Особенности компрессии

Тема 18. Виды научных текстов. Их характеристика и особенности оформления.

План

I Рассмотрение теоретических вопросов.

1. Первичные и вторичные научные тексты.

2. Особенности работы над составлением текста.

3. Особенности компрессии.

4. Реферат. Рецензия. Конспект.

II Практические задания для самостоятельной работы.

Первичные и вторичные научные тексты.

В практике вуза используются самые разнообразные научные тексты –конспекты, рефераты, которые пишут студенты; монографии, изучениекоторых нужно для дипломной работы; лекции, создаваемыепреподавателем.Работая с ними, необходимо помнить, что научные тексты бываютпервичными и вторичными.

Первичные – это первоисточники,оригиналы. К ним относятся, например, научная статья, монография. Научная статья –сочинение, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Монография –научный труд, посвященный изучению одной темы.

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другомуавтору.

В научном тексте (первичном и вторичном) выделяют следующие части: заголовок, вводнаячасть (формулируется цель работы и обосновывается выбор темы исследования, описываютсяметоды исследования). Основная часть членится на главы в соответствии с задачами работы.

Каждая новая мысль оформляется в новый абзац. Заключение имеет форму выводов иликраткого резюме.

 

Особенности работы над составлением текста.

Работа над текстом начинается с введения. Это не просто часть работы, но и документ,характеризующий работу. Оно начинается с обоснования актуальности выбранной темы.Далее необходимо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность ккритическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Отсюда логическивытекает цель заявленной работы.

Следующий этап работы – рассказ о методикеисследования проблемы. Формулировка целей и задач исследования должна быть четкой икраткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько,они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач совпадают сназваниями глав и параграфов основной части. Задачи даются в форме перечисления.

Содержание основной части зависит от темы. Названия параграфов должны бытьсформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием главы. Общеесодержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить еераскрытием.

Важную функцию выполняет заключение. В нем воспроизводится весь путьисследования. Необходимо подать логически вытекающие из него выводы. Выводы должнысоотноситься с поставленными вначале задачами. Заключение – это своеобразный отчет опроделанной работе, где показываются реальные достижения, указывается принеобходимости практическая польза.

Важными элементами являются также библиография и приложения.

В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается врезультате компрессии (лат.сжатие). С помощью компрессии текст становится меньше по

объему, в нем легче выделить основные положения и наиболее значимые моменты.

 

Особенности компрессии.

Последовательность действий при компрессии такова:

1. Чтение текста и выделение ключевых слов.

2. Написание вторичного текста с использованием соответствующих речевых клише.

3. Использование слов с обобщенно-абстрактным значением для того, чтобыпередать основное содержание абзаца (задачи, точка зрения, выводы и т.д.)

Самый простой вид компрессии – план. Планы бывают вопросные, назывные итезисные.

• Вопросный план использует вопросительные слова (Какова роль информации всовременном мире?).

• Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные

предложения (Роль информации в жизни человека).

• Тезисный план отражает ключевые предложения текста и использует также глагольные

формы (Роль информации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, ктовладеет информацией, владеет ситуацией).

В практике вуза, а также в профессиональной деятельности требуется умение написатьтезисы. Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Онимогут быть первичными и вторичными.

Первичные тезисы – это краткое изложение содержания публичного выступления (длясебя).

Вторичные пишутся на основе работы другого автора (статьи, монографии, лекции).

В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает микротему исоставляет, как правило, отдельный абзац. Тезисы раскрывают решение проблем, вопросов,тогда как план их только называет. В них отсутствуют цитаты и примеры. Как правило,предложения с тезисами строятся с употреблением отглагольных сказуемых, безличныхпредложений.

Аннотация (лат.заметка) – краткая характеристика содержания (описание) статьи,книги. Она дает общее представление о статье (о чем идет речь), а не раскрывает сущностьзатронутых проблем. Аннотации бывают:

• информационные (дается описание, но нет оценки),

• рекомендательные (дается характеристика и рекомендации для практическогоприменения),

• групповые (характеристика нескольких произведений).

Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания) вноминативной форме (в именительном падеже). Аннотация состоит из 2-х главных частей: впервой дается библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляютсяосновные проблемы или положения. В конце может указываться адресат. Используютсяследующие речевые клише:

В книге исследуется (что?); показан (что?); большое место занимает рассмотрение(чего?); в монографии дается характеристика (чего?); в книге приведены примеры,иллюстрации; в книге анализируется (что?); главное внимание обращается (на что?); вработе нашли отражение проблемы; в заключении кратко разбирается (что?); сборникрассчитан (на кого?); статья рекомендуется, предназначена...

Схема аннотации: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Она невелика пообъему и состоит из простых предложений. Ее можно увидеть на обратной сторонетитульного листа, например, учебников, справочников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: