Специфика хозяйственных ситуаций в рыночной экономике и возможности их оптимального решения

Рыночная экономика предусматривает возникновение потерь поэтому для сокращения возможных ведется оценка рисков. Предприятие производит анализ рисков. Кот могут быть на долговременный период, постоянный характер.Анализ рисков сводится к определению возможных потерь.

Для анализа рисков выполняется аналитическая работа: 1)выявление вероятных потерь; 2)определение суммы потерь(риски потерь активов, упущенные доходы); 3)оценка экономических возможностей по предотвращению и покрытию потерь. 4)выбор реакции(антирисковая политика)Выбор реакции сводится к принятию риска на себя, на страховые компании или страховые риски, дополняющие расходы по устранению риска.

В результате рисков потери покрываются: 1)прямая потеря собственности; 2)потери в результате ухудшения экономической среды(потеря капитала,части собственности); 3)Банкротство

В результате рисков предусматривают потери чистого дохода: утрата готов. Релиз продукции, от перерыва деятельности, допол расходы по востан деятельности, затраты по востановл повреждений собственности,потери связан с арендой собств.

В условиях рынка хозяйственные ситуации более разнообраз­ны, чем в условиях плановой экономики, что обусловлено само­регулирующимся характером экономических отношений.

Правовое поле рыночной экономики в России еще не сформи­ровалось окончательно. Так, в стадии совершенствования находят­ся гражданское и налоговое законодательство, трудовое, админи­стративное и уголовное право. В то же время хозяйствующие субъекты имеют большую степень свободы для разрешения хозяй­ственных ситуаций, возникающих в их деятельности. Все не про­тиворечащие действующему законодательству действия организа­ции или предпринимателя приемлемы, однако требуют дополни­тельного и всестороннего анализа: оценки финансовых рисков, налоговых последствий, воздействия на финансовые результаты деятельности организации и т.д.

Юридический анализ хозяйственных операций, оценка их налоговых последствий и рисков их осуществления.

Юридическую основу разрешения и обоснования хозяйствен­ной ситуации создает документ, составленный хозяйствующим субъектом в одно-, двух- или многостороннем порядке. Именно документ служит основанием для отражения хозяйственной опера­ции в бухгалтерском учете.

Объектом прав на приобрет имущества определяется договором. Договоры гражданско-правового характера крайне разнооб­разны и дифференцируются в зависимости от целей их заклю­чения, способов достижения этих целей, возможных участни­ков и т.д. Регулируются ГК. Переход права собственности обязательно после оплаты товара.С момента оприходования продукции у организации возникает кредиторская задол-ть перед поставщиком.Условия отгрузки и доставки огаваривается в договоре. Трудовое законодательство связано с матер. ответств-ю должностных лиц. Расписка в транспортных документах подтвеждает возникновение матер. ответ перед собственником.При чем ущерб работник должен возместить. Возмещению подлежат реализуемая стоимость потерянного имущества.Работодатель несет дополнительные затраты по восстановлению имущества. В случае хищения-преступление против собственности.  Таможенное законодательство используется если приобретенный товар, поставляется иностранными поставщиками и оформ тамож пошлина и сборы. Налоговое законодательство предусматривает право на изъятие НДС.У предприятия возникает право на возмещение НДС, а у поставщика на уплату НДС. В ГК РФ продажи и реализация рассматриваются как сделки в ходе кот изменяется право перехода в собственности имущества(вещное право). Кроме того рассматривается операции по обмену на др. товары.(договор мены) Юр.анализ хозяйственных операций начинается с того что хоз.субъект должен определить юр.силу документа, на каждую сделку. Документы оформляются на бумаж.носителях и должны иметь юр. Силу. Юр.анализ операций должен предупредить риски предприятия(страховые риски-предпологаемые события, на случай его наступления производится страхование). В бух у существует вероятность ошибки или не правильнойзаписи. Существует потеря риска чистого дохода, если потеря готов продукции, простоя предприятия, потеря с производством продукции. Проводятся совещания и планерки, наблюдение за чистотой потерь.

