Общие представления об изотерапии. Значение цвета в изотерапии. основные этапы в изотерапии. Мандала- рисунок в круге. Монотипии. Проективный рисунок в гештальте. Групповой рисунок. Создание группового рисунка на заданную тему. Проективный рисунок.
Тема 2.3. Сказкотерапия с применением гештальт-метода и системного подхода.
Общие представления о сказкотерапии. Разновидности сказок. Этапы сказкотерапии. Направление сказкотерапии, формы работы со сказкой. Элементы практической сказкотерапии.
Тема 2.4. Куклотерапия. Особенности работы с пластичным материалом.
Куклотерапия: особенности метода. Характерные особенности игры.
Игровая терапия с детьми. Основные задачи игровой терапии. Работа с глиной и пластическими материалами в детской и подростковой психотерапии.
Тема 2.5. Коллаж и фототерапия – как арт-технология.
Особенности работы с коллажем. Общие представления о фототерапии. Возможности фотографии (слайда). Психологические функции фотографии.
Тема 2.6. Музыкотерапия и танцевальная терапия.
Введение в музыкотерапию. История возникновения музыкальной терапии. Использование музыкальной терапии. История возникновения музыкальной терапии. Механизмы воздействия музыки на человека. Музыка и телесные реакции. Общие представления об игровой терапии
Тема 2.7. Игровая терапия и песочная терапия. Маскотерапия.
Игровая терапия: общие представления и основные направления.
Песочница в арт-терапевтической работе: условия применения этапы и стадии. Песочная терапия с детьми.
Модуль 3. ПРИМЕНЕНИЕ АРТ- ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРОИ ИНДИВИДУАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИИ ГРУПП.
Тема 3.1. Особенности индивидуального консультирования.
Тема 3.2. Особенности консультирования семейных пар
Тема 3.3. Особенности консультирование детей.
Тема 3.4. Ведение групп.
Подготовка терапевта к организации психотерапевтической группы. Отбор участников. Принципы составления. Место и условия работы. Открытая и закрытая психотерапевтические группы. Размер психотерапевтической группы. Частота и продолжительность встреч. Общая продолжительность работы. Сопротивление работе группы и его формы.
Теоретические основы работы с группой. Навыки эффективного участия в группе. Этапы работы групп. Техники ведения психотерапевтических групп.
Формы групповой арт-терапии. Классификация арт-терапевтических групп (студийная открытая, аналитическая закрытая, тематически-ориентированная), их признаки.
Контроль знаний:
Сертификация: написание выпускной работы в объеме 40-50 листов печатного текста, предъявление практической работы под супервизию на группе и проведение мастеркласса на интенсиве, семинаре или конференции института. Описание 2-5-ми пролонгированных случаев из собственной консультационной практики, с теоретическими комментариями.
Описание собственного подхода в какой-либо отрасли практической работы (в психологии, педагогике, бизнес - консультировании, медицине), с теоретическими комментариями и практическими примерами, а также необходимо приложить список использованной при написании итоговой работы литературы. Работа должна быть написана с позиции теории Гештальт - терапии и Системной терапии.
При выполнении всех условий обучения и при выполнении всех заданий участники программы получают сертификат института по каждому модулю, а успешно закончившие три модуля получают свидетельство государственного образца.
Условия обучения:
Курс адресован преимущественно специалистам с высшим образованием в гуманитарной области (врачи, психологи, педагоги, социальные работники, антропологи и др.) имеющим практический опыт работы в сфере психологии, педагогики, медицины, социальной работы и/или других гуманитарных сферах.
А также курс предназначен для интересующихся возможностями познания и гармонизации себя, имеющих высшее образование, принимаются студенты старших курсов.
ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСОВ
«АРТ - ТЕРАПИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГЕШТАЛЬТ МЕТОДА И СИСТЕМНОГО ПОДХОДА»
Учебно-тематический план
Разделы, модули | Часы | |||
Всего | Лекции | Практические занятия | самостоятельная работа | |
Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ. АРТ –ТЕРАПИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ. | 72 | 40 | 28 | 4 |
Тема 1.1. Понятие и исторические аспекты развития арт – терапии. | 10 | 6 | 2 | 2 |
Тема 1.2. Гештальт и системный подход. | 14 | 8 | 6 | |
Тема 1.3. Теория и функции self в гештальт методе. | 12 | 8 | 4 | |
Тема 1.4. Невротические механизмы. Сопротивление, как прерывание контакта. | 12 | 6 | 6 | |
Тема 1.5. Символ, образ и метафора в арт-терапии. | 12 | 6 | 6 | |
Тема 1.6. Базовые техники арт-терапии | 12 | 6 | 4 | 2 |
Модуль 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В АРТ- ТЕРАПИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. | 72 | 20 | 42 | 10 |
Тема 2.1. Направления практической арт-терапевтической работы | 4 | 2 | 2 | |
Тема 2.2. Изотерапия. | 12 | 2 | 10 | |
Тема 2.3. Сказкотерапия с применением гештальт-метода и системного подхода. | 14 | 2 | 10 | 2 |
Тема 2.4. Куклотерапия. Особенности работы с пластичным материалом. | 14 | 4 | 6 | 4 |
Тема 2.5. Коллаж и фототерапия – как арт-технология. | 12 | 4 | 6 | 2 |
Тема 2.6. Музыкотерапия и танцевальная терапия | 4 | 2 | 2 | |
Тема 2.7. Игровая терапия и песочная терапия. Маскотерапия. | 12 | 4 | 6 | 2 |
Модуль 3. ПРИМЕНЕНИЕ АРТ- ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРОИ ИНДИВИДУАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИИ ГРУПП. | 72 | 24 | 48 | |
Тема 3.1. Особенности индивидуального консультирования. | 18 | 6 | 12 | |
Тема 3.2. Особенности консультирования семейных пар | 18 | 6 | 12 | |
Тема 3.3. Особенности консультирование детей. | 20 | 8 | 12 | |
Тема 3.4. Ведение групп. | 16 | 4 | 12 | |
ИТОГО | 216 | 84 | 118 | 14 |
Основная литература:
1. Арт-терапия/Сост.и общая редакция А.И. Копытина.- СПб.: Питер, 2001. – 320 с: ил.- (Серия «Хрестоматия по психологии»)
2. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
3. Фриц Перлз. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
Дополнительная литература:
1. Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». — М., 2001. — № 2.
2. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. 310 с.
3. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Практикум по сказкотерапии. — СПб., Речь, 2000. 208 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.
5. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с. илл. — |(Серия ≪Практикум по психотерапии≫).
6. Биркхойзер Оэри. Мать. Архетипический образ в волшебной сказке/ The Mother: Archetypal Image in Fairy Tales - Серия: Юнгианская психология: Когито-Центр, 2006 г. - 256 с.
7. Гнездилов А.В. Встречи на дороге. Терапевтические сказки. — СПб.: Речь, 2006. — 224 с. илл.
8. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
9. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл.
10. Клаудио Наранхо. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ.— Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.— 304 с.
11. Шоттенлоуэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер. с нем./СПб.: Издательсто Пирожкова. (Серия «Новый импульс») 2001. – 256 с: илл.
12. Клаудио Наранхо. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ.— Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.— 304 с.
13. Дженнингс С. Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии/Пер. с англ. И. Динерштейн. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 384 с., илл.
14. Яро СТАРАК, Тонн КЕЙ, Джеймс ОЛДХЕЙМ. ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Рискните быть живым / Пер. с англ. родред. Г.П.Бутенко. — М.: Психотера-пия, 2009. - 176 с.
15. Выготский Л. С. Психология искусства. Издание третье» Искусство; Москва; 1986
16. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души/ Пер. с нем. - М.: Канон, 1997. - 336 с. - (История психологии в памятниках).
17. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.,: Медицина, 1989.
18. Копытин А.И. Основы арт-терапии. - Спб.: Лань, 1999.
19. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. - СПб.: Речь, 2003.
20. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000.
21. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Речь, 2002.
22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2002.
23. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003.
24. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2002.
25. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб.пособие для студ..– М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
26. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. – Спб.: Речь, 2003.
Периодические издания и интернет ресурсы:
27. Информационные ресурсы сайта www. arttherapy. ru.