводит занятия, попробует себя в разработке полиграфии или анкетировании, или подготовке акций.
· Перспектива. Например, возможность получения рабочего места в организации, поездка, обучение на семинаре, рекомендательное письмо для поступления в вуз или получения работы, получение премии.
|
|
Что нужно для работы волонтеров?
· Помещение. Как показала практика, если волонтерам негде собираться, мотивация и эффективность работы снижаются. При наличии помещения волонтеры имеют возможность общаться, готовиться к занятиям, обмениваться опытом.
· Поддержка. Ничто так не разваливает волонтерские группы, как пренебрежительное к ним отношение и скептицизм в отношении их деятельности. Ребята это быстро понимают и уходят. Отношение к волонтерам должно быть таким же уважительным, как к сотрудникам. Многие вещи волонтеры в силу возраста и отсутствия полномочий сделать не могут. В составе волонтерской группы должен быть взрослый участник или руководитель, способный решать проблемы «взрослого характера».
· Обучение. Иначе вопросы: «Зачем заниматься этой деятельностью и как это делать?», — останутся без ответа.
Материальное обеспечение. Рано или поздно материальные затраты все же потребуются. При работе волонтеров они минимальны, но есть. В основном это расходы на канцелярские товары, призы, транспорт.
Анализируя материалы в СМИ и опыт работы волонтеров республики и других регионов, мы (учащиеся МОУ «СОШ №8») пришли к выводу, что и в нашей школе необходима такая форма деятельности, которая включает в себя настолько разнообразные виды работы, в том числе и профилактическую.
НАРКОМАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Перспективы решения
Наркомания - это новой явление в нашей жизни, с которым столкнулось общество в самом начале демократических преобразований. Ее особенность - стремительный рост и распространенность среди молодежи 18-24 лет. Результаты наркотизации населения - рост смертности, распространение ВИЧ, экономические потери. В ближайшие годы эта ситуация будет осложняться [6]. Это признание того, что государство и общество не могут успешно преодолевать проблему, нет эффективной системы лечения наркотической зависимости. Добавим, - нет эффективной системы профилактики.
В вопросах, касающихся здоровья, профилактики зависимости от психоактивных веществ и отклоняющегося (аддиктивного) поведения, простые приемы передачи информации, а так же выработанный десятилетиями "директивный" стиль общения не гарантирует усвоение необходимых знаний и навыков. Того или иного объема информации недостаточно ни для позитивного изменения поведения учащихся и правильного жизненного выбора, ни для формирования способности противостоять вредным воздействиям.
В переходный период общественного развития молодое поколение находится в наиболее сложной социально-психологической ситуации, связанной с утратой прежних социальных стереотипов поведения, искажением существовавших ценностных ориентации. Молодые люди зачастую не имеют необходимых знаний и жизненных навыков, которые позволили бы им сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. В то же время профессиональные группы специалистов, работающих с молодежью, далеко не всегда, как показывает практика, способны оказывать подрастающему поколению необходимую психологическую и социальную поддержку и нуждаются в выработке новых образовательных подходов.
Наркотизм стремительно помолодел - он стал детским. Не только в институтах и колледжах - в любой средней школе городов России ребенок может без труда купить наркотик - были бы деньги. В зоне повышенного риска наркотизации находится четверть детей, подростков и молодежи.
Проблема наркомании сложна и вопросы профилактики потребления психоактивных веществ в организованных коллективах несовершеннолетних представляют собой одну из актуальнейших проблем современной наркологии и педагогики.
|
|
Существуют стандартные модели[7] профилактики наркомании, применяемые во всём мире. Они следующие:
1. Социокультурная модель.
2. Потребительская модель.
3. Запрещающая модель.
История последних двадцати лет показала, что запретительные меры не всегда решают сложных медико-социально-экономических проблем наркомании. Наиболее приемлема социокультурная модель. До каждого несовершеннолетнего необходимо довести информацию о пагубном влиянии наркотических и токсических веществ на организм, о возможности заражения такими страшными заболеваниями, как СПИД, гепатиты, сифилис. В настоящее время эта деятельность представлена преимущественно стихийно организованными тематическими лекциями либо врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел. В этой работе не учитывается реальная ситуация, отсутствует последовательность, непрерывность.
Целесообразней вопросы своевременного и постоянного информирования учащихся школ и средних специальных учебных заведений о вреде наркотиков и токсикантов возложить на педагогов и школьных психологов, медиков. А также использовать потенциал думающей части молодежной среды. Попыткой эффективно объединить в себе традиционные способы передачи информации с элементами практического антинаркотического воспитания является новая форма пропаганды здорового образа жизни, в том числе и антинаркотической пропаганды – волонтерское движение. Мы считаем, что такой подход к антинаркотической профилактике позволит частично решить проблему употребления наркотиков в стране.