Рассматриваются в налоговом и уголовном кодексе и кодексе административных нарушений: 1) наказание бухгалтерам в случае отклонения от налогов свыше 100тыс руб., повлечет лешение права заниматься должностью на срок 5лет или арест от 4х мес-6 лет., по причине ущерба, путем обмана, злоупотребление, халатного обращения, подделки документов. 2) штрафы за нарушен с денеж наличностью и вчпол кассовых операций(40-50 минимал опл труда) 3) за нарушение сроков подачи заявления на постановку на учет.(если деятельность без постанов на уч2-3 тыс руб ) 4) за нарушение порядка представления налог декларации(300-500 руб ) 5) Наруш порядка стат отчет.

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, штраф снижается в 2 раза. Налоговая взыскивает штрафы в течении 6мес со дня обнаружения.

Анализ вариантов решения хозяйственных ситуаций, их влияние на финн результат деятельности организации. Выбор оптимального варианта решения и его отражение в учете и отчетности, аудиторская оценка целесообразности.

При решении хоз опир приход изучать парадигмы(парадоксов). В бух уч рассматривается 12 парадоксов:1) прибыль есть, денег нет, 2) деньги есть, а прибыли нет, 3) имущетвенная масса изменялась, а прибыли нет, 4) получен реальный убыток, а в учете показана прибыль(увеличен затрат не завершенного производства и таким образом не переносятся на затраты отчетного периода,а прибыль считается из-за того что занизили затраты) 5) одна и та же сумма может выступать как доход и расход 6) учетный остаток не равен фактическому 7) один и тотже вид ОС может быть отнесен как в основным, так и оборотным средствам. 8)Прибыль исчисляемая с момента образования не может быть равна сумме прибыли кот мы исчесляем за кажд налоговый период. 9)Бух отчетность имеет затраты текущего периода, но относящиеся к будущему 10) одна и та же сумма в бух уч может рассматриваться в кач дохода и в качестве расхода средств(это операции по ссудам, с др стороны возникают обязательства по погашению этого кредита, долга)

В Бух уч имущество прямо или косвенно должно способствовать притоку ДС.

Выбор оптимального варианта решения ситуации

Для определения правильности вывода и выбора варианта решенияситуации.

Ситуации классифицируют: 1) по отношению к участникам:односторонние и двусторонние; 2) по отношению к хоз-му субъекту:внутрен и внешние, 3) по записи на счета: простые, сложные, стонировочные, сводные 4) по закономерности:правомерные и не правомерные 5) по отношению ко времени: текущего отчет периода и отложенного периода 6) по отношению к валюте баланса-4вида операций.В результате ФХД может возникжуть финансовая не состоятельность предприятия(банкротство)

Внешнии прзнаки банкротсва:1) приостановлены текущие платежи 2) не способно выплачивать требования кредиторов, в теч 3х месяцев.

Банкротство признаетсяарбитражным судом или по офиц объявлению о добровольной ликвидации

16.Толкование и анализ финансовой отчётности как совокупности показателей эффективности деятельности коммерческих предприятий В основе экономического анализа находятся показатели, а отчетность представляет собой набор упорядоченных и взаимосвязанных показателей, которые в свою очередь служат информационной основой для расчета других индикаторов. Годовой отчет любой крупной компании начинается с раздела «Основные индикаторы», в котором приводятся ключевые финансовые показатели, комплексно характеризующие финансовое положение результаты деятельности данной компании. Одной из основных характеристик успешности работы компании служит показатель «доход (прибыль) на акцию», поэтому в годовом отчете любой крупной компании этот показатель приводится в динамике. Напротив, ввиду неоднозначной трактовки понятия «эффективность» можно выбрать те показатели эффективности, которые наиболее выгодно характеризуют деятельность данного предприятия. Однако даже если целевая установка носит общий характер, комплексность оценки может быть достигнута лишь в том случае, когда удается сформировать систему показателей. Термин «система показателей» - комплексность анализа предполагает использование в работе некоторых наборов, совокупностей показателей. Бухгалтерская отчетность представляет собой финансовую модель предприятия, а потому совокупность показателей, построенная на основе отчетности и охватывая все стороны имущественного и финансового потенциалов предприятия, без сомнения представляет собой систему. В системе чаще всего должны наличествовать частные и обобщающие показатели. Эффективность каждого ресурсов оценивается собственными показателями (фондоотдача, производительность труда, оборачиваемость), играют роль частных показателей. Прибыль, являясь абсолютным показателем далеко не всегда может служить критерием сравнительной оценки эффективности работы предприятия, иное дело - показатели рентабельности.

При проведении сравнения необход,чтобы были выпол-ны опред-ные требования:

1) явления должны быть качественно сравнимы между собой, т. е. иметь нечто общее, служащее основанием сравнения; 2) необходимо соблюдать тождественность формирования сравниваемых показателей (имеется в виду одинаковость способов организации сбора исходной информации ); 3) сравниваемые явления должны быть измерены в одинаковых единицах измерения 4)объекты или явления должны сравниваться по сопоставимому набору единиц; 5)при пространственно-временных сопоставлениях сведения по сравниваемым объектам должны браться на одну и ту же дату (моментные данные) или за один и же временной интервал (интервальные данные).

Требования к информации бухгалтерской отчётности – на всех этапах развития к бухгалтерской информации предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, своевременность, оперативность. Однако на современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требования: она должна быть высокого качества и эффективной, удовлетворять потребностям собственника, иностранного партнера, участвующего в создании и функционировании совместного предприятия. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Необходимо также, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени.Любые искажения бухгалтерской отчетности, т.е. неверное отражение и представление данных учета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения, резко снижают ценность бухгалтерской информации. Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности является результатом преднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Они совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности является результатом непреднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах.

Данные финн-вой отч-сти составляют основу инфор-ного обеспечения системы перспективного анализа. На базе этой инфор-ции проводится обобщенный анализ финн-вого состояния, разраб-тся прогнозные оценки значений основных фин-вых показателей. Аудит-ское закл-ние в составе годового бухг-ского отчета хозяйствующих субъектов, для которых аудит-кая проверка обязательна, является его неотъемлемой частью. Оно призвано дать подтверждение того, что информ-ная отчетность может быть использована при обосновании фин-вых решений. Надежность и достоверность финн-вой отч-ти обеспечивается за счет полноты раскрытия существенной инфор-ции. Неполное раскрытие такой инфор-ции может сделать отчетность ложной и дезориентирующей. Форма и структура финн-вой отчетности предп-тия в настоящее время постоянно совершенствуются. Вводятся новые документы, позволяющие получить дополнительную инфор-цию об эконом-ком положении организации.

Т.о, в условиях рын-ной экономики значительно повыш-ся роль и значение фин-вой отч-сти и ее анализа для осущест-ния перспективного анализа финн-вой деятельности предп-тий.Финан-я отчет-ть предп-тия является одним из основных инстр-тов управ-ния предпр-ем и выступает связующим звеном между предпр-ем и обществом, средством взаимод-вия предп-тия с рынком. От полноты и достоверности, данных финансовой отчетности зависит целесообразность осуществления перспективного анализа.

17. Оценка качества информации финансовой отчётности.Принципиальной основой перехода на международные стандарты является признание общих принципов подготовки и составления финансовой отчетности.   Цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Эта информация необходима широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. Для того, чтобы получить общее представление об условиях применения международных стандартов финансовой отчётности представляется целесообразным рассмотреть эти допущения и принципы. Следует рассмотреть три базовых принципа, лежащие в основе финансовой отчетности: Принцип непрерывности деятельности; В соответствии с ним предполагается, что хозяйствующий субъект будет постоянно осуществлять свою деятельность, т.е. продолжит ее в обозримом будущем. Он не намерен ликвидировать или значительно сокращать свою деятельность и не нуждается в этом. Согласно российским правилам, учетная политика хозяйствующего субъекта призвана определять возможные варианты учета тех или иных финансовых операций, по которым в рамках действующей в стране системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения предусмотрены альтернативные решения. При этом руководящий орган субъекта сам утверждает порядок контроля за своими финансовыми операциями. Принцип начисления; Реализация данного принципа обеспечивает признание доходов и расходов по мере возникновения экономических выгод и по мере потребления. Принцип начисления дает возможность прогнозировать влияние совершенных операций на финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта.Финансовая отчетность хозяйствующего субъекта, подготовленная в соответствии с принципом начисления, предоставляет внешнему пользователю информацию не только о произведенных в прошлом операциях, фактически полученных доходах и понесенных расходах, но также данные, которые включают в себя предстоящие платежи по обязательствам. Принцип приоритета содержания над формой. В международной практике общепринятым является тот факт, что в бухгалтерском учете операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с юридической формой. Действительно, достоверность отражения учетной информации хозяйствующими субъектами требует, чтобы операции и другие события отражались в финансовой отчетности в соответствии с их финансовым содержанием, а не только с юридической формой.

Помимо трех перечисленных выше базовых принципов, существует еще целый ряд принципов и требований, которые относятся к качественным характеристикам финансовой отчетности и содержащейся в ней информации: Понятность. Данное требование, предъявляемое к учетной информации, означает, что она должна быть доступна для понимания пользователями, обладающими достаточными знаниями в области бухгалтерского учета и экономики. Поэтому финансовая отчетность составляется с учетом того, что пользователь обладает необходимыми знаниями и способностью анализировать предоставляемую учетную информацию. Сравнимость. Требование сравнимости означает необходимость предоставления такой информации, которая позволяет лицу, принимающему решение, выявить сходства, различия и тенденции. Сравнимость, или сопоставимость, учетной информации должна обеспечивать сопоставимость данных финансовой отчетности как с аналогичными данными за предшествующие периоды, так и с данными по другим хозяйствующим субъектам данной отрасли. Достоверность. Требование достоверности означает, что информация должна быть правдиво представленной, легко проверяемой и носить нейтральный характер. Правдивость информации - это, прежде всего, степень адекватности экономическим процессам, а проверяемость -это возможность ее подтверждения. Учетная информация должна беспристрастно отражать деятельность хозяйствующего субъекта, не затрагивая ничьих интересов. Полнота. Данное требование предполагает, что учетная информация должна содержать максимум того, что необходимо знать заинтересованным лицам, и включать в себя все необходимые комментарии, чтобы не дезориентировать того, кто будет ею пользоваться. Информация должна быть достаточно полной и иметь все необходимые факты для обеспечения ясного понимания финансовой отчетности. В отчетности должны получить отражение все факты деятельности хозяйствующего субъекта за отчетный период. Осторожность (предусмотрительность). Этот принцип бухгалтерского учета должен соблюдаться как при отражении активов и пассивов, доходов и расходов, так и при создании резервов по ссудам. В соответствии с принципом осторожности (предусмотрительности) все возможные убытки должны отражаться в финансовой отчетности до момента их фактического возникновения, а все возможные прибыли, как правило, не должны приниматься во внимание до момента их фактического получения или до тех пор, пока не появится уверенность в реальности их получения. Своевременность. Данное требование связано с необходимостью должного соотнесения надежности и уместности информации.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения операций или непосредственно после их окончания и содержать обязательные реквизиты. Принцип предоставления сводного баланса и отчетности в целом по организации. В соответствии с этим принципом хозяйствующий субъект должен составлять сводный баланс и предоставлять отчетность о себе в целом, включая филиалы, т.е. составлять консолидированную финансовую отчетность. Принцип обособленного ведения учета. Этот принцип бухгалтерского учета заключается в том, что учет имущества других юридических лиц, находящегося в пользовании у хозяйствующего субъекта, осуществляется отдельно от учета материальных ценностей, являющихся его собственностью. Принцип двойной записи. Данный принцип означает, что хозяйствующий субъект ведет бухгалтерский учет имущества, банковских, хозяйственных и других операций путем двойной записи на корреспондирующих счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета. При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Принцип оценки. Согласно этому принципу объекты бухгалтерского учета должны быть оценены по цене приобретения и расходам, связанным с их доставкой, установкой, наладкой и пуском в эксплуатацию.

В бух практики при составлении и анализе отчетности предусматривают балансы:

Баланс между выгодами и затратами. Соотношение между выгодами и затратами означает, что выгоды от информации не должны превышать затраты на ее получение, причем процесс соотнесения выгод и затрат требует профессиональной оценки. Соотношение между выгодами и затратами - это скорее принципиальное ограничение, а не качественная характеристика.

Баланс между качественными характеристиками. Качественные характеристики учетной информации должны уравновешивать друг друга, о чем должны заботиться лица, ответственные за предоставление этой информации. Соотношение между качественными характеристиками является предметом профессиональной оценки бухгалтера

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